ИА REX публикует комментарий философа и социолога, кандидат философских наук Александра Пелина к статье Владимира Путина «Россия и меняющийся мир».
Предметом седьмой статьи Путина заявлена философия международных отношений, но она отсутствует. В силу того, что разговор идёт о России в целом, именно её имя в тексте употребляется наиболее часто. Характерной особенностью статьи является значительное увеличение частоты употребления формообразующей частицы БЫ. Путин использует её 32 раза или в 44,4% случаях от общего количества употреблений во всех 7 статьях. Чаще всего частица БЫ используется Путиным в союзе в контексте сожаления об упущенных возможностях — «было бы» или условного подчинительного союза «если бы». Например, «что касается арабо-израильского конфликта, то „волшебный рецепт“, с помощью которого можно было бы, наконец, разрулить ситуацию, до сих пор не изобретён». Путин сожалеет о том, что для России «было бы крайне выгодно» или «было бы здорово», но не произошло.
Помимо явных сожалений, Путин демонстрирует вынужденный характер своих заявлений. Он признаёт, что не касался бы некоторых тем при условии, если бы США и НАТО не опирались на «стереотипы блокового мышления», если бы их «игры не велись непосредственно у российских границ, если бы они не расшатывали нашу безопасность, если бы они не работали против стабильности в мире». Возможно, что «принуждение к обсуждению» практически полностью вытеснило из контекста статьи категорию должного. Не разделено, насколько международные отношения России определяются политическим принуждением, а насколько глубоким философским пониманием её места в быстро меняющемся мире.
Декларация Путина про то, что Россия является частью большого мира, не определяет её места в мире. Из заявления Путина о том, что Россия не может и не хочет изолироваться, не вытекает право претензии на статус лидера. Статус страны в «большом мире» определяется не уважением или опасениями, а уровнем развития её экономики и полномочий. С позиции уровня развития экономики, возможностей распространения информации и культуры, Россия занимает почетное, но не лидирующее место в мире. Это место предоставляет ей право на статус системообразующего элемента глобальной миросистемы. Выход России за пределы статусно-ролевых ожиданий «большого мира» расценивается как экспансия. Сигналы экспансии воспринимаются независимо от «истинных», свободолюбивых или миролюбивых намерений страны. Ответная реакция на экспансию всегда однозначна — включение механизмов политической и экономической изоляции.
Для избегания изоляции России необходима новая философия международных отношений. Открытость и доверие, способные принести гражданам России рост благосостояния и культуры, являются социальными капиталами, которые необходимо не только защищать, но и наращивать. Необходимо помнить, что стереотипы блокового мышления неизбежно порождают ситуацию: «Duobus litigantibus tertius gaudet», — двое дерутся, третий радуется. В сложившихся условиях, Россия способна стать не третьим, который радуется, а третьим, способным создавать и поддерживать систему международной безопасности. Статус страны, образующей систему международной безопасности, это не столько способность не «искушать своей слабостью», сколько навыки создавать баланс между доминирующими и подчиненными субъектами «большого мира» при помощи организованной деятельности.
Комментарии читателей (0):