В последнее время отношения Азербайджана и России стали довольно напряженными.
Одной из новостей в этом ряду в последние дни стало решение российского правительства прекратить действие соглашения 1996 года о транспортировке азербайджанской нефти по трубопроводу «Баку – Новороссийск».
Власти Азербайджана, в том числе, руководство Государственной нефтяной компании (ГНКАР) заявили, что это решение имеет чисто экономический характер. Независимые эксперты (в Азербайджане они преимущественно правого, прозападного толка) же видели в данном шаге политические мотивы и попытки России оказать давление на Азербайджан в период, предшествующий октябрьским президентским выборам. При этом и власти, и эксперты считают, что это решение не отразится на доставке азербайджанской нефти на мировые рынки. По их мнению, для Азербайджана сохранение прокачки нефти по трубопроводу "Баку - Новороссийск" представляет интерес с точки зрения диверсификации, но не является жизненно необходимым при «неприемлемых условиях». Азербайджан обладает альтернативными возможностями экспорта нефти, в том числе прямым выходом к Средиземному морю посредством более мощного трубопровода "Баку - Тбилиси - Джейхан" (БТД), предпочитаемого Баку другим маршрутам.
Некоторые прозападные эксперты (депутат парламента, бывший вице-премьер Вахид Ахмедов, политолог Эльхан Шахиноглу, эксперт в области добычи и транспортировки нефти и газа Ильхам Шабан и др.) считают, что решение российского правительства прекратить действие соглашения о транзите азербайджанской нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск – это чисто политический шаг. Так, Ахмедов считает, что, возможно, это ответ России на выбор западного направления для экспорта азербайджанского газа. Ведь Россия предлагала Азербайджану закупку всего объема газа с месторождения "Шахдениз-2", эксплуатация которого начнется в 2017 году, но Баку поддержал протежируемый ЕС «Южный газовый коридор»» и подписал с Анкарой соглашение о строительстве Трансанатолийского газопровода, который станет частью этого коридора.
Более того, Россия обнародовала свое решение о прекращении соглашения по нефтепроводу "Баку - Новороссийск" в то время, когда президент Азербайджана Ильхам Алиев находился с визитом в Австрии, которая является конечным пунктом предполагаемого газотранспортного Nabucco-West в обход России, считает депутат парламента Азербайджана.
По мнению же политолога Шахиноглу, Россия таким образом отреагировала на резкое повышение Азербайджаном стоимости аренды Габалинской РЛС, что вынудило ее закрыть этот объект.
Тем временем, президент ГНКАР Ровнаг Абдуллаев выразил мнение, что переговоры с Россией о транзите азербайджанской нефти по новороссийской ветке будут продолжены. По его словам, до конца этого года поставки нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск будут продолжены в соответствии с уже имеющимся соглашением.
ГНКАР осуществляет через Новороссийск перевалку нефти, добываемой на собственных месторождениях, а также нефти совместных предприятий и операционных компаний, работающих на суше Азербайджана.
И вот последняя новость - Россия с Азербайджаном готовят новое соглашение по транзиту нефти по нефтепроводу Баку-Новороссийск, которое отвечает новым реалиям. Об этом сообщил 22 мая на пресс-конференции в Москве по окончании переговоров с азербайджанским коллегой глава МИД РФ Сергей Лавров. «Соглашение о транзите азербайджанской нефти Баку-Новороссийск было подписано, по-моему, в 1996 году. Подписывая, исходили, что заполняемость трубы будет полной, под это понимание согласовывался и тариф, — получилось, что заполняемость ниже, и соглашение это для нашего оператора убыточно», — сказал министр, добавив, что это чисто экономические причины.
«Транснефть» до этого сообщила, что в течение последних пяти лет Азербайджан не исполнял условия соглашения, транспортируя объемы более чем в два раза меньшие, чем заложено в документе. Доходы от этих объемов транзита не покрывали затраты "Транснефти" на поддержание трубопроводной системы в должном состоянии, а недополученная тарифная выручка только за 2012 год составила более 47 миллионов долларов. «Наши соответствующие ведомства и компании занимаются подготовкой нового межправительственного соглашения, которое будет отражать уже современные реалии, а не реалии 1996 года, прошлого века», — сказал глава МИД РФ.
«Вопрос продолжения поставок азербайджанской нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск через Россию решается на основе добрососедских отношений», - сказал на совместной пресс-конференции с главой МИД России министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров.
Глава внешнеполитического ведомства Азербайджана призвал не политизировать этот вопрос. По словам Мамедъярова, диалог по данному вопросу между ГНКАР и российской «Транснефть» будет продолжен. Также решается вопрос коммерческой составляющей.
Как сообщается, до конца года стороны должны подписать новый договор, и «Транснефть» рассчитывает заключить его на коммерческих условиях. По мнению руководства «Транснефти», тариф 15,67 долларов за тонну является политическим. Компания могла бы еще согласиться с ним, если бы соблюдались объемы, которые прописаны в договоре.
Если в 2009 году Азербайджан транспортировал 2,5 млн т нефти, в 2012 году объем снизился до 2 млн т, а в 2013 году Баку намерен прокачать уже в три раза меньше договорного объема – 1,6 млн т. При этом тариф по альтернативным маршрутам азербайджанской нефти оценивается в 25 долл. за тонну. Размер тарифа будет определен исходя из объема нефти, который захочет поставлять Баку по трубопроводу: чем больше объем, тем, очевидно, меньше будет тариф. Федеральная служба по тарифам проведет окончательные расчеты и утвердит его.
Впрочем, если контракт будет подписан, он станет уникальным, и впервые в нем может быть прописано создание банка качества нефти в порту Новороссийска. Как сообщает RBCDaily со ссылкой на осведомленный источник, ГНКАР не раз обвиняла «Транснефть» в том, что «в Новороссийске поставляемая из Баку нефть смешивалась с некачественной казахстанской, и в результате компания была вынуждена продавать ее дешевле». Отчасти этими соображениями можно объяснить нежелание Баку придерживаться условий договора по объемам нефти.
«Транснефть» же утверждает, что уже предлагала Баку эту идею ранее. «Года два назад компания предлагала обсудить вопрос создания банка качества нефти. Казахстан согласился приехать. Азербайджан так и не ответил», сказал представитель компании.
«Мы знакомы с российской позицией и с уважением относимся к ней», – сказал RBCDaily глава пресс-службы ГНКАР Низаметдин Гулиев. Он подчеркнул, что ГНКАР является сторонником проведения переговоров для достижения «обоюдовыгодного коммерческого решения».
Таким образом, «разрыв» азербайджано-российского сотрудничества в области транспортировки азербайджанской нефти через Новороссийск оказался совсем недолгим и сменился оптимизмом по поводу заключения нового соглашения, отражающего сегодняшние «экономические реалии». Обе стороны хотят этого, как подчеркнули министры иностранных дел России и Азербайджана в ходе своих переговоров и пресс-конференции в Москве.
По-видимому, кроме «экономической составляющей» и «взаимовыгодной основы», здесь есть и политический аспект. Баку явно не заинтересован в нагнетании напряженности с Москвой в год президентских выборов, на фоне усиливающегося давления Запада на Азербайджан за «нарушение демократии и прав человека».
О вмешательстве политических институтов и неправительственных организаций Запада в предвыборную борьбу в Азербайджане на стороне правой, прозападной оппозиции открыто говорят уже не только проправительственные эксперты и СМИ, но и высокопоставленные деятели правящего режима (в частности, глава Администрации президента Рамиз Мехтиев и руководитель общественно-политического отдела Администрации президента Али Гасанов). В этой ситуации во властных структурах все громче звучат голоса о необходимости смягчения отношений с Россией и Ираном, решения имеющихся между ними проблем в конструктивном ключе.
В этом контексте можно также рассматривать недавний визит Р. Мехтиева в Тегеран и только что завершившийся визит туда же официального мусульманского религиозного лидера Азербайджана шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде, и весьма дружественную обстановку, в которой эти визиты прошли.
Под этим же углом зрения также надо рассматривать и визит МИД Азербайджана Э. Мамедъярова в Москву и его переговоры с С. Лавровым, о которых сказано выше. Решение сторон выработать новый, взаимовыгодный договор о транзите азербайджанской нефти через Россию, безусловно, стало главным позитивом этого визита.
Позитивный фон переговорам С. Лаврова и Э. Мамедъярова также создало сенсационное заявление официального Баку о подтасовке голосов на песенном конкурсе «Евровидение-2013» в Швеции в ущерб российской певице Дине Гариповой, которой не засчитали баллы, полученные от Азербайджана (она реально получила от республики 10 баллов и второе место, а ей записали нуль). Заявления официальных лиц Азербайджана по этому поводу (генеральный директор Общественного телевидения Азербайджана Джамиль Кулиев, посол Азербайджана в России Полад Бюльбюльоглы, МИД Э. Мамедъяров и др.) содержали цифры и факты относительно голосования в Азербайджане в пользу России на европейском песенном конкурсе, а также позитив по отношению к России и историческим азербайджано-российским отношениям.
Видно, что Баку стремится увеличивать позитив в отношениях с Москвой и Тегераном, понимая, что реальная опасность дестабилизации в республике исходит не оттуда, а от Запада, на который целиком ориентирована правая оппозиция («Мусават», «Народный фронт», «Форум интеллигенции», движения «Эль», «РеАл» и т. д.). И это логично. Здесь только возникает резонный вопрос – насколько долгосрочной окажется эта линия, и превратится ли она в устойчивый тренд. Ведь «многовекторная внешняя политика баланса», проводимая Баку в послеэльчибеевское время знавала немало «приливов» и «отливов». Впрочем, время покажет.
Комментарии читателей (0):