Пишу эти строки спустя семьдесят три года cо дня нападения нацистов на нашу Родину. Печально осознавать, что победа в Великой Отечественной войне окончательно не отодвинула от нас угрозу физического насилия. Конфликты у русских границ стремительно множатся. Такое ощущение будто они приходятся в наказание за то, что мы так безрассудно потеряли империю. Однако пора прекратить оборачиваться назад, пришло время смотреть в будущее. Что нам уготовано? Какой облик приобретает ялтинская система международных отношений, поверженная в 1991 г.?
В последние месяцы много пишут о гражданской войне на Украине, мотивируя вовлеченность Америки интересами большой нефти и стремлением части вашингтонской элиты оттянуть объединительные процессы на постсоветском пространстве. Это правда, но не вся правда. Война на Юго-Востоке Украины, развязанная киевским правительством, выходит далеко за рамки российско-американских и российско-украинских отношений. Она связана с глобальным управлением мировых финансов. Как неприятно это слышать сторонникам А. Яценюка, хаос на Украине используется руководством США для решения собственных внутриполитических задач. Никаких эмоций, только расчёт.
Речь идёт о реформе МВФ, параметры которой были обозначены на саммите «Большой двадцатки» в Сеуле 2010 г. Тогда страны договорились, что все участники группы ратифицируют удвоение валютных резервов Фонда до 720 млрд. долларов и пересмотрят квоты в Совете управляющих (высший орган МВФ) в пользу развивающихся стран, ликвидировав тем самым возможность США блокировать неугодные им решения. Через четыре года все страны, кроме Америки, выполняют свои обязательства. Большинством голосов в МВФ по-прежнему обладают: США - 17,08 % (16,407 % - 2011); Германия - 5,99%; Япония - 6,13% (6,46 % - 2011); Великобритания - 4,95%; Франция - 4,95%; Саудовская Аравия - 3,22%; Китай - 2,94% (6,394% - 2011); Россия - 2,74%. Доля 15 стран ЕС - 30,3%, 29 стран-членов ОЭСР имеют в совокупности 60,35% голосов. На остальные страны, составляющие свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 39,65%. Ввиду того, что для принятия ключевых решений требуется 85% голосов, США остаются на коне.
Администрация Б. Обамы осознаёт, что лучше реформировать МВФ совместно со странами-участницами Совета управляющих, нежели провоцировать их на односторонние действия, угрожающие долларо-центричной системе мировых финансов. Однако не все придерживаются аналогичной позиции. Все попытки демократов разбиваются о твердую позицию республиканского большинства в Конгрессе. В январе 2014 г. американские законодатели отклоняют проект реформы, спровоцировав давление на Обаму со стороны России и других развивающихся экономик. Свержение В. Януковича 22 февраля становится ответом Америки. Если перевести его на обыденный язык, то получается следующее послание: русским следует учесть, что американцы неплохо работают на далёкой дистанции. Спустя два дня после государственного переворота, министр финансов России А. Силуанов заявляет на заседании «финансовой двадцатки» в Сиднее, что ресурсы МВФ практически исчерпаны, а сама организация нуждается в реформировании [1], критикуя американцев за излишнюю медлительность в ратификации изменений.Борьба набирает обороты. 12 апреля, т.е. на следующий день после официального вступления Крыма в состав нашей страны, Обама получает предупреждение от российского казначейства (на заседании министров финансов «Большой двадцатки» в Вашингтоне): «Международный валютный финансовый комитет (структура МВФ) к концу года подготовит альтернативные предложения по реформе МВФ, если США не ратифицируют пересмотр квот Фонда» [2]. Таким образом, Москва предостерегает Вашингтон от активных ответных мер в украинском направлении.
Б. Обама оказывается перед дилеммой: (1) продвинуть законопроект и лишиться монопольного положения в Фонде (сохранив при этом позиции доллара в среднесрочной перспективе) или же (2) отказаться от него, спровоцировав изоляцию Америки в формируемой системе глобальных финансов, мультивалютной по своей задумке. Обама выбирает первый вариант, который поддерживается влиятельными финансистами и аналитиками. Так, Эдвин Труман, бывший глава департамента международных финансов Совета управляющих ФРС, заявляет, что Конгресс должен поддержать реформу МВФ, которая позволит стабилизировать мировую экономику [3]. Аналогичную позицию занимает и французский экономист Жак Аттали [4].
Белый дом пытается убедить Конгресс в том, что реформа МВФ необходима для поддержки украинской экономики, но спикер палаты представителей Дж. Бонер непреклонен: «проблема МВФ не имеет ничего общего с Украиной» [5]. На расширение своей квоты Администрация запрашивает у Конгресса дополнительно 63 млрд. долларов, однако республиканцы отказываются, мотивируя свои действия неизбежным увеличением налогового бремени рядовых американцев.
Учитывая, что ультиматум «Большой двадцатки» истекает в конце года, Б. Обама рискует повторить судьбу президента В. Вильсона. История циклична.
(1) Силуанов: МВФ практически исчерпал собственные ресурсы// http://www.rosbalt.ru/business/2014/02/24/1236843.html
(2) МВФ до конца года может подготовить свой вариант реформы МВФ // http://ria.ru/economy/20140412/1003594157.html
(3) Truman E. The Congress Should Support IMF Governance Reform to Help Stabilize the World Economy //http://www.iie.com/publications/pb/pb13-7.pdf
(4) Attali J. One last drink, for the road // http://www.attali.com/en/actualite/blog/geopolitique/un-dernier-verre-pour-la-route
(5) Siddiqui S. Ukraine Aid Stalls As Congress Spars Over IMF Reform // http://www.huffingtonpost.com/2014/03/25/ukraine-imf-reform_n_5024782.html
Комментарии читателей (0):