На последней неделе мая в Турции начались протесты, предпосылкой к которым стала вырубка в Стамбуле парка Гези, находящегося поблизости от площади Таксим на европейской стороне города.
Власти планировали построить в этом районе парковку и торговый центр, а также расширить дорогу. И вряд ли они могли представить себе, что создание нового приведет к протестам против текущего – текущего режима по всей стране. К слову, символичным явился и тот факт, что в парке расположены, как их охарактеризовал сам премьер-министр Турции, Р.Т. Эрдоган, османские бараки. Вначале своими реформами Эрдоган старался загнать военных в казармы. А теперь перешел к сносу бараков, и реформы стали возвращаться к нему бумерангом, вопрос – каким.
Митинг в Стамбуле перерос в общенациональную волну протестов за относительно короткий срок, исчисляющийся если ни часами, то одним-двумя днями. Волна охватила крупнейшие города страны – Измир, Эдирне, Анкару и Анталью, а также, что весьма примечательно, Конью, которая считается столицей турецкого ислама. Протестующие получили жесткий отпор со стороны полиции, которая является одним из основных социально-классовых субъектов, поддерживающих правящую умеренно исламскую Партию справедливости и развития. Интересным является и тот факт, что на митингах в основном присутствовали молодежь, бедные и средние слои населения, которые традиционно выступали – каждый по своим причинам – в роли обиженных и оскорбленных, а потому зачастую солидаризировались с ПСР.
В результате реформ господствующей партии во главе с Р.Т. Эрдоганом военные, являвшиеся защитником основ Республики, были во многом отстранены от управления страной, превратились из субъекта в объект политики. Перед Эрдоганом, в свою очередь, стало открываться все больше возможностей для реализации. За 10 лет он усилился настолько, что многие заговорили об авторитарности власти и стали приводить аналогии с арабскими лидерами, свергнутыми в результате «арабской весны».
Важно отметить и тот факт, что во многом в последнее время Р.Т. Эрдоган стал проводить политику, которая стала вызывать критику как внутри страны, так и на Западе: в США звучат голоса о его чрезмерной самостоятельности, в Турции же все чаще говорят о его чрезмерной подчиненности Штатам. Среди западных специалистов по Турции расхоже мнение о предстоящей рокировке Гюль-Эрдоган по аналогии с Россией.
Слишком быстро самоорганизовались турецкие оппозиционеры. В отсутствии открытых лидеров – как партий, так и личностей – это напоминает управляемый хаос. Даже если сейчас это еще не так, то это легко может стать так. Достаточно вспомнить примеры восстаний в арабских странах, когда из хаоса рождались лидеры, вроде бы народные, вроде бы исламские, но в реальности – связанные по рукам и ногам США.
Эрдоган думал, что он после всех своих деяний, как султан, может прогуливаться по своему турецкому парку. При этом он вовсе не ожидал, что «весна» может там настичь его летом. Летом легче заглушить весну, какого бы происхождения она ни была. Но в итоге все равно наступит весна – рано или поздно. Вопрос, в чью пользу она будет.
Комментарии читателей (1):
Теперь получай бурю у себя в доме