После парафирования Молдавией договора об ассоциации с Европейским союзом и открытого объявления Румынией своих планов по поглощению республики, все чаще молдавские политики различного уровня стали выступать с публичными заявлениями о необходимости изменения формата миротворческой операции, проводимой в Приднестровском регионе.
Основным содержанием данных заявлений является тезис о том, что существующий формат является, чуть ли не основным, препятствием для скорейшего политического разрешения более чем 20-летнего конфликта. Для устранения данного «препятствия», по мнению румыно-молдавской стороны, необходимо заменить Совместные миротворческие силы во главе с российским воинским контингентом на некую многонациональную гражданскую миссию с международным мандатом.
Напомню, совместная миротворческая операция, проводимая в Приднестровье, осуществляется в соответствии с Соглашением «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова», которое было подписано 21 июля 1992 года в городе Москве президентами Молдавии и Российской Федерации. Особенностью миротворческой операции является использование на линии разделения Совместных миротворческих сил, составленных из подразделений воевавших сторон - Молдавии и Приднестровья, а также собственно российского миротворческого контингента. Итоги проведения миротворческой операции неоднократно признавались успешными (за время ее проведения не зафиксировано ни одного случая вооружённого столкновения, не погиб ни один военнослужащий совместных Миротворческих сил) не только членами переговорного процесса в формате «5+2», но различными международными организациями, осуществлявшими мониторинг обстановки в районе конфликта, в том числе Центром по демократическому контролю за вооружёнными силами.
Требования Молдавии о смене формата миротворческой операции не блещут новизной. Подобные требования в разных интерпретациях Молдова выдвигает всякий раз, когда надо показать свою лояльность господам из США и ЕС, не особо стремясь к результату, а так в качестве выполнения «обязательной программы». Но в этот раз, судя по всему компанию из правящей коалиции «приперло» основательно (сроки поджимают, наверное).
Понятно, что уход из региона российского воинского контингента является для нынешнего руководства Молдавии очень желанным, так как значительно развяжет им руки в выборе тех или иных способов воздействия на Приднестровье, вплоть до силовых. За последние пять лет мы неоднократно были свидетелями того, что применение силы как самими США и их союзниками по НАТО, так и поддерживаемыми ими режимами «не является преступлением против человечности», а есть обоснованные и «вполне адекватные» меры воздействия на государства не в полной мере разделяющих представления первых о демократии.
Но вернемся к так называемой многонациональной гражданской миссии с международным мандатом призванной заменить совместные миротворческие силы.
Во-первых, как отмечено в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России, трансформация миротворческой операции в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ целесообразна только после окончательного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, прежде всего в политическом плане. На данный момент, каких либо точек соприкосновения по данному вопросу между Кишиневом и Тирасполем не найдено.
Во-вторых, опыт миротворческой деятельности ООН показывает, что гражданские миссии с международным мандатом не когда не проводились самостоятельно без применения вооруженных контингентов миротворцев в случаях, когда не достигнуто соглашение о политическом урегулировании между конфликтующими сторонами. Они по характеру своей деятельности не способны оперативно реагировать на резкое обострение обстановки (между Кишиневом и Тирасполем всего-то час езды) и не допустить наращивание сторонами вооруженных формирований в зоне безопасности.
В-третьих, сформировать гражданскую миссию с международным мандатом «не ангажированную» к Молдове и устроившую Приднестровье в короткие сроки в условиях беспрецедентного вмешательства во внутренние дела Молдовы со стороны США и европейских государств (а фактически уже можно вести разговор о внешнем управлении страной) практически невозможно. Вспомнить хотя бы недавнюю историю с выдачей российским властям находящегося в международном розыске Асланбека Мирзоева, подозреваемого в организации террористических актов на Северном Кавказе, спокойно отдыхавшего в санаториях Молдовы.
В-четвёртых, сами по себе Совместные миротворческие силы «с их контрольно-пропускными пунктами с БТР и вооружёнными солдатами», как выразился действующий министр обороны Молдовы господин Маринуца, не являются каким либо препятствием для ведения переговоров и поиска путей примирения между конфликтующими сторонами. Их основная задача не допустить возможности вооруженной конфронтации между сторонами, и со своей задачей они справляются более чем успешно.
В-пятых, обстановка в самой Молдавии. Курс правящей элиты Молдавии на утрату страной юридического суверенитета (фактически он утрачен уже давно) вызывает только рост напряженности внутри страны. Заявления представителей власти, в частности депутата парламента госпожи Гуцу, сводящиеся к тому, что если ты не считаешь себя румыном, то в Молдове тебе делать нечего, рассматриваться как конструктивный подход к урегулированию многолетнего конфликта, снижению напряжённости в приднестровском регионе, где подавляющую часть населения составляют русские и украинцы, а так же как способствующие возможности диалога по изменению формата миротворческой операции, просто смешно.
Ввиду указанных выше причин и факторов приднестровская сторона неоднократно заявляла о том, что рассматривает присутствие российского миротворческого контингента, как единственную гарантию возможности мирного урегулирования конфликта. Его нахождение на территории Приднестровского региона наоборот является конструктивным фактором для ведения равноправных переговоров. По словам министра иностранных дел ПМР Нины Штаньски, международное сообщество за более чем 20 лет не предложило никакой другой гарантии мира, как проводимая в регионе миротворческая операция.
Поэтому в сложившихся условиях руководству Молдавии надо думать не о том, как убрать российских миротворцев из Приднестровья (получив большой соблазн к решению вопроса силовым способом) зацикливаясь на задаче изменения формата миротворческой операции, а сосредоточится на поиске и предоставлению народу Приднестровья взаимовыгодных условий урегулирования конфликта в соответствии с избранным направлением развития Республики Молдова.
Комментарии читателей (0):