Напомню, что президент России В.В. Путин и его коллега президент Австрии Х. Фишер говорили о документе, который появился более года назад 11-12 февраля 2015 г. в Минске. На самом деле тогда на саммите после 16-часовых переговоров было принято два документа, о чем сейчас уже мало кто помнит. Первый – это «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений», известный как Минск-2, о чем мы и ведем сейчас речь. Этот документ был согласован участниками так называемой «Нормандской четвёрки» (Россией, Германией, Францией и Украиной). Подписала же его контактная группа в составе представителей Украины, Донецкой и Луганской народных республик, России и ОБСЕ. Этот комплекс мер должен был содействовать исполнению Минских договоренностей, достигнутых еще в сентябре 2014 г. также в Минске (Минский протокол от 5 сентября 2014 г. и Минский меморандум от 19 сентября 2014 г.). Второй же документ – это декларация лидеров «Нормандской четверки» в поддержку этого комплекса мер. Это заявление является не подписным документом. «Минские соглашения» сформировали политико-правовую основу, позволившую обеспечить деэскалацию вооружённого конфликта на востоке Украины.
2 октября 2015 г. в Париже лидеры стран «Нормандской четвёрки» заявили о возможном продлении сроков выполнения Минска-2 на 2016 г. И 6 ноября в Берлине главы внешнеполитических ведомств России, Германии, Франции и Украины договорились о переносе сроков реализации «Минских соглашений» на 2016 г.
Итак, прошло уже больше года. Крупномасштабные боевые действия не ведутся, однако многие пункты соглашения не соблюдаются. Говорить о каком-либо прорыве в реализации «Комплекса мер» по итогам 2015 г. не приходится. За истекший год 3 пункта Минска-2 реализованы частично, а 8 из 13 условий не выполнены вообще. По всем политическим пунктам следует признать ухудшение ситуации, связанное с попытками Киева изменить базовые условия для их выполнения. На данный момент реально ощутимый результат «Комплекса мер» – это прекращение боевых действий. Притом что отдельные столкновения есть.
Можно выделить такие основные причины, связанные с реализацией «Минска-2». Во-первых, наибольшую сложность представляет 11-й пункт: проведение конституционной реформы. Поправки в украинскую Конституцию так и не были внесены. Украинская сторона не хочет присваивать Донбассу особый статус и пытается решить вопрос в рамках обычной децентрализации. ДНР и ЛНР, а также российская сторона требуют, чтобы в 133-й статье Конституции Украины Донецкая и Луганская области были перечислены среди прочих регионов как отдельные районы с особым статусом. Срыв голосования по вопросу об особом статусе обосновывается украинской стороной тем, что в Верховной Раде отсутствует необходимое для прохождения решения количество голосов. По украинским законам такую инициативу должны поддержать 2/3 Рады (300 депутатов). Понятно чего официальный Киев боится. Если Донбассу присвоить особый статус, то и другие регионы Украины могут инициировать такие же требования. Во-вторых, столь же большую сложность представляет и 9-й пункт, который касается восстановления полного контроля над государственной границей со стороны Украины. С одной стороны, экономическая помощь, поступающая со стороны России, жизненно необходима для непризнанных республик, поэтому, если границу будет контролировать Украина, то она получит возможность для блокирования таких мероприятий. А с другой стороны, в случае проведения выборов в ДНР и ЛНР Украина приобретает там легитимную власть, с которой придется иметь дело и игнорировать ее будет невозможно. Уместно ли в таком случае говорить о полноценном контроле Киева над границей. Нет.
В-третьих, власти Украины не имеют формулы, которую можно было бы использовать для реинтеграции жителей непризнанных республик. Одно дело территория и совсем другое люди, прошедшие через боль, кровь и страх, и не желающие возвращаться под крыло тех, кто стрелял, бомбил и уничтожал. В-четвертых, если стороны придут к миру, Украина не сможет более использовать риторику о российской агрессии и тем самым лишит себя возможности списывать на Москву и лично В. Путина все проблемы и беды, а также в глазах мирового сообщества окончательно растворится виктимность Украины. В-пятых, согласно «Комплексу мер по выполнению соглашений», необходимо обеспечить восстановление социально-экономических связей, в частности, решить проблемы социальных выплат, системы налогообложения и функционирования банков. Соответственно увеличится финансовое бремя для дышащей на ладан украинской экономики. Украине придется выделять средства на социальные гарантии для трехмиллионного населения республик, выплату зарплат государственным служащим и восстановление инфраструктуры. До начала гражданской войны Донбасс во многом тянул на себе другие регионы Украины. Теперь же пребывает в разрухе и упадке.
Остановимся на этом, хотя можно продолжать и далее. Уже очевидно, что для Украины эти соглашения в нынешнем виде в принципе невыгодны. Вместе с тем это единственная легитимная основа для разрешения украинского кризиса. Поэтому любые не согласованные в «нормандском формате» попытки внести в Минские соглашения новые положения или увязать выполнение согласованных пунктов с какими-то дополнительными условиями, а также отказ от выполнения уже зафиксированных договоренностей в намеченные сроки, следует рассматривать как срыв мирного процесса.
Курылев Константин Петрович — доктор исторических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений РУДН
Комментарии читателей (0):