По мере преобразования своих экономических завоеваний Поднебесная стала уделять внимание и таким внешнеполитическим инструментам, как "мягкая сила". На официальном уровне теория "культурной мягкой силы" впервые была озвучена в КНР на 17 съезде Коммунистической партии Китая (КПК) в октябре 2007 года в качестве важной составляющей комплексной государственной мощи страны и ее международной конкурентоспособности. Председатель КПК Ху Цзиньтао отмечал, что культура становится все более важным фактором в совокупной государственной мощи, и призывал к повышению роли культурной составляющей "мягкой силы"[1 С.32–35]. Одним из элементов практической реализации этой теории стало открытие по всему миру центров по продвижению китайского языка и культуры, получивших название Институты Конфуция, а также проведение Олимпиады 2008 года в Пекине. У КНР есть свой стиль в осуществлении процесса построения дружественных отношений - всесторонняя дружественная "атака", стремление сотрудничать по всем направлениям с целью обеспечения стабильного и устойчивого доступа к ресурсам страны и возможности открытия новых экспортных рынков для поддержания своей экономики.
В последние годы Китайская Народная Республика была во многом успешна благодаря использованию "мягкой силы", это помогло обрести статус великой державы. Одна из основных задач ее использования на международном уровне - это создание привлекательного образа страны. Вторая задача-стремление заставить другие страны принять культурные ценности данного государства и проведение своей идеологии. Нельзя не признать успех проведения данной политики китайскими лидерами и возрастающую роль Китая как глобального игрока на мировой арене. Он становится все в большей степени интегрированным в международные институты, капиталистическим и современным государством. Благодаря бурному экономическому росту у современного Китая появляется все больше ресурсов для решения своих геополитических и экономических интересов, которые распространяются далеко за пределы Азиатско-Тихоокеанского региона. КНР заявляет о себе как о лидере во многих сферах, в частности уже как и о космической державе [2 С. 20-31].
Использование "мягкой силы" в политике Китая мы можем наблюдать на протяжении последнего десятилетия, она направлена не только на развивающиеся страны, но и на западные в том числе, расширяя данную внешнюю политику в сфере культуры, СМИ, экономики, тем самым наращивая усилия в формировании глобального пространства и создавая привлекательный образ своей страны. Очевидно, что данная внешняя политика носит мирный и ответственный характер. Так, в своей книге "Китай-Россия 2050: стратегия соразвития" Б.Н. Кузык и М.Л. Титаренко отмечают, что "внешнеполитическая стратегия Китая на ближайшие 50 лет определена. Она нацелена на обеспечение национальных интересов страны, ее целостности и стабильности". Главная цель Китая - обеспечение поступательного развития и улучшения качества жизни населения на основе инновационного развития, продолжение политики открытости и реформ. Одна из основных характеристик внешнеполитической стратегии - "обеспечение мирных условий для решения проблем внутри Китая" [3 С.525-526].
Существуют некоторые различия применения "мягкой силы" КНР в Соединенных Штатах, Европе и в развивающихся странах. В таких регионах, как Африка, Латинская Америка и Юго-Восточная Азия, Китай, особенно активен, инициатива "мягкой силы" привязана к ключевым ресурсам, таким как энергоносители. Также данная инициатива направлена на то, чтобы убедить страны признать Тайвань, как неотъемлемую часть КНР, т.е. признание "одного Китая". Одним из ярких примеров внедрения мягкой политики Китая можно рассмотреть на Африке. Опросы, проведенные рядом агентств, показывают, что африканцы расценивают присутствие Китая в своих странах как положительное. Наращивание мягкой силы Китая можно объяснить ростом экономики и налаживанием экономических связей со многими Африканским странами. Экспансия торговли и инвестиция Китая в страны Африканского континента, а также расширение совместных проектов оставляют позитивный отпечаток о Китае на граждан Африки[4]. Вовлечение Китая в экономическую среду является прагматичным и согласованным с приоритетам африканских стран. Более того, растущее влияние Китая как мировой державы способствует росту желания сотрудничества c его правительством.
Обязательства китайской мягкой политики варьируются от здравоохранения вплоть до профессионального и культурного обмена. Тем не менее, Китай не может пока что сравниться с показателем Соединенных Штатов Америки.
Культурное взаимодействие между Китаем и Африкой является наглядным примером распространением мягкой политики. В 2005 году был основан Институт Конфуция. Китайское правительство оказывает финансовую поддержку и предоставляет возможность изучения Китайского Языка и культуры Китая обществу. На данный момент существует 19 институтов в Африке, в ближайшем будущем Китай планирует инвестировать 20 миллионов юаней в образовательные проекты в Южной Африке, включая изучение китайского языка в 50 местных школах [5].
Экономический подъем Китая создал условия для усиления его влияния в мире. В настоящее время КНР занимает лидирующие позиции в международной структуре, в частности, в таких организациях, как МВФ, ООН, Всемирный Банк и др., а также в глобальных и региональных проектах – форумах БРИКС, ШОС, АТЭС, АСЕАН и пр. При этом Китай стремится быть не только полноценным участником в системе международных отношений, но и одним из полюсов многополярного мира. Хотя китайское наступление в области "мягкой силы" хорошо подкрепляется материально, в Китае не учли, что применение "мягкой силы" подразумевает, прежде всего, наличие ценностей, открытости и высокого уровня благосостояния, а также привлекательного примера, которому бы хотели следовать.
В Китае до сих пор энергично воздействуют на западное общественное мнение через специально создаваемые псевдообщественные организации, полностью контролирующиеся на практике государственно-партийной властью. В этих условиях "публичная дипломатия" непременно превращается в обычную государственную пропаганду. Вдобавок, китайские власти закрывают излишне откровенные СМИ, приговаривают к длительным тюремным срокам даже умеренных оппозиционеров, закрывают доступ к многочисленным "вредным" сайтам ГИС Интернет. Несмотря на все усилия по превращению агентства Синьхуа и китайского центрального телевидения в конкурентов Си-эн-эн и Би-би-си, зарубежных зрителей и слушателей у китайской пропаганды немного. Поэтому китайская модель развития вряд ли станет особенно привлекательной для всего мира.
В целом, на Западе, "мягкая сила" страны направлена в сторону более тонких и менее конкретных определенных усилий, например, развитие международной культуры и истории экспонатов и участие в международных мероприятиях ( таких как, Олимпийские игры) и непосредственное привлечение иностранной общественностью языковых институтов и СМИ. Целью данной инициативы можно определить изменения изображения Китая и избежание негативного восприятия страны для остального мира.
Деятельность КНР по проведению «мягкой силы» во внешней политике можно сгруппировать в пять основных категорий:
Инвестиции и иностранная помощь: Китай вложил значительные средства в ключевые ресурсы развивающихся стран, особенно в Азию, Африку и Латинскую Америку. Например, Китай ведет переговоры по соглашениям о свободной торговле с такими регионами, как Юго-Восточная Азия. В отличие от многих других крупных многосторонних и двусторонних «доноров», Китай не связывает свою помощь с другими вопросами, такими, как экологические нормы качества или соблюдение прав человека, принципов правильного, с точки зрения Запада, поэтому китайские инвестиции особенно привлекательны для многих развивающихся стран [7]. В Китае иностранные инвестиции и иностранная помощь может иногда быть не различны; инвестиции, к примеру, могут осуществляться по политическим причинам.
Поддержание мира и гуманитарная помощь: Китай направляет значительное число миротворцев в «горячие точки» под флагом Организации Объединенных Наций, а также поддерживает медицинские учреждения и оказывает медицинские услуги для развивающихся стран.
Программы обмена: затрагивают области языка и культуры. Например, для продвижения китайского языка и культуры Китая, по всему миру открылось около 400 институтов Конфуция.
Двусторонние межгосударственные связи и многосторонняя дипломатия: Китай активно участвует в многосторонних форумах, поддерживает экономические, политические отношения и контакты в военной сфере, устанавливает стратегическое партнерство с отдельными государствами Юго-Восточной Азии, а так же и со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Большой интерес для КНР проявляется в развитии интеграции ЮВА, тем самым усиливая свои позиции в странах АСЕАН и ослабляя антикитайские настроения. Кроме того, китайская сторона создает новые региональные организации для расширения своего влияния в регионе, например, Шанхайская организация сотрудничества и форум китайско-африканского сотрудничества[6].
Дипломатия: КНР увеличила количество встреч на высшем и высоком уровне, устраиваются многочисленные конференции и региональные форумы, на которых разъясняются основы политики страны, повышается профессионализм и квалификация дипломатов, которые, в свою очередь, получают образование в престижных зарубежных университетах.
Данные категории необходимы КНР для реализации двух долгосрочных целей во внешней политике. Первая цель характеризуется созданием и сохранением благоприятных условий для дальнейшего развития государства, вторая- стремлением к становлению Китая, как одного из полюсов многополярного мира. Продолжение развития своей экономической базы для привлечения технологий, инвестиций и для открытия новых рынков, а также избежание прямых вооруженных конфликтов являются достижением этих двух целей Китая. В рамках данной стратегии основными объектами для дипломатии КНР становятся приграничные станы и регионы, так как именно с ними допустимы не только высокоэффективное развитие экономических связей, но и локальные вооруженные конфликты. Китай не стремится к прямому и силовому политическому контролю, а стремится к организованному и направленному воздействию на ключевые точки регионов и стран, государств и общественных систем.
Во внешней политике Китая преобладает не диктат, а дипломатическая направляющая, стремление «побеждать, не сражаясь»[8]. Сегодняшняя борьба между Китаем и США носит идеологический, принципиальный характер, так как затрагивает основные положения китайской идентичности, включая общую модель развития страны, систему ценностей и ведется в сфере общественного сознания. При этом в Поднебесной обеспокоены тем, что не столько Китай привносит в мир свою культуру, сколько США, которые приобрели черты культурологической гегемонии в мире, включая растущее влияние американской мягкой силы в самом Китае. И в западных кругах это тоже хорошо осознается.
Стабильный и мирный, но в то же время активный и уверенный характер внешней политики КНР, а также ее желание расположить к себе другие страны позволяют понять использованием Китаем «мягкой силы» в политике, то есть желание продемонстрировать всему миру современный ненасильственный и конструктивный характер политики Китая и создать привлекательный образ страны. Сегодня в китайском арсенале активно используется экономическая помощь, миролюбивая внешняя политика, моральные ценности и привлекательность традиционного и современного Китая, материальной и духовной культуры,. Следует отметить, что КНР в настоящее время испытывает давление Запада, охватывающее практически все сферы деятельности – общество, политику, духовную жизнь народа. Китай делает акцент на укреплении собственной репутации путем постепенного формирования своего позитивного образа и имиджа надежного экономического и политического партнера в сознании элит и населения государств региона. Из-за своего сложного языка и специфической культуры, носителями которой могут быть только непосредственно китайцы, и которая отторгается другими народами, Китай ограничен в применении «мягкой» силы, в её социокультурном аспекте, и тем самым фактически лишается важного механизма влияния на международную политику, что сильно подрывает его претензии на мировое лидерство.
[1] Сергеева, А. А. Поиски эффективного использования диаспоры // Азия и Африка сегодня. 2011. № 9. С. 32–35
[2] Басов А.Н. Китай как новая космическая держава // Проблемы Дальнего Востока. 2010. №5. С. 20-31
[3] Кузык Б.Н. Титаренко М.Л. Китай-Россия 2050: стратегия соразвития. М., 2006. С.525-526
[4] Joshua Kurlantzick, China’s Charm: Implications of Chinese Soft Power, Policy Brief 47 (Washington, DC: Carnegie Endowment for International Peace, June 2006).
[5] Denise E. Zheng, “China’s Use of Soft Power in the Developing World: Strategic Intentions and Implications for the United States,” in Chinese Soft Power.
[6] Douglas Farah and Andy Mosher, Winds from the East: How the People’s Republic of China Seeks to Influence the Media in Africa, Latin America, and Southeast Asia (Washington, DC: Center for International Media Assistance, September 8, 2010).
[7] 中华人民共和国国家统计局 (Государственное статистическое бюро КНР). URL : http://www.stats.gov.cn/.
[8] 余敏. 出版集團研究 (M). 北京: 中國書籍出版社. 2001
Троян Ирина Владимировна - эксперт по Китаю и странам Восточной Азии (Россия)
Комментарии читателей (0):