В 1991 г. Нагорно-Карабахская Республика (Республика Арцах) после референдума о независимости, проведенного в полном соответствии с нормами международного права и законодательства СССР, подверглась широкомасштабной террористической агрессии со стороны Азербайджана. Вместо незамедлительного признания независимости НКР, как того требовал Устав ООН и основополагающие международно-правовые акты, Азербайджан начал войну против НКР. Позиция России в процессе урегулирования азербайджано-карабахского конфликта была последовательной: прекращение войны 1991-1994 годов и недопущение новой войны.
Азербайджанское руководство совершило преступления против мира и человечности, такие как планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны, убийства и истребление гражданского населения, этнические чистки на оккупированных землях Нагорного Карабаха, убийство и жестокое обращение с военнопленными, умышленное разрушение городов и деревень.
При массированных авиабомбардировках использовались шариковые и игольчатые бомбы, относящиеся к оружию массового поражения. Госсекретарь Азербайджанской Республики Лала Шовкат Гаджиева признается: «Свыше ста дней мы ежедневно бомбили Степанакерт, но армяне не покинули свои дома». (Азербайджанское государственное телевидение. 24.07.1994 г.) С ноября 1991 г. по май 1994 г. только на один карабахский город Степанакерт упало свыше 21000 реактивных снарядов «Град», 2700 ракет «Алазань», более двух тысяч артиллерийских снарядов, сто восемьдесят шариковых бомб, около ста пятисоткилограммовых авиабомб, в том числе восемь вакуумных. Вот данные только за три дня с 19 по 22 февраля 1992 г.: в Степанакерте было убито и ранено 150 человек, половина из них женщины и дети. Полностью разрушено и сгорело 90 жилых и административных зданий. Московская писательница Инесса Буркова 23 февраля 1992 г. направила из Степанакерта обращение к президенту России, в котором говорилось: «Десятые сутки азербайджанская армия бьет по городу из ракетных установок «Град». Их огнем сметены целые жилые кварталы, уничтожены роддом, больница, телецентр. Повсюду полыхают пожары, но их невозможно потушить». Действия Азербайджана наглядно продемонстрировали мировому сообществу безальтернативность государственной независимости НКР (Республики Арцах).
Азербайджан систематически и целенаправленно срывал все договоренности и соглашения о прекращении военных действий, достигнутые при посредничестве России: в январе 1993 г., в июне 1993 г., в июле 1993 г. При содействии России 18 августа 1993 г. Нагорный Карабах и Азербайджан прекратили огонь на 5 дней, но Азербайджан и на этот раз сорвал перемирие. Президент Азербайджана Гейдар Алиев тогда же публично признал, что азербайджанские войска не раз нарушали прекращение огня. В конце 1993 г. было согласовано прекращение огня с 17 декабря, но и оно было вскоре нарушено Азербайджаном.
Азербайджан целенаправленно нарушил четыре резолюции Совета Безопасности ООН № 822 (1993) от 30 апреля 1993 г., № 853 (1993) от 29 июля 1993 г., № 874 (1993) от 14 октября 1993 г., № 884 (1993) от 12 ноября 1993 г. Эти резолюции преследовали ключевую цель – прекращение военных действий. Но агрессия Азербайджана была остановлена под воздействием иного фактора – поражения Азербайджана.
Руководитель российской посреднической миссии, полномочный представитель президента РФ по Нагорному Карабаху с апреля 1992 г. по сентябрь 1996 г., сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России, зампредседателя Ассоциации российских дипломатов Владимир Казимиров свидетельствует: «Мирных инициатив от России и МГ ОБСЕ было около 20, но лишь иногда Азербайджанская Республика брала передышку, более 2 лет уходила от полного прекращения огня или срывала договорённости, тщась решить конфликт силой. Явная переоценка своих сил. Явное игнорирование ключевого требования Совета Безопасности ООН незамедлительно прекратить военные действия и враждебные акты. Зимой 1993-94 гг. уже в нарушение четырёх его резолюций Азербайджан перешёл в наступление на разных фронтах, вызвав самые ожесточённые бои и самые большие потери в ходе войны».
В конце 1993 - начале 1994 гг. азербайджанская армия, доукомплектованная афганскими моджахедами (полторы тысячи) и наемниками из других стран, предприняла еще ряд наступлений по всей линии азербайджано-карабахского фронта. Руководство Азербайджана, в очередной раз, поправ соглашение о прекращении огня, посреднические усилия России, нормы международного права, да и просто здравый смысл сделало ставку на военную силу.
Владимир Казимиров вспоминает: «В итоге Азербайджан пошёл на прекращение огня с 12 мая 1994 г. вовсе не ради выполнения резолюций СБ ООН, которые более года упорно игнорировал (от последней резолюции 884 уже прошло тогда полгода), а в результате военных неудач, поставивших его руководство на грань коллапса - полного поражения и потери власти. Характерно, что на сей раз официальный Баку впервые сам добивался прекращения огня и не ставил предварительных условий (хотя оппозиция ещё хотела продолжать бойню)». По оценке военных экспертов, азербайджанская армия стояла на грани полной катастрофы, утраты бакинской администрацией половины контролируемых территорий, выхода Армии обороны НКР на востоке к реке Кура и на севере к границе с Россией и Грузией.
Ранее руководство Азербайджана фактически признало Нагорно-Карабахскую Республику, предоставляя официальные полномочия своим представителям на переговоры именно с НКР. 3 сентября 1993 г. глава Азербайджана Гейдар Алиев ставит свою подпись под документом, в котором говорится:
«Руководство Азербайджана уполномочивает заместителя председателя Верховного Совета А. Джалилова вести переговоры об организации встречи руководителей Азербайджана и НКР».
25 сентября 1993 г. в Москве проходит встреча между президентом НКР Робертом Кочаряном и президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым. Прошел и ряд переговоров между официальными представителями НКР и Азербайджана. В 1993 г. Азербайджан десять раз именно с НКР заключал договоренности о прекращении огня или их продлении.
4-5 мая 1994 г. прошла встреча глав парламентов Азербайджана, Нагорного Карабаха и Армении в Бишкеке (Кыргызстан) при посредничестве Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Нагорный Карабах и Армения вместе с посредниками поставили свои подписи под «Бишкекским протоколом». Азербайджан присоединился к этому соглашению позже, 8 мая 1994 г. «Бишкекский протокол» стал основой для заключения соглашения о прекращении огня в зоне конфликта.
9-11 мая 1994 г. прошло оформление российским посредником договоренности о повсеместном прекращении огня. Документ подписан главами оборонных ведомств Азербайджана, Нагорного Карабаха и Армении. Соглашение о прекращении огня вступило в силу 12 мая 1994 г.
Таким образом, в ходе отражения азербайджанской агрессии 1991-1994 гг. Нагорно-Карабахская Республика провела операцию по принуждению Азербайджана к миру.
Особенностью азербайджано-карабахского конфликта является отсутствие миротворческой операции. Армия обороны НКР фактически выполняет эффективную миротворческую функцию в регионе.
При посредничестве России 6 февраля 1995 г. официально вступило в силу соглашение между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией об укреплении режима прекращения огня, подписанное также тремя сторонами.
В последние годы руководство Азербайджана, забыв свои обязательства перед ОБСЕ, Советом Европы, ООН, систематически угрожает новой агрессивной войной, целью которой является захват земель Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) и этнические чистки. Азербайджан имеет территориальные претензии ко всем соседям – Армении, Нагорному Карабаху, Ирану, России, Грузии, Туркмении. За территориальными претензиями Баку к Нагорно-Карабахской Республике (Республике Арцах) проглядываются и попытки перекроить политическую карту других стран этой части света. Оружие, которое накапливается на территории Азербайджана, может быть применено в террористических целях как против граждан Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах), так и в другом месте.
Президент Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) Бако Саакян в интервью "Эхо Москвы" 22 мая 2011 г. подчеркивает: «Мы считаем, что в лице политического руководства Азербайджана сегодня проявляется новая форма терроризма, и она не касается только Карабаха и карабахского народа, армянского народа. А эта угроза в равной степени находится и к мировому сообществу, всей цивилизации». (http://echo.msk.ru/programs/beseda/777384-echo.phtml)
Как и в годы азербайджано-карабахской войны 1991-1994 годов, Азербайджан продолжает нарушать Резолюции СБ ООН № 822, 853, 874, 884, что выражается в продолжении боевых действий в виде эскалации диверсионно-террористических атак на НКР и активизации действий снайперов, угроз снова прибегнуть к военной силе, отказе от прекращения враждебных актов в виде экономической, транспортной и энергетической блокады Республики Армения и Нагорно-Карабахской Республики, отказе от прямых переговоров с Нагорно-Карабахской Республикой.
Баку демонстративно игнорирует подписанное Азербайджаном, НКР и Арменией под эгидой ОБСЕ соглашение от 4 февраля 1995 г. об укреплении режима прекращения огня. Интенсивность нарушений Азербайджаном режима прекращения огня растет от года к году. А ОБСЕ и ООН никак не реагирует на это безобразное поведение Азербайджана. Военные авантюры Азербайджана направлены на подрыв авторитета России, США, Франции, ООН. НКР в отличии от Азербайджана ответственно выполняет международные обязательства.
Сопредседатели МГ ОБСЕ Россия, США, Франция неоднократно подчеркивали необходимость мирного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, призывали воздержаться от насилия. Систематические военные провокации Азербайджана направлены не только против НКР, но и против сопредседателей МГ ОБСЕ.
Нагорный Карабах, Армения, Россия, Франция и США имеет дело с государством-агрессором Азербайджаном, которое постоянно устраивает политические и военные провокации, раскручивает гонку вооружений, способно в любой момент сорвать переговорный процесс и развязать вероломную агрессию.
Урок неурегулированности азербайджано-карабахского конфликта и роста постоянных угроз бакинской администрации возобновить агрессию, систематических азербайджанских военных провокаций на границе состоит в том, что только переговоров недостаточно для обеспечения мира и урегулирования. Необходимо также наличие ответственного и обязательного отношения к международному праву. Бакинская администрация демонстративно игнорирует международное право. Предпринимаются антиправовые попытки поставить под сомнение суверенитет и территориальную целостность Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах), что должно, наконец, пробудить международное сообщество к действию. Под угрозой оказались сами принципы права - равенство и справедливость, равноправия и самоопределения народов и основанные на них основные права человека.
В повестке дня стоит вопрос конструктивной трансформации базовых принципов урегулирования. Цивилизованное и прочное урегулирование азербайджано-карабахского конфликта должно основываться на следующих принципах: во-первых, определение статуса НКР (Республики Арцах) - исключительное право народа Нагорного Карабаха (Арцаха); во-вторых, окончательное признание международным сообществом государственной независимости НКР (Республики Арцах); в-третьих, взаимное признание независимости НКР (Республики Арцах) и Азербайджанской Республики; в-четвертых, восстановление территориальной целостности Нагорного Карабаха (Арцаха); в-пятых, мирное разрешение споров и неприменение силы или угрозы силой.
Почти столетний азербайджано-карабахский конфликт, начавшийся в 1918 г., слишком затянулся. Бакинская администрация в несколько раз увеличила свой военный бюджет, постоянно грозится войной и даже джихадом, наращивает человеконенавистническую антиармянскую пропаганду, устраивает провокации на границе, систематически нарушает режим прекращения огня, отказывается от отвода снайперов, саботирует переговорный процесс, демонстративно отрицает международное право и ставит под сомнение суверенитет и территориальную целостность НКР, отказывается от ведения переговоров. В этих условиях международному сообществу ничего не остается как окончательно признать независимость Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) на основе норм международного права. Это признание явится превентивной мерой против новой агрессии Азербайджана и придаст динамизм переговорному процессу. Если бы в 1991 г. мировое сообщество признало бы НКР, как того требовало международное право, то не было бы войны, а конфликт был бы давно урегулирован.
Затягивание признания НКР отвлекает Баку от того, чтобы сосредоточиться на модернизации и создании жизнеспособного азербайджанского государства, которое возможно лишь в сотрудничестве и взаимном признании с НКР. Только прокарабахский Азербайджан способен развиваться. Кто опаздывает, того наказывает история.
Нагорно-Карабахская Республика (Республика Арцах) является давным-давно состоявшимся государством и фактором стабильности на Южном Кавказе и Восточном Средиземноморье, что признается многими в мире. НКР - ответственное государство, никому не угрожающее войной, не предъявляющее к кому-либо территориальных претензий, не требующее незамедлительного вывода азербайджанских войск с оккупированных земель Нагорного Карабаха. В отличии от Азербайджана, НКР, осознавая себя успешным, состоявшимся и компетентным государством, выражает свою готовность к прямым карабахско-азербайджанским переговорам.
В России растет понимание того факта, что чем сильнее будет единый и неделимый Нагорный Карабах, тем сильнее будет Россия. Член Общественной палаты России Денис Дворников в сентябре 2013 г. констатировал: «С точки зрения истории и геополитики Арцах – это самый южный безусловный союзник России на материке под названием Евразия. (…) Даже на бытовом, на человеческом уровне русский народ, российский народ в своем большинстве с уважением относится к Арцаху, поддерживает жителей Карабаха».
Карабахско-российский союз - это императив цивилизационной идентичности и безопасности России, Нагорного Карабаха и стран Восточносредиземноморской Неовизантийской Цивилизации. В 2013 г. отмечалось 200-летие Гюлистанского мирного договора, ставшего важной вехой в формировании карабахско-российского союза, когда одна из областей восточной Армении – Нагорный Карабах (Арцах) объединился с Россией.
Документально сохранилась многолетняя переписка армянских меликов (князей) Карабаха с российским двором, в том числе с императорами Петром I и Павлом I. В 1722-23 годах во время войны России с Персией Петр Великий принял ряд мер по созданию военно-политического союза России, Нагорного Карабаха и Грузии. Был разработан план освобождения Закавказья и воссоздания армянского и грузинского государств. Император Павел I выразил свое императорское благословение и милость «державной и знаменитой Карабахской области». В документах, подписанных российским императором Александром I, река Кура признана границей между Арменией и Кавказской Албанией. (Описание Кавказа с кратким историческим описанием Грузии. СПБ. 1805. С.28)
Карабахцы, сочетающие в себе качества вольных хлебопашцев и отважных воинов, принимали самое деятельное участие во всех исторических событиях и во времена Российской империи, и в СССР и в настоящее время. Армения, Нагорный Карабах и Россия являются стратегическими союзниками со времен Киевской Руси и до наших дней. Кроме того, армянский народ внес огромный фундаментальный системообразующий многовековой вклад в государственное строительство России, ее оборонную, внешнюю политику, научное и культурное развитие.
Политолог Николай Сорокин констатирует: «Исторически армяне являлись одной из государствообразующих наций, краеугольным камнем Российской и Советской империй. Народ — труженик, построивший древнейшую христианскую культуру на голых, выжженных солнцем скалах, народ, наиболее пострадавший, как в человеческом, так и в территориальном смысле от звериной экспансии турецкой военщины во все времена был оплотом России. Несть числа битвам, в которых бок о бок сражались наши нации, не упомнить и не сосчитать знаменитые русские купеческие и дворянские фамилии, художников, ученых, военачальников армянского происхождения. Все эти люди от генерала Лорис-Меликова до маршала Баграмяна, от художника Айвазовского до конструктора Микояна были выдающимися патриотами России и формировали основу российского исторического архетипа. Другими словами, армяне — это полномасштабный базовый этнос нашей государственности и попытка его изъятия привела и всегда будет приводить к масштабным геополитическим потрясениям».
Рубен Заргарян - кандидат исторических наук
Комментарии читателей (1):
Рассмотрим произвольный острый конфликт, в котором одна из противоборствующих сторон ведет себя в рамках принятых норм, а другая - вне рамок этих норм. Как потушить этот конфликт? Очевидно, в судебном порядке. Но правосудие по сути отсутствует. Что делать? Да ничего. Остается продолжать конфликтовать до полного уничтожения одной из сторон и надеяться, что будет уничтожена сторона, действующая вне рамок принятых норм, ибо в противном случае, по историческим меркам, очень скоро исчезнут все люди и зародится новый вид хищников с развитой членораздельной речью.