Хроника протестного движения в Турции с каждым днём пополняется новыми фактами.
События нарастают как снежный ком, сметая на своём пути надежды на то, что правительство страны найдёт компромиссные решения для урегулирования ситуации в рамках так называемого демократического процесса. Тем более, что на 26 июня намечено возобновление переговоров о вступлении Турции в ЕС. Но оно может не состояться, если судить по реакции Брюсселя. Генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд призвал стороны конфликта в Турции к диалогу, подчеркнул необходимость «соблюдения в Турции законных стандартов, предусмотренных Европейской конвенцией по правам человека, особенно о свободе собраний». В свою очередь канцлер Германии Ангела Меркель квалифицировала действия турецких сил безопасности против протестующих «слишком жестокими», а председатель входящего в правящую в ФРГ коалицию Христианско-социального союза (ХСС) Хорст Зеехофер вообще высказался против присоединения этой страны к Евросоюзу.
Это - еще один внешний удар по правительству Турции, хотя ещё совсем недавно ЕС выставлял Эрдогана чуть не в качестве своего «любимчика», осуществляющего «исторический эксперимент по исламизации общества на основе евростандартов». Теперь, когда в стране стали открыто проявлять себя светские силы, ЕС прямо на марше вынужден делать выбор: либо поддержать исламиста Эрдогана, либо выступить на стороне «цветной революции».
Истинные причины столь неожиданного для Анкары европейского политического «виража» ещё предстоит выявить экспертам. Они могут быть самые разные: нежелание Эрдогана начинать войну против Сирии, дрейф в сторону ШОС, не соответствующие планам Запада геополитические амбиции и т.д. Пока очевидно то, что в ЕС сделан, на наш взгляд, главный, вывод принципиального характера: исламизация общества ведёт к авторитарности власти, а не к ее демократизации. Это - политический сюрприз для Эрдогана.
Глава правительства стал делать опрометчивые заявления, называя демонстрантов «ненастоящими турками». По мнению турецкого политолога и социолога Ясара Аданали, Эрдоган стал предпринимать действия, исходя из стратегии, согласно которой в стране «ведется война культур - благочестивых мусульман со злодеями - ненастоящими мусульманами». Сейчас ситуация осложняется еще и тем, что власти предупредили, что могут использовать армию для подавления протестов. Именно так было оценено заявление вице-премьера Бюлента Арынча, что «действий полиции может оказаться недостаточно для того, чтобы утихомирить протестующих». В этой связи глава МВД Турции Муаммер Гюлер призвал не путать участие жандармов в подавлении беспорядков и ввод в города армейских подразделений для этих целей. По его словам, «жандармерия находится под юрисдикцией МВД, военные же подчиняются командованию вооружённых сил. К армии за помощью мы не обращались». В то же время Гюлер отметил, что, «в случае неспособности может быть направлен запрос на участие военных».
Если такое произойдёт, то Турция может ещё глубже погрузиться в бездну деструктивных процессов. «Чёрной меткой» для неё может стать раскол армии, которая ранее всегда выступала в роли гаранта светского характера государства. При этом нельзя исключать и возобновлении боевых действий между курдскими боевиками и турецкой армией, что будет уже «лебединой песнью» Эрдогана.
Пока же наружу всплывают ожидаемые конфликты среди представителей власти. Без объяснения причин подал в отставку заместитель генерального директора телекомпании ТРТ, в открытый конфликт с Эрдоганом вступил бывший министр культуры Турции и депутат парламента от правящей партии Эртугрул Гюнай. Это - только начало процесса, когда кое-кто готовится к бегству с корабля правящей партии.
Комментарии читателей (1):