Хотя вряд ли это впрямую связано только с недавней встречей в Сочи президентов России, Армении и Азербайджана, но, в крайнем случае, оно хронологически совпадает со временем проведении этой встречи, что дает нам основания считать этот рубеж показательным в плане рассматриваемого нами вопроса. Тем не менее: а) сам факт организации данной встречи, инициатором которой был Владимир Путин; б) время проведения, что также немаловажно; в) уровень организации; г) четкая расстановка акцентов при определении приоритетности обсуждаемых вопросов с точки зрения национально-государственных интересов России на этом важном участке; д) виртуозно исполненная роль модератора со стороны российского президента при общении со своими коллегами, который в этот раз вовсе не собирался скрывать, что главным арбитром в решении более или менее значимых проблем и конфликтов в Закавказье является именно он и руководимое им государство, следовательно, в данный период истории именно ему решать, кто, в каком статусе и когда может быть приглашен к обсуждению судьбоносных для данного региона вопросов, позволяют нам утверждать, что именно Сочи стал символическим рубежом в новейшей истории России с точки зрения становления качественно новой власти в стране. Чем, на наш взгляд, это объясняется?
1. Мало кому в мире в голову могла прийти мысль, что завязнувшая в украинском кризисе Россия, как принято говорить в таких случаях, нежданно-негаданно откроет новый (пока что дипломатический) «фронт» на своих южных рубежах, приступив к разруливанию одного из самых сложных региональных конфликтов – в Карабахе. Ведь после завершения серии неудачных попыток предыдущего президента России по разрешению данного конфликта многие были уверены в том, что инициатива в этом направлении окончательно перешла к другим государствам-сопредседателям Минской группы, точнее – к Франции. Мало того, чуть ли ни весь мир находился в ожидании очередной встречи С. Саргсяна и И. Алиева в Париже (или в Нью-Йорке). А в Баку нашлись те, кто был более чем уверен в том, что недалек тот день, когда Россия потерпит окончательное фиаско на Украине, а ее экономика обрушится под действием экономических санкций Запада, что даст возможность Азербайджану военным путем освободить «свои» земли. Вот в таких условиях появление сообщения о предстоящей встрече трех президентов, причем без участия в них сопредседателей Минской группы, для многих стало громом сред белого дня.
Это свидетельствовало о том, что власть в России стала адекватной роли на международной арене, которая была присуща Москве до недавнего времени и от чего она вынуждена была отказаться в силу известных разрушительных процессов конца прошлого века. Если провести историческую аналогию, то можно вспомнить, например, начало XIX века, когда Российская империя одновременно вела нескольких войн с самыми мощными региональными силами того времени, и из всех вышла победительницей, обеспечив тем самым свое влияние в мире и отдельных регионах, в том числе, в Закавказье, на многие десятилетия вперед. Путин в очередной раз доказал, что Россия сегодня имеет все ресурсы, а ее лидер – необходимую волю для обеспечения национальных интересов государства по всему периметру своих границ, равно как за их пределами (о чем свидетельствуют также итоги визита президента Египта в Москву).
2. Сочинская встреча стала показателем того, что у руководства России имеется уверенность в том, что с украинским кризисом в основном «все ясно», главная же арена геополитической схватки за сферы влияния великих держав постепенно переходит уже в другой регион мира – конкретно в Закавказье.
3. Российский президент продемонстрировал, что он больше не собирается идти в «хвосте» событий и определять приоритеты своей страны в авральном порядке, по ходу развития процессов, как это мы, увы, видели в ходе украинского кризиса, а является инициатором и модератором в определении геополитического облика того или иного региона, которые входят в сферу влияния России.
4. Сочинская встреча окончательно подвела черту под «олигархическим» характером внешней политики Москвы. Без преувеличения можно констатировать, что подготовка и успешное проведение этой встречи стало результатом доверия Владимира Путина к своим аналитикам и вообще к аналитической мысли в стране как таковой. Инициатива проведения данной встречи, насколько нам известно, не исходила от российских олигархов, они даже не были приглашены в Сочи. В этом смысле переговоры уже не выглядели «Габалинским чаепитием» некоторых московских олигархов со своими местными партнерами, что мы наблюдали во время последней поездки В. Путина в Азербайджан. Впервые в новейшей истории России повестка этой встречи полностью, можно сказать, до мельчайших деталей была подготовлена ведущими российскими аналитиками и экспертами по региону. В этом смысле она носила системный характер, что до последнего время мы редко наблюдали во внешнеполитических инициативах Путина.
5. Еще одной отличительной особенностью Сочинской встречи стала то, что в ходе ее президент впервые доказал, что внешняя политика такой великой державы как Российская Федерация не может строиться на личных (дружественных или недружественных) связях главы государства с его зарубежными коллегами, какими бы они искренними не казались. Да, безусловно, личные связи, симпатии или антипатии глав государств во все времена играли и продолжают играть значительную роль в межгосударственных отношениях. Но при этом многочисленные примеры последних лет из практики взаимоотношений России с зарубежными государствами ярко показывают, какими нежелательными последствиями может обернуться политика государства, которая строилась исключительно на основе таких связей. Как говорится, главы государства приходят и уходят, а сами государства остаются, и, следовательно, основные принципы и ценности внешней политики должны быть незыблемыми. Внешняя политика, особенно в нашем сложном и полным угрожающими для всего миропорядка вызовами мире, должна представлять собой четко разработанную, теоретически обоснованную систему, подготовленную мощным мозговым центром, состоящим из высоко подготовленных специалистов по конкретным направлениям и регионам, действующим вне зависимости от того, кто именно стоит у руля государства. Такая система сильному и волевому лидеру позволяет добиться цели сравнительно легко и без значительных потерь, а, в свою очередь, более слабому лидеру – окончательно не сдать позиции государства в мире.
Разумеется, к этому «списку» можно добавить еще некоторые моменты. Но, по большому счету, это тема всесторонних обсуждений с участием широкого круга специалистов и экспертов, поводом которых, надеемся, могли бы стать наш комментарий. Тем не менее, перечисленные нами изменения в способах разработки и реализации внешнеполитического курса России, плюс к этому, важные организационные решения в сфере государственного управления аналитическо-информационной деятельностью в Российской Федерации, принятые в эти дни Владимиром Путиным, позволяют нам говорить о вступлении процесса становления качественно новой власти в стране (пока что во внешней политике) в завершающий этап. Если учесть, что внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики, детерминирующей действия государства в сфере внутренней политики, и, в этом смысле является ее продолжением и дополнением, то можно надеяться, что очень скоро мы станем свидетелями таких же качественных изменений в области внутренней политики государства Российского.
Комментарии читателей (2):
Sergeev и Co могут тут опять написать "не верю", но мне хочется видеть лучшее в людях