Медведев давеча разразился пространным комментарием к текущему кризису, с говорящим названием «Время непростых решений», что как бы намекает на серьёзность ситуации. Как уже упоминалось ранее, после весенне-летних заклинаний министерства финансов, что всё в порядке, к концу лета 2013 выяснилось, что речь идёт уже не о росте и даже не о стагнации. Секвестр бюджета был озвучен сначала Медведевым, а затем и Путиным, ну а в Минфине и Центробанке и вовсе заговорили о нехороших вещах.
И вот секвестр от 5% на большую часть статей бюджета анонсирован, а Медведев в программной статье описал, как он себе представляет дальнейшее развитие кризиса.
В итоге перед нами оказалась программа из цикла «Надо потуже затянуть пояса» в духе незабвенного Алексея Кудрина, которого Медведев когда-то выжил из правительства, но тень опального финансиста незримо нависала над ним все эти годы.
Описав так, как бы ему хотелось (мечтать то не запретишь) видеть развитие кризиса, он делает признание, что состояние экономики находится на уровне августа 2008 года, то есть аккурат перед осенним обвалом, когда в стране рухнуло промышленное производство. И далее Медведев фактически расхваливает кудринский курс, которым власть боролась с последствиями кризиса. При этом, что забавно — фамилия человека, линию которого Медведев расхваливает и идеи которого использует для оправдания грядущего «затягивания поясов» в статье не названа ни разу. Даже обидно стало как-то за Кудрина. В итоге, описав очевидные уже всем кризисные явления, Медведев предложил путь преодоления наступающей рецессии.
Набор предложений вполне знаком — прочитав традиционную мантру на тему того, что частная собственность лучше государственной, он фактически расписался в том, что его правительство не способно адекватно управлять государственной собственностью, а лучшее решение — продать большую часть активов на сторону и надеяться, что невидимая рука рынка сделает это лучше, нежели талантливый премьер и его министры. Тут собственно ничего нового, ибо приватизация 2.0 была анонсирована Путиным давно. Помимо банальной цели передела госсобственности, приватизация должна дать правительству какие-то средства, которыми в случае чего можно будет затыкать дыры в бюджете (кубышки в случае падения цен на нефть ниже 80 долларов за баррель по заявлениям официальных лиц хватит на год-полтора). Тут собственно особо комментировать нечего — в правительстве давно и успешно собраны верующие в невидимую руку рынка и в условиях кризиса действуют они вполне ожидаемо. Мантры про небольшой, децентрализованный, но эффективный госсектор — хорошо знакомы и по более раннему словоблудию нынешнего премьера. Можно только вспомнить «Монти-Пайтон» — Пойдите, принесите мне клумбу, красивую и недорогую.
Анонс грядущего сокращения «неэффективных рабочих мест» так же симптоматичен. Тут помнится, пару недель назад в блогосфере кто-то доказывал, что в России фактически нет безработицы, а 5,5% официальной (скрытую безработицу даже не берём), это и не безработица вовсе, а так. Сколько % «неэффективных» граждан будет сокращено вдобавок к уже имеющимся, это конечно вопрос вопросов. Если по существу, то рост безработицы неизбежен, точно так же как и во время кризиса 2008 года, когда спад промышленного производства привёл к тому, что число безработных росло на 20-30% в месяц. Что-то подобное нас ожидает и сейчас.
Приватизацию 2.0 и рост безработицы, логичным образом дополнят повышения тарифов ЖКХ для населения (по поводу чего ещё с прошлого года идут лёгкие митинговые волнения) и избавление государства от части социальных обязательств (разговоры про отмену материнского капитала, отмена запланированных повышений зарплат и пенсий и тому подобное), как способа облегчить бюджетную нагрузку в условиях наступившей рецессии.
Не забыл Медведев и про свои традиционные мантры про «эффективность» и «конкурентоспособность», пообещав налоговые (и не только) послабления для малого бизнеса, который не так давно подвергся серьёзному избиению. Поддерживать обещают налоговыми льготами, по сути, расписываясь в том, что идея содрать с эффективных предпринимателей немного денег для закрытия дыр в Пенсионном фонде себя не оправдала и надо что-то делать для стимулирования роста малого бизнеса. Ну и всё это обрамляет поток словоблудия и птичьего языка, призванного смягчить эффект от озвученных идей.
Основная цель по Медведеву, это выход, а точнее говоря возврат, на траекторию устойчивого развития. Идея вернуться в нулевые, никак не покинет головы правящих элит. В 2012 году, Путин избирался как «президент, который обеспечит стабильность». Сейчас же мы видим, что вместо стабильности, страна сползает в экономическую рецессию. Все шишки за это несоответствие, как уже очевидно, рано или поздно падут на Медведева и его правительство, ибо рассказами про эффективность, конкурентоспособность и инновационность нельзя ни остановить рецессию, ни вернуться в «тучные нулевые», ни объяснить населению, почему вместо стабильности оно получило рост безработицы и тарифов ЖКХ.
2014 год в этом плане обещает быть очень весёлым, особенно в плане треска рвущихся шаблонов. Я раньше избегал прогнозов на тему конечных сроков отставки правительства Медведева, но всё же осмелюсь теперь предположить, что 2014 год это правительство не переживет.
Комментарии читателей (0):