«Татарстан иначе, чем в виде самостоятельного, суверенного государства, субъекта международного права (это означает полноценное членство в ООН), существовать не может», — утверждает главный редактор газеты «Звезда Поволжья» Рашит Ахметов. Как видим, «освободительная война татарского народа» (так называется книжка «для детей» татарского историка Нуруллы Гарифа) не прекращается. А это означает, что угроза отделения Татарии от России своей актуальности не утратила.
ИА REX: Татарстан: как бороться с сепаратизмом?
Ефим Андурский, правозащитник (Казань):
Татар уважаю, как, впрочем, и другие этносы. Татарский язык, о котором в нашей республике так много говорят, как говорится, на слуху. Но изучить его сколько-нибудь системно мне негде: культивирование татарского языка ограничивается его внедрением в школьные программы.
Люблю татарскую музыку. Чту самобытную культуру татар. Помню еще те времена, когда у татар было принято с уважением относиться к старшим. Дружбу вожу и с украинцами, и с татарами, и с чувашами.
А националистов не люблю. И прежде всего потому, что нас — жителей многонациональной и пока все еще достаточно толерантной Татарии они стремятся разделить по сортам. В качестве первосортных граждан татарского демократического правового государства определив татар.
К слову о татарах. Мой друг — председатель Казанского отделения российского Философского общества Равиль Исхаков считает назревшей открытую научную дискуссию о происхождении татарского этноса, впервые зафиксированного документально за подписью В.И. Ленина. Это, — говорит Равиль, — исторический факт, а его игнорирование, равно как и замалчивание булгарских истоков татар не прибавляет понимания генезиса татарской культуры. Как полагает Равиль, необходима адекватная модель зарождения татарского этноса и его развития. Этот фундаментальный вопрос надо изучать и просвещать всех, кого он может затрагивать, включая школьников, студентов, преподавателей, ученых и политиков. К сожалению, главный редактор националистической газеты «Звезда Поволжья» Рашит Ахметов диалога не приемлет. И добавлю, не только он.
Как пишет заместитель руководителя Департамента президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики — начальник Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества Роман Беляков, «создание дискуссионного клуба представляется пока что концептуально недостаточно проработанным». Спрашивается, в чем же дело? Поручите специалистам проработать мое предложение, в связи с которым, к слову, патриарх Кирилл более десяти лет тому назад призвал на меня Божие благословение.
Настоящая причина такой, более чем сдержанной, реакции Аппарата президента Татарии на моё предложение о запуске Дискуссионного клуба заключается вовсе не в том, что эта, к слову сказать, апробированная в казанском Доме ученых, идея не достаточно проработана. Власти попросту не хотят каких-либо дискуссий, будь то вопросы местного значения, проблемы федерализма и т. д. Задача названного департамента, как я думаю, заключается в том, чтобы по возможности не допустить развития в Татарии институтов гражданского общества, возникающих по инициативе снизу.
Ещё один мой друг — ученый религиовед Анатолий Погасий пишет, что в конце 80-х, когда разгорались «революционные» страсти и в этой связи устраивались различные дискуссии (как правило, в ВУЗах), ему довелось побывать на одном из таких мероприятий. Оно было посвящено «оккупации русскими нашей родины». На этом мероприятии некие горячие головы — приверженцы идеи суверенизации Татарстана — потребовали, чтобы «русские убрались отсюда». Это прозвучало так смешно, что я, кстати, нерусский в шутку сказал, что являюсь потомком тех племен, которые жили в этих местах еще до прихода сюда булгар. И на этом основании требую, чтобы убирались все. Тогда над этой шуткой посмеялись и забыли. Но, похоже, настала-таки пора еще раз напомнить: на территории, занимаемой нынешней Татарией, испокон веков живут не только татары. А радикальный национализм никогда никому ничего хорошего не приносил. В том числе и «титульной нации».
Комментарии читателей (1):
Но, к сожалению, проблема принижения и намеренного ограничения в развитии некоторых, в том числе - тюркских, национальных культур и языков в советский период действительно имела место. Такова специфика "имперского мышления", при котором государство и государственная машина являются самоцелью и самоценностью, а не средствами защиты и обеспечения оптимальных условий для развития личностей, народов и культур. И, к сожалению, до сих пор многие так и не избавились от подобного мышления.
Но всё же пора всем ОСОЗНАННО начать учиться всем жить вместе на этих, по сути, небольших участках суши этой маленькой планеты и действительно учиться уважать и любить друг друга, заботиться друг о друге и о самой этой планетке. А это возможно только на основе высокодуховного сознания и понимания смысла и ценности каждой человеческой жизни и каждого народа, с изучением как своей, так и других национальных культур, признания их ценности, понимания смысла истории.
В советское время история, литература, культура народов союзных и автономных республик в школьных программах РСФСР практически не изучались, как нечто малозначимое, несущественное. Да и в вузах и академиях толковались тенденциозно. Разве удивительно, что у народов и особенно у национальных интеллигенций накопились обиды?
Конечно, нужны широкие общественные дискуссии, но в них должны участвовать не только "академические" учёные, но и широкий круг независимых исследователей.