Прямой военный конфликт между США и Китаем кажется безумием, впрочем, как и конфликт с Россией. История Корейской войны (1950-1953), когда американская армия столкнулась с китайской, - нечто отдалённое и неповторимое. Взаимозависимость двух субъектов глобальной политики рождает термин «Кимерика», обнадёживая экономистов неолиберального толка. Учитывая катастрофический исход прямого противостояния, Вашингтон делает ставку на стратегию непрямых действий, которая находит своё применение в Боливарианской республике. Протесты в Венесуэле, запущенные 4 февраля 2014 г. в Сан-Кристобале (штат Тачира), и охватившие затем Каракас, - продолжение экономической войны Америки против Поднебесной. После того, как в Северной Африке и на Ближнем Востоке воцарился хаос, взоры Пекина обращены в сторону Москвы и Каракаса, нефтегазовые ресурсы которых становятся спасительной альтернативой. Если украинский кризис призван блокировать рост позиций Москвы в Европе, то дестабилизация Венесуэлы – шаг к купированию китайского влияния в Латинской Америке.
Пекин - второй по величине потребитель венесуэльской нефти после Вашингтона. За период с 2001 по 2013 г. поставки увеличились в 25 раз, составив в совокупности 30,5 млн. тонн; ежегодный товарооборот вырос в 40 раз, достигнув отметки в 19,2 млрд. долларов. Сотрудничество двух стран впечатляет: в районе нефтяного пояса Ориноко ведёт добычу совместная венесуэльско-китайская компания «Petrosinovensa». Китайцы владеют 40% её акций, а венесуэльская государственная компания «Petroleos de Venezuela» – 60%. Общая сумма кредитов, выданная Китаем за последние годы Венесуэле - 41 млрд. долларов. Визит (22 июля 2014) главы КНР Си Цзинпина в Каракас пополняет эту цифру ещё на 4 млрд. К апрелю 2014 г., суточный объём поставок венесуэльской нефти в Поднебесную доходит до 640 тыс. баррелей. И это не предел. Президент Н. Мадуро планирует увеличить эту цифру к 2016 г. до 1 миллиона. Планы амбициозные, но реальные: Пекин готов платить. С учётом прогноза Международного энергетического агентства о четырёхкратном увеличении Китаем импорта нефти к 2030 г., спрос на ресурсы Венесуэлы возрастёт в разы.
Н. Мадуро откровенен: «За беспорядками в Венесуэле на Украине стоят одни и те же люди. Это американские организации, которые проводят империалистическую политику вмешательства и контроля над миром». Активная фаза в дестабилизации двух этих государств приходится на февраль 2014 г.: в ночь с 21 по 22 февраля, когда власть В. Януковича сметается в ходе штурма нацистов из «Правого сектора», Н. Мадуро направляет батальон десантников (численностью 3 тыс. человек) для подавления массовых протестов в Сан-Кристобале, граничащем с Колумбией. В отличие от своего украинского коллеги, Мадуро действует решительно: 22 февраля он разгоняет самую многочисленную демонстрацию, когда-либо организованную оппозицией с момента его прихода к власти в апреле 2013 г.
За три дня до этих событий Мадуро пытается снизить накал страстей. Выступая на митинге нефтяников в Каракасе он предлагает оппозиции воспользоваться конституционным законом, позволяющим переизбрать президента после половины срока пребывания у власти (т.е. в 2016 г.), если в пользу этого будут собраны подписи 20% граждан страны. Однако он не был услышан.
Как и во время избирательной кампании 2013 года, Венесуэла, переживающая 50% инфляцию и рост безработицы, оказалась разделённой на два лагеря. Н. Мадуро, победивший тогда Э. Каприлеса с перевесом в 1,5%, противостоит ныне его союзнику Л. Лопесу (арестован 18 февраля 2014), политику, который, по данным издания «Los Angeles Times», был организатором акций протеста, временно отстранивших в 2002 г. У. Чавеса от власти. Потомок первого президента Венесуэлы К. Мендосы (1811 – 1812) и выпускник Гарвардского университета, аристократ Лопес пытается свергнуть социалиста Мадуро, начавшего свою трудовую карьеру водителем автобуса. Это две Венесуэлы, которые вечно противостоят друг другу, аристократы против рабоче-крестьянских масс. Так они воспринимаются электоратом.
Призывы к диалогу множатся. С инициативой примирения власти и оппозиции выступают бывший президент США Дж. Картер и Папа Римский Франциск, но слишком многое разделяет противоборствующие стороны. После череды убийств на улицах городов и покушений на свою жизнь, Н. Мадуро вооружается, импортируя дополнительные партии оружия из России и Китая. Объём поставок растёт стремительно. По данным военного эксперта И. Коротченко, к 2015 г. Венесуэла выйдет на второе место после Индии в структуре российского экспорта вооружений, закупив технику на сумму 3,2 млрд. долларов. Кто хочет мира, тот вынужден готовиться к войне.
Каракас не останавливается на достигнутом, бросая очередной вызов Всемирному банку и Международному валютному фонду. Н. Мадуро призывает создать альянс между Банком развития БРИКС и Южноамериканским банком (объединяет с 2009 г. в своём составе Бразилию, Аргентину, Боливию, Венесуэлу, Парагвай и Уругвай). «У банков одна цель: построение новой финансовой инфраструктуры, способствующей экономическому развитию в условиях равенства наших стран, где будет покончено со спекулятивным капиталом, который обворовывает наши экономики, и начнется продвижение плодотворных инвестиций», - заявляет венесуэльский лидер. В единении двух финансовых структур Мадуро видит «новый альянс, новую мировую геополитику, направленную на развитие и мир». И это не только громкие фразы, но и формируемая реальность, которая под давлением Вашингтона лишь ускоряет свои шаги.
Одним из шагов подобного рода служит проект России по созданию Энергетической ассоциации БРИКС, деятельность которой планируется направить на обеспечение энергетической безопасности стран-участниц. По утверждению помощника президента России Ю. Ушакова, речь идёт о создании резервного банка топлива и института энергетической политики БРИКС для комплексных исследований и анализа мирового рынка углеводородов.
Битва за Поднебесную только начинается…
Комментарии читателей (2):