Такое хронологическое совпадение событий, имеющих прямое отношении к Закавказью, бывает не часто.
Прошедший в Женеве двадцать третий раунд переговоров по безопасности и стабильности на Кавказе вновь оказался безрезультатным. Москва и Тбилиси сохранили разногласия по поводу формата документа по неприменению силы. «Надежды на результативный раунд, к сожалению, опять не оправдались. Была традиционно напряженная дискуссия... Отдельное внимание было посвящено вопросу о неприменении силы... К сожалению, работу над этим проектом опять заблокировала грузинская сторона, которая по-прежнему настаивает на неких односторонних обязательствах о неприменении силы со стороны РФ. Для нас это принципиально неприемлемо и, таким образом, они заблокировали работу», – заявил, подводя итог переговорам, руководитель российской делегации, заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин.
Второе событие: в Батуми прошла встреча глав МИД Грузии, Азербайджана и Турции. Стороны договорились углублять трехстороннее сотрудничество в самых разных областях. На сей раз переговорщики уделили повышенное внимание масштабному проекту – строительство железной дороги Карс-Ахалкалаки-Баку. «Наши общие планы обеспечивают наше общее будущее в евроатлантическом пространстве, - заявил в этой связи министр обороны Грузии Ираклий Аласания. - К примеру, железная дорога Карс-Ахалкалаки. Этот громадный инфраструктурный проект будет полезен и странам НАТО. Исходя из этого, наши страны - Азербайджан, Грузия и Турция - станут более интегрированными в это пространство».
Вслед за этим в экспертном сообществе пришли к выводу, что Баку, Тбилиси и Анкара вступили на путь перевода своих отношений на рельсы военно-политического союза. Отметим, что ранее возглавивший правительство Иванишвили стал налаживать торгово-экономическое сотрудничество с Россией, менять прежнее отношение Тбилиси к Еревану, повергать ревизии некоторые проекты с Баку. Он заявлял о намерении пересмотреть не только транзитные энергетические договоры, но и поставить вопрос экономической выгоды от железной дороги Баку – Ахалкалаки – Карс. К тому же против этого проекта выступает Армения, не желающая, чтобы Баку через Турцию получил вывод железной дороги в Нахичевань. Поэтому многим казалось, что потепление в отношениях Грузии и России будет перерастать из количества в качество. Однако фактор законного признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии создал непреодолимый клинч во взаимоотношениях Москвы и нынешнего Тбилиси, который выбить или проигнорировать Иванишвили не удается. Так что сообщения о том, что первые два грузинских производителя получили «добро» на начало поставок винной продукции на российский рынок выглядят на этом фоне карикатурно.
Третье событие: Главнокомандующий российскими вооруженными силами Владимир Путин отдал неожиданный для многих приказ о начале крупномасштабных военных учений на Черном море. В них принимают участие 36 кораблей, базирующихся в Новороссийске и в Севастополе, военная авиация, воздушно-десантные войска и морская пехота, а также спецподразделения ГРУ Генштаба. Это политический сигнал, прежде всего, странам региона.
Четвертое событие: Главное управление гражданской авиации Турции «вдруг» запретило выполнение прямого авиа рейса Ереван-Ван-Ереван. Надо полагать, что сделано это под давлением Баку. По мнению американского эксперта Дэвида Филипса, такой шаг сковывает возможности стимулировать официальную дипломатию в направлении нормализации турецко-армянских отношений, создавать «подстраховки» для плохих сценариев политико-дипломатического урегулирования, прежде всего, карабахского конфликта. Эксперт считает, что Армения могла бы продавать в Турцию электроэнергию, реабилитировать железную дорогу Карс -Гюмри, стимулировать индустрию туризма и развитие торгово-экономических связей. Логика такого размышления проста: чтобы добиться уступок со стороны Еревана в отношении Степанакерта, необходимо создать условия, при которых Еревану было бы что терять. Взамен укрепляется жесткая система противостояния, которая увеличивает риски перетекания карабахского конфликта в военную фазу.
Что все же стоит за столь очевидной, связанной между собой только по времени динамикой событий в Закавказье? Можно ли говорить о подготовке к запуску процессов, которые определят новые источники угроз для хрупкой региональной стабильности? Если да, то какие отдельные государства или блоки государств выступают в роли то ли сценаристов, то ли всего лишь инструментария в реализации каких-то определенных интересов закулисных игроков ?
Начнем с того, что будущее Грузии еще не определено. Эксперты не исключают, что Иванишвили могут вытеснить с политического пространства страны, и на его месте появиться «новый Саакашвили».
В таком случае укрепления азербайджано-грузинского альянса под «крышей» Турции сохраняет у политической элиты Тбилиси и Баку соблазн решить свои территориальные проблемы силовыми средствами. Одно дело, если действия России и Турции в этом регионе мира будут иметь взаимообусловленный характер, когда существует возможность размена позиций на выходящем за пределы Кавказа геополитическом пространстве. Тогда Москва и Анкара могут реализовывать свои национальные, и, возможно, даже общие стратегические цели, не допуская конфликтующие государства Закавказья к скатыванию в сторону военных конфликтов.
Но, учитывая, что Турция является членом НАТО, диалог между Москвой и Анкарой на этом направлении без участия Вашингтона теоретически возможен, но затруднен практически. В то же время Турция - в отличие от России - выступает с многочисленными, правда, не всегда хорошо продуманными мирными инициативами. Так в конце прошлого года она предложила проект восстановления железнодорожного сообщения между Арменией и Азербайджаном с выходом на Россию. Как сообщает Hürriyet Daily News, за этим стоял сценарий «полноценной нормализации отношений Турция-Армения и Армения-Азербайджан», а также стремление через предлагаемые проекты выйти на приемлемые для всех сценарии карабахского урегулирования. Но затем Турция срывает проект открытия воздушного сообщения Ереван-Ван-Ереван, разваливая таким образом коммуникационную схему, в которой азербайджано-турецко-армянские отношения могли бы быть завязанными в один общий узел.
Помимо этого аномальная с точки зрения геополитики транзитная роль Грузии в качестве единственного энергетического коридора для Азербайджана не только консервирует статус-кво в отношении Карабаха, но и ставит под сомнение эффективность создаваемой в Каспийско -Черноморском регионе коммуникационной системы. Поэтому формирующийся блоковый союз Азербайджан-Грузия-Турция с искусственной привязкой через Турцию якобы к «европейскому пространству», ставит на грань срыва не только региональную систему безопасности, но и неизбежно ведет к появлению в той или иной форме геополитического противовеса Россия-Армения-Иран.
Вот почему сейчас Грузии и Азербайджану необходимо как можно быстрее выстраивать систему безопасности, основанную на новых стандартах, с учетом сложившихся геополитических реалии, а не пытаться самоуверенно игнорировать национальные интересы, как ведущих игроков, так и непризнанных государств. В противном случае при пессимистическом сценарии возможного хода событий они могут понести еще большие потери.
Комментарии читателей (0):