Поздним вечером 21 мая Совет Стражей Конституции опубликовал список лиц, одобренных для участия в предстоящих президентских выборах в стране.
Позже министерство внутренних дел Ирана объявило имена утвержденных кандидатов на пост президента страны, одобренных Советом Стражей Конституции, сообщает иранское государственное информационное агентство IRNA.
Кандидатами в президенты стали Гулам Али Хаддад-Адель (экс-спикер парламента, сват Аятоллы Хаменеи), Саид Джалили (секретарь Совета безопасности ИРИ), Мохсен Резаи (урождённый Мохсен Сабзевар Резайи Миргаэд - секретарь Совета политической целесообразности), Хасан Рухани (Руководитель Центра стратегических исследований Совета по целесообразности Ирана, бывший секретарь Высшего совета национальной безопасности), Мохаммед Реза Ареф (бывший вице-президент ИРИ), Мохаммад Багер Галибаф (мэр Тегерана), Мохаммад Гарази (экс-министр телекоммуникаций) и Али Акбар Велаяти (советник Духовного лидера по международным делам, бывший министр иностранных дел ИРИ), заявил глава избирательной комиссии Ирана, заместитель министра внутренних дел Солат Мортазави.
Официальная регистрация кандидатов на предстоящие президентские выборы в Иране началась 11 мая. В целом 686 человек выдвинули свои кандидатуры для участия в предстоящих президентских выборах. Из них только 36 человек являются политиками или известными в стране деятелями в различных областях общественной жизни.
С 12 мая Совет Стражей Конституции рассматривает право каждого кандидата на участие в предстоящих 11 президентских выборах.
Таким образом, два основных и, согласно многочисленным опросам населения, проводившимся в последние месяцы, самых влиятельных политика Ирана, как мы ранее и предполагали, глава администрации президента ИРИ, близкий соратник Ахмадинежада Исфандияр Машаи и 79-летний экс-президент ИРИ аятолла Хашими Рафсанджани не были допущены к предвыборной борьбе.
«Конституция Ирана и закон о выборах были основными критериями проверки кандидатов в президенты», заявил 22 мая пресс-секретарь Совета Стражей Конституции Аббас-Али Кадходаеи, сообщал во вторник телеканал Press TV.
По словам Кадходаеи, высший избирательный надзорный орган провел несколько заседаний, чтобы обсудить возможности, резюме и даже прошлые действия и высказывания кандидатов в президенты.
Кадходаеи также отметил, что кандидаты проверялись по таким критериям, как «иранское происхождение, наличие управленческих навыков и верность принципам Исламской Республики».
Наблюдатели отмечают, что данное решение в самом Иране и за его пределами было встречено неоднозначно.
Реакция за океаном поступила мгновенно. Представитель госдепартамента США Патрик Вентрелл заявил в среду, что МВД Ирана не допустило к участию в выборах тех кандидатов, которые действительно могли бы представлять интересы иранского народа (не назвав при этом никаких конкретных имен), передает РИА Новости со ссылкой на агентство Рейтер. По словам Вентрелла, совет отобрал только тех кандидатов, «которые будут представлять интересы режима, а не иранского народа».
Не исключено, что именно в ответ на это решение 22 мая в Конгрессе США представлен новый законопроект, еще более ужесточающий санкции против Ирана. Авторами этого документа, озаглавленного как «Акт об эмбарго на иранский экспорт», выступили сенаторы-республиканцы Марк Кирк и Джон Корнин, пишет ИТАР-ТАСС.
Законопроект, в частности, предусматривает запрет на «приобретение товаров и услуг у какой-либо компании, находящейся в собственности или контролируемой правительством Ирана».
Документ вводит запрет на «все трансакции, осуществляемые в интересах указанных компаний с целью экспорта (товаров) из Ирана», а также «блокирует все активы компаний», связанных с правительством Ирана, и запрещает оказывать им страховые услуги.
Как и многие документы такого рода, данный законопроект направлен не только против Ирана, но и тех зарубежных компаний, которые ведут дела с этой страной. Его основная цель – усилить давление на иранское руководство, чтобы заставить его выполнить международные обязательства и отказаться от попыток заполучить ядерное оружие.
«Зарубежные страны и компании будут поставлены перед выбором – либо они прекратят вести дела с правительством Ирана, либо перестанут делать бизнес в Соединенных Штатах», - заявил сенатор Корнин.
«Пора направить ясный сигнал всем странам мира – не существует такой вещи, как законная торговля с правительством Ирана», - заметил в свою очередь сенатор Кирк.
«Совет Стражей Конституции принял в большей степени политическое решение, чем религиозное или правовое», - сказал депутат иранского парламента Али Мотахари, комментируя решение Совета Стражей Конституции, отклонившего кандидатуру экс-президента аятоллы Хашеми Рафсанджани на участие в президентских выборах, сказано в сообщении, размещенном на сайте Клуба молодых журналистов Ирана.
«Я думаю, что дисквалификация Хашеми Рафсанджани была такой же неправомерной, как и допуск к участию в выборах Саида Джалили», - сказал Мотахари.
Причину дисквалификации Хашеми Рафсанджани Мотахари видит в том, что ССК принял во внимание слабое здоровье кандидата и его участие в мятеже 2009 года. Хотя, как считает Мотахари, оба этих аспекта не соответствуют действительности.
«Рафсанджани и его семью оклеветали. Он попросил время на телеканале IRIB, чтобы защитить себя, но ему отказали в эфире. Поэтому, естественно, у него были возражения», - сказал Мотахари.
По его словам, решение об участии Джалили в выборах неправомерно, так как нельзя считать человека опытным в свете переговоров с ЕС по ядерной программе.
Дочь основателя Исламской Республики Иран Имама Хомейни Захра Мостафави 21 мая обратилась с письмом в адрес Рахбара, в котором попросила его пересмотреть решение о регистрации кандидатов в президента страны. «В то время, когда я услышала весть о назначении Вас на пост руководителя страны Имамом (имеется в виду ее отец Хомейни), я слышала еще о том, что были подтверждены и его (Рафсанджани) полномочия. Имам всегда произносил его имя после того, как произносил Ваше име. Но, увы, Совет Стражей Конституции сегодня отклонил его кандидатуру. Я, как сестра, предупреждаю Вас, это дело не имеет никакого другого смысла, кроме как разлучить двоих соратников Имама (Хаменеи и Рафсанджани), внести вред в веру народа к системе и выборам», - пишет она. Далее она в письме пишет о том, что естественно, что со временем Рафсанджани тоже мог измениться, что ныне он уже не тот самый человек. Вместе с тем, по ее мнению, разлучить этих двух политиков – самый большой вред системе и революции. «Учитывая это, - продолжает она, - я прошу вас вмешаться в этот важный вопрос и тем самым недопустить того, чтобы пошли в пух и прах все те усилия, которые были предприняты до сих пор».
Дочь Рафсанджани - Фатима Хашеми - заявила, что 21 мая, перед тем, как Совет Стражей Конституции назвал имена одобренных кандидатов, ее отец получил анонимное письмо с призывом снять свою кандидатуру с предвыборной гонки, сообщается на сайте оппозиции rahesabz.net. По ее словам, при этом они не привели никаких доводов в обоснование своих предложений. «Но мой отец не согласился, - заключила она. - Он без обиняков и решительно заявил, что не снимет свою кандидатуру, потому что не собирается предавать народ. Он сказал, что по просьбе народа выдвинул свою кандидатуру».
Специалист по Ирану в Бирмингемском университете и редактор веб-сайта «EA World View» Скотт Лукас считает, что «Рафсанджани стал почти кандидатом для неудовлетворенных. Для своих собственных сторонников, неудовлетворенных с 2005 года [когда он проиграл на выборах президенту Махмуду Ахмадинежаду], а также для многих умеренных консерваторов, недовольных правлением Ахмадинежада и реформистами, и даже для некоторых из [оппозиционного] Зеленого движения, с 2009 года неудовлетворенных репрессиями системы», сообщает azattyq.org.
«Экс-президент Ирана Акбар Хашеми Рафсанджани подчинится решению Совета Стражей о недопустимости своего участия в президентских выборах», передает в среду агентство Fars со ссылкой на адвоката Рафсанджани Мохаммада-Резу Садегзаде. Согласно сообщению, Садегзаде сказал, что аятолла Рафсанджани соблюдает законы ислама, и не будет пытаться противиться решению Совета Стражей Конституции. «Он, безусловно, объявит о своей точке зрения по этому вопросу», - сказал адвокат.
Отметим, что накануне распространялась информация об оказании давления на сторонников Рафсанджани, и даже об аресте некоторых из них и закрытии штабов молодых сторонников Рафсанджани, сообщает сайт salamkhatami.org.
Примечательно и то, что 12 мая 150 депутатов иранского парламента в своем совместном заявлении выступили против официальной регистрации Рафсанджани, связав это с тем, что Рафсанджани «в нарушение завещания Имама Хомейни, ратует за сближение с Израилем». Отметим, что несколько дней до этого Рафсанджани в одном из своих заявлений отметил, что «мы не собираемся враждовать с Израилем. Если арабские государства начнут войну против Израиля, то мы можем им помочь».
Далее, 7 тыс. 456 юристов со всего Ирана 13 мая в письме в адрес главы Совета Стражей Конституции аятоллы Ахмада Джаннати, попросили не регистрировать «зачинщиков беспорядков, имеющих место быть после президентских выборов 2009 года», имея при этом в виду, скорее всего, Рафсанджани.
Также сообщим, что до марта этого года за выступления против госбезопасности, пропаганду против государственного строя и поддержку «Зеленого движения» 6-месячное заключение отбывала другая дочь Рафсанджани – Фаиза Хашеми. Его сын Мехди Хашеми был выпущен под залог 16 декабря прошлого года и должен предстать перед судом по подозрению в организации протестов 2009 года, после которых он покинул страну и три года проживал в Великобритании.
Накануне сайт сторонников опального кандидата в президенты Мусави «Kaleme» сообщил, что 20 мая ближе к вечеру были взяты под полицейский надзор улицы и площади Тегерана. Силы полиции и безопасности введены в северные и центральные площади города, говориться в сообщении. В сообщении говорится, что все это связано с возможным отказом в регистрации и реакции на это решение основного кандидата команды Ахмадинежада И. Машаи. Далее сообщается о задержании в нескольких городах влиятельных сторонников Ахмадинежада, в числе которых есть и некоторые представители духовенства.
Сам Президент Махмуд Ахмадинежад собирается обратиться к верховному лидеру страны аятолле Али Хаменеи в связи с отстранением от участия в выборах своего соратника Исфандияра Рахима Машаи, сообщает в среду информационное агентство ISNA. «Я поддержал кандидатуру Машаи, так как он мог бы многое сделать для страны, - отметил Ахмадинежад. - Я верю, что Машаи справится с этой работой». Вместе с тем, он выразил надежду на то, что Рахбар все же исправит это недоразумение, и проблема разрешиться. Президент Ирана призвал своих сторонников и сторонников Машаи к терпению и добавил, что в стране есть лидер, который решит все проблемы.
Таким образом, пока вряд ли можно сделать поспешный вывод о завершении процедуры официальной регистрации кандидатов в президента ИРИ. Учитывая то, что решение Совета Стражей Конституции вызвало неоднозначную реакцию, точнее, большое недовольство в обществе, по всей вероятности, Духовному лидеру страны – аятолле Хаменеи – придется вмешаться в это дело, чтобы внести кое-какие изменения. Отметим, что ныне сам Рахбар находится в очень сложных условиях. Потому что большинство представителей консерватиного духовенства, явно игнорируя Конституцию и законы государства, открыто выступают за возвращение президентского поста «своим». В этих условиях даже самому Рахбару порою бывает очень трудно пойти против них. У нас нет никаких сомнений в том, что решение ССК принято под давлением консервативного духовенства, что на деле означает одно: консерваторы в этот раз идут ва-банк. Но, учитывая, что данное решение Совета Стражей Конституции может привести к огромному расколу в обществе, может стать причиной волнения граждан или, более того, социального взрыва, Рахбар все-таки должен сказать свое веское слово.
Кроме того, есть еще одно важное обстоятельство, которое делает необходимым вмешательство Рахбара в данное решение. По мнению первого президента Ирана, ныне проживающего во Франции Абулхасана Банисадра, «в результате отклонения кандидатуры Рафсанджани народ окончательно поймет, что во всех проблемах страны виновать сам Хаменеи, и он же является причиной всех неудач государства», сообщает «Media forum».
Дело в том, что все те 8 кандидатов, которые прошли официальную регистрацию, хоть и уважаемы в обществе, но все же ни один из них не превосходит ни Рафсанджани, ни тем более самого популярного политика в стране на сегодня И. Машаи.
О том, чем все это закончится, и сможет ли Рахбар сломать сопротивление консервативного духовенства, нам осталось ждать всего два дня.
Комментарии читателей (0):