Узбеки - дворяне тюркских народов, а сарты - предприниматели Центральной Азии (ч.1): Рустамжон Абдуллаев

ИА REX публикует статью эксперта по международной информации, внешнеполитическим и экономическим отношениям России с соседними странами Рустамжона Абдуллаева «Узбеки — дворяне тюркских народов, а сарты — предприниматели Центральной Азии» в трёх частях.
20 октября 2011  15:10 Отправить по email
Печать

ИА REX публикует статью эксперта по международной информации, внешнеполитическим и экономическим отношениям России с соседними странами Рустамжона Абдуллаева. В статье выдвигается новый подход к этногенезу узбеков, отвечающий на вопросы: Откуда произошли узбеки, этноним «узбек», и какое отношение имеют они к тюркам и монголам? Какому этносу принадлежал Джучи, старший сын Чингиз-хана, основатель Золотой Орды и зачем это следует знать? Были ли в истории и другие узбекские государства, кроме современного Узбекистана? Имеют ли узбеки этническую близость с русскими? Откуда произошел этноним «таджик» и сам народ, носящий такое имя? Что означает термин «сарт» и кого, когда и зачем называли сартами?

Предисловие

В первой части своей статьи «Узбекистан: вызовы, угрозы, проблемы и решения», состоящей из двух частей [1-2], я, говоря: «История народов Узбекистана, самих узбеков, а также его государственности очень богата и своими корнями уходит в глубину веков, так же как история других народов, этносов и государств мира», как можно корректнее указывал не только на тот факт, что таджикские историки во главе с академиком Рахимом Масовым, выдвигают нацистские идеи об «арийском» происхождении своей нации. Ещё к тому же обращал внимание читателей и на их необоснованные территориальные претензии к Узбекистану, которые поддерживают даже официальные круги Таджикистана.

Продолжающееся до сих пор острое обсуждение этой статьи на российских сайтах, особенно на федеральном интернет-издании «Капитал страны», показало, что в поднятых мною вопросах непримиримую позицию занимают не только ученые наших двух стран, но и многие простые читатели: как со стороны Таджикистана, Узбекистана, так и других стран. А представители узбекской «оппозиции», из числа этнических таджиков, принимающие в этом обсуждении анонимное участие, пользуясь такой ситуацией, пытались и пытаются разжечь межнациональную рознь, специально искажая исторические факты относительно происхождения и истории наших народов, а также их государственности. Для этого они пытались использовать даже некоторые высказывания наших великих предков, как Амир Темур (Темирлан), его потомок Захриддин Мухаммад Бобур (правитель Индии) и других, об узбеках. При этом они не гнушались вырывать их содержание не только из-под контекста этих высказываний, но и от времени, места и причин, по которым они были произнесены.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

К тому же таджикские читатели, успевшие усвоить бредовые идеи своих «историков» и анонимно, под всякими никами, до сих пор принимающие активное участие в обсуждении моей статьи [1-2], не думая не о какой корректности, нагло выступают не только в поддержку бредовых идей своих «историков». Но и, со ссылкой на «труды» этих же «ученых» мужей, а также некоторых других литературных источников, сами пытаются доказать, что якобы большая часть населения Узбекистана – это, во-первых, будто бы тюркизированные в прошлом и, узбекизированные в советское время, таджики, которых раньше называли сартами. А те настоящие узбеки, которые сейчас живут в Узбекистане, будто-бы произошли от монголов. Во-вторых, заявляют о том, будто бы Самарканд и Бухара принадлежит им, поэтому их они якобы обязательно вернут в Таджикистан или завоюют и т.д.

Более того, таджикские читатели следуя дурному примеру своих «историков», как академик Рахим Масов, внушивших им, что будто бы таджики относятся к высшей расе – арийцам, а узбеки – нет, не только пытались и пытаются оскорбить национальные чувства нашего народа. Но и ввести русских читателей, особенно тех из них, которые также относят себя к числу арийцев, в заблуждение, называя нас монголо-узбеками или монголо-тюрками, якобы произошедшими от монголов. А это, на мой взгляд, делается для того, чтобы вызвать у русских читателей, национальный патриотизм, которых относительно Золотой Орды, может быть воплощен в таком понятии, как «татаро-монгольское иго». То иго, которое до сих пор ранит национальное самосознание некоторой части русского народа, несмотря на то, что такое предубеждение построено на ложных исторических стереотипах.

К тому же в последнее время из числа представителей интеллигенции и официальных кругов Казахстана тоже начали издаваться аналогичные, глубоко ошибочные, потому робкие, но конкретные претензии и по отношению нашего Ташкента – столицы Узбекистана.

По этим причинам я решил ещё раз вернуться к поднятым мною вопросам и на основе исторических материалов как можно коротко проанализировать и доказать ошибочность точки зрения таджикских историков и читателей, поддерживающих этих «ученых» относительно происхождения узбеков и их государственности. А также поделиться с читателями своими мыслями, что касается вопросов об арийцах, о происхождении самих таджиков, таджикской государственности и сартах.

При этом я намерен сообщить читателям свою точка зрение, относительно тайны об этнической принадлежности Джучи — старшего сына Чингисхана и правителя Золотой Орды, поскольку считаю, что и этот феномен сыграл в этногенезе узбеков немаловажную роль.

Я в своей вышеупомянутой статье [1-2], помимо всего прочего пытался ответить и на вопрос: имеют ли узбеки этническую близость с русскими? Поэтому в этой статье хочу дополнить свой ответ на этот вопрос более весомыми аргументами, подтверждающими действительное существование этнической близости между узбеками и русскими. Но я в этой статье, на основе научных и религиозных подходов к происхождению человечества, а также тех литературных источников, которые были использованы в ней, выдвигал тезис о том, что узбеки произошли от рода человека по имени Тюрк, т.е. от тюркских родов и племен [2]. Поэтому прежде чем более подробно изложить основные положения основных тем данной статьи, считаю целесообразным начать свой анализ с ответа на следующий, первый вопрос.

Что говорят историки о происхождении тюркских родов и племен, а также о территориях их обитания?

В поисках ответа на этот вопрос, если обратиться к трудам европейских ученых, в т.ч. академика АН СССР, героя социалистического труда А.П.Окла́дникова, то можно узнать, что они происхождение многих европейских народов и их культуры связывают с тюркскими народами Азии. Однако говорят, что где-то в политических кругах посчитали, что такие работы ученых наносят удар по обостренному национальному чувству европейцев. Ибо тюркское прочтение истории Европы, разрушает идеологическую догму «европоцентризма» и основы «теории» народонаселения: трещит, тает и испаряется индоевропейская версия, как айсберг, плывущий в теплых водах океана. Поскольку указанные научные работы самих европейских ученых заставляют признать, что европейцы пришли в Европу не из Индии и Ирана, а с Алтая. Там оказывается, по их собственному мнению, и родина современных европейцев [3]. Более того, сами индусы признают, что они на территорию современной Индии пришли из севера, ибо их древние сказители пели о своей стране на севере, где солнце встает лишь раз в году, где шесть месяцев день и шесть месяцев ночь [4]. А это дает основание предположить, что они в древние времена пришли в Индию из тех мест, откуда тюрки ушли в Европу, саму Индию, Иран, Египет и другие страны, т.е. из того же Алтайского края или Горного Алтая, что находится на территории России.

Более того, я лично склонен думать, что как единобожие, так и письменность Ближнего Востока, своими корнями уходят к тюркской тангритианской религии и рунической письменности, которую тоже писали справа налево, как арабы. Откуда не трудно прийти и к выводу, что даже предки библейского героя — пророка Ноя (Нух с.а.в.), также могли быть из Алтая, а его ковчег после потопа мог сесть не на горы Арарат, а на горы Алтая.

Однако ссылки статьи на труды европейских ученых и даже на древние эпосы индусов и тем более на комментарии современных историков из стран бывшего СССР, моих оппонентов, особенно тех из них, которые принадлежать к числу этнических таджиков, могут не удовлетворить. Поэтому в этом разделе статьи и далее я, в первую очередь, буду опираться и делать ссылки на величественные исторические труды персидских ученых-историков, как Рашид ад-Дин Фазлуллах, на которые в своих работах ссылаются практически все историки Европы, бывшего СССР, Российской Федерации и других стран. И так, если обратиться к трудам этого великого персидского историка, то можно узнать следующее.

Когда пророк Ной после потопа делил обитаемую часть земли между своими сыновьями, то его старшему сыну, которого звали Иафет (Иафес), он отдал восточные страны вместе с Туркестаном и другими краями за его пределами. Иафета, тюрки прозвали Олджай-ханом. Он был жителем степей, т.е. кочевником. Его летовка (яйлак) и зимовка (кишлак) находились в землях Туркестана; весенние месяцы он проводил в Уртаге и Кортаге, находящиеся поблизости от Инанч-шахра, а зимовал он в тех же краях, в местности Барсук, что в Каракуме. В этой местности было два города: один — Талас, а другой — Сайрам. Столица Олджай-хана находилась именно в этой местности [5].

Точно так же народы, которых с древнейших времен и до наших дней называли и называют тюрками, обитали в степных просторах, в горах и лесах областей Дешти-Кипчака, русов, черкесов, башкиров, Таласа и Сайрама, Сибири, Булара и реки Ангары. В пределах областей, которые известны под названиями Туркестана и Уйгуристана. По рекам и горам на территориях народа найман, как, например, Кок-Иртыш, Иртыш, гора Каракорум, горы Алтая, река Орган. В области киргизов и кэм-кэмджиутов, в местностях с многочисленными летовками и зимовками, известных под именем Могулистана и принадлежащих народу кераит, как то: по рекам и озерам Онон, Кэлурэн, Талан-Балджиус, Буркан-Калдун, Кукана-наур, Буир-наур, Каркаб, Куйин, Эргунэ-кун, Калайр, Селенга, Баргуджин-Токум, Калаалджин-Элэт и Уткух, кои смежны с Китайской стеной [6].

Благодаря своей силе, могуществу, власти и завоеваниям, тюрки распространились по всем территориям Китая, Индии, Ирана, Византии, Сирии и Египта, подчинив себе большую часть государств населенной части мира [6].

С течением времени эти народы разделились на многочисленные роды, ибо во всякую эпоху из каждой ветви этих родов возникали новые ветки. И каждая такая ветвь по определенной причине и поводу получило свое имя и название, подобно огузам, которые разделяются на кипчаков, калачей, канлыев, карлуков и другие относящиеся к ним племена. Или как народы, которые (во время Рашид-Ад-Дина) были известны под именем монголов [6].

«Так как к ним была [проявлена] божественная помощь, то за время около четырехсот лет от них [произошло] множество ответвлений и по своей численности они превысили другие [народы]; вследствие же их могущества другие [племена] в этих областях также стали известны под их именем, так что большую часть тюрков [теперь] называют монголами» [7].

При этом следует учесть и такие ужасные исторические факты, что тюркские народы Южного Китая, Кара-Хитая и Северного Китая, народ, которого монголы называют нангяс, а китайцы зовут его манзи и джурджэ; кара-хитайские гур-ханы, которые были владыками Туркестана и Мавераннахра; султан Мухаммед Хорезмшах, его сын Джалалиддин Мангуберди и их племена, в эпоху Чингиз-хана и его рода были не только побеждены, но и почти, что полностью уничтожены [8]

Даже из этого короткого ответа на первый вопрос можно сделать далеко идущий и очень серьезный вывод о том, что монголы тоже изначально являлись тюрками.

А этот вывод подтверждается не только трудами Рашид-Ад-Дина [7-8], являющимися величественными памятниками средневековой исторической литературы, написанной на персидском языке, но и других авторов, в т.ч. современными научными данными ДНК-генеалогии, геногеографии и т.д. [9-11].

Может быть, по этой причине Л.Н.Гумилев в своей книге «Древняя Рус и Великая степь», со ссылкой на китайца Чжао Хуна и тюрка Абуль-Гази, о Чингизхане и его роде и пишет: «Тэмуджин высокого и величественного роста, с обширным лбом и длинной бородой. Личность воинственная и сильная. Этим он отличается от других» У Борджигинов глаза «сине-зеленые (pers)...» или «темно-синие, где зрачок окружен бурым ободком» [12]. Но для нас по ряду объективных причин интересным является другой вопрос.

Кем был по своему этническому происхождению старший сын Чингизхана и правитель Золотой Орды Джучи?

Так или иначе, к формулировке такого вопроса, отвечая на который можно было бы разгадать тайну происхождения Джучи, очень близко подходили и многие другие авторы, такие, например, как Рашид-Ад-Дин, Мирзо Улугбек, Л.Н.Гумилев и т.д. Но у читателей, которым раньше ни была известна история происхождения Джучи или которые не обращали своего внимания к этой таинственной истории, связанной с этническим происхождением создателя и первого правителя Золотой Орды (Великого Государства), может возникнуть другой вопрос. А именно: откуда мог возникнуть вопрос, выведенный в заголовок данного раздела статьи и зачем следует на него отвечать?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, с начала, на основе опубликованных материалов, в алфавитном порядке и русском произношении, перечислю имена или названия всех известных исторической науке тюркских племен, которые входят в состав узбекской нации со времен Золотой Орды до наших дней. Но с добавлением в этот список только лишь еще одного рода с именем ОЛХОНУТ, который является одной из ветвей тюркского племени КУНГРАТ [13-16].

Так, к числу узбеков входили и входят следующие тюркские роды и племена:

агар, алчин, аргун, арлат, баган, БАРЛАС, бахрин, бостон, будай, буйазут, буйтай, буйурак, буркут, бусе, гариб, гирей, джалаир, джалджут, джуйут, джуладжи, джурат, джусуладжи, джыйыт, дуджир, дурмен, йадж.к.р., калмак, калывай, канглы, кара, карлук, кары, каттаган, кенегес, кераит, килечи, кипчак, кият, кохат, КУНГРАТ, кур, курлаут, кучи, кыргыз, кырк, кышлык, кыят, мангыт, масид, махди, МЕРКИТ (по Улугбеку макрит А.Р.), минг, митан, найман, никуз, оглан, оглен, ойрат, онг, онгачит, онгут, ОЛХОНУТ, пуладчи, рамадан, сарай, сахтиян, сулдуз, сымырчик, табын, там, тама, тангут, таргыл, татар, тувадак, туркмен, тушлуб, уз, уйгур, уймаут, уйшун, урмак, утарчи, хафиз, хытай, чакмак, чилкас, чимбай, ширин, шубурган, шуран, юз, ябу.

Если теперь обратить свое внимание к происхождению Чингизхана, то из литературных источников можно узнать, что его мать Оэлун была из племени ОЛХОНУТ — ветки племени КУНГРАТ, которую Есугей — отец Чингизхана, отбил у Еке-Чиледу — богадура из племени МЕРКИТ. А мальчик, произошедший на свет в результате брачного союза Есугея и Оэлуна, был назван в честь вождя одного из тюркских племен Темучина-Уге, которого Есугэй победил накануне рождения сына. Значит, настоящее имя основателя Монгольской империи был Темучином [17-18].

Причиной такого, довольно интересного исторического факта, имеющего немаловажное значение для этногенеза узбеков, является то положение, что закреплено в «Сокровенном сказании монголов». А именно: тюркский род КУНГРАТ должен был быть и являлся брачным родом (қуда-анда) монгольского рода БОРДЖИГИНОВ — Тэмуджина (Чингисхана) и его предков [19]. Именно поэтому эту традицию продолжил не только сам Чингисхан, женившись на представительницу племени КУНГРАТ — Борте (Бурте Кучин), но и его сыновья, внуки и т.д. Поэтому если теперь обратится к биографии Джучи — старшего сына Чингизхана, то можно обнаружить очень важные и интересные обстоятельства и, самое главное, не разгаданную тайну его происхождения и этнической принадлежности, связанную с таким удивительным положением родоплеменных отношений в жизни этих народов того исторического периода.

Так, Джучи родился около 1182 года от первой, самой любимой, уважаемой и влиятельной жены Чингисхана Борте, но существует историческая версия, что старший сын Чингисхана, Джучи, не был его родным сыном. Именно поэтому Джучи и переводится как «Гость из дороги» [13]. Основной причиной оспаривания отцовства Чингисхана является пленение его жены Борте, тюркским племенем МЕРКИТ, вскоре после освобождения, от которого родился Джучи. Возможным отцом Джучи, в соответствии с «Сокровенным сказанием монголов», мог быть только лишь Чильгир-Боко из тюркского племени МЕРКИТ — богодур (рыцарь), который и взял Борте в наложницы. При этом следует отметить, что Чильгир-Боко был младшим братом Чиледу, который хотя уже и умер ко времени пленения Борте, но у которого Есугей — отец Чингисхана, отбил в свое время невесту — Оэлун из рода ОЛХОНУТ, являвшимся одной из ветвей того же племени КУНГРАТ, т.е. будущую мать Чингисхана. Однако Тэмуджин признал Джучи своим сыном, заявив, что в момент пленения МЕРКИТами, его жена Борте, уже была беременна от него самого. Тем не менее, «проклятие меркитского плена» висело на Джучи-хане и преследовало его всю жизнь [17].

Примечание 1. Здесь же следует отметить, что КУНГРАТы — это одно из основных и знаменитых племен, входящих в состав титульной нации современного Узбекистана — узбеков, обитающих в настоящее время на территориях Сурхандарьинской, Кашкадарьинской и Хорезмской областей Республики Узбекистан. Истинной родиной КУНГРАТов является отраженная в их эпосе «Алпамыш» Гузар-Байсунские степи [15]. При этом следует отметить, что по узбекский слово КУНГРАТ, пишется как ҚЎНҒИРОТ (узб. qongir ot — бурый конь), что в исторических литературных источниках, опубликованных на русском языке, иногда ошибочно пишут как УНГИРАТ или ХОНГХИРАТ, вместо КУНГИРАТ. Тем не менее, я в тексте своей статьи использовал запись КУНГРАТ, дабы избежать от путаницы в названии одного и того же племени, со стороны читателей.

Как пишет Мирзо Улугбек в своей книге «Тўрт улус тарихи» [13], родные сыновья Чингисхана неоднократно выражали сомнения относительно их родства с Джучи и оскорбляли его, указывая на этот факт. Но сам Чингисхан называл Джучи своим родным сыном. Тем не менее, из-за сомнений о происхождении Джучи, Чингисхан был вынужден назначить наследником престола Монгольской империи не его, как старшего, а своего третьего сына, Угэдэя. Именно по этой причине ни один представитель рода Джучи так и не стал кааном всей этой империи, созданной Чингизханом.

Таким образом, если учесть, что биологическим отцом Джучи был Чильгир-Боко — богодур из тюркского племени МЕРКИТ, а его матерью — Оэлун из рода ОЛХОНУТ, который является одной из ветвей тюркской племени КУНГРАТ, то не трудно прийти к выводу, что: Джучи, от потомков, которого происходят все государи, царевичи Золотой Орды (Дешт-и-Кипчака) и узбеки, был не иначе, как чистым тюрком, по своему этническому происхождению не имеющим к монгольским родам и племенам чингизидов, никакого отношения.

На мой взгляд, именно этим обстоятельством и обусловлен тот факт, который со ссылкой на Рашид-Ад-Дина отмечается во многих работах о натянутых отношениях между Чингизханом и Джучи [19]. О том даже, что указание на убийство Джучи давал сам Чингизхан из-за того, что он отказывался исполнять его волю по завоеванию Русских земель, Европу и т.д. А также о малой численности монгольских войск, переданных Чингизханом Улусу Джучи: всего-навсего 4 тысяча человек.

Однако последнее обстоятельство, на мой взгляд, имеет под собой определенную почву, если предположить и учесть, что Джучи точно знал о своем этническом происхождении и, не доверяя своим братьям, сформировал свою гвардию и воинов центра (ставки) Золотой Орды не из монголов, а из членов родственных ему племен и родов. Поскольку основную часть из 70 тысячного войска Улуса Джучи почти 80% или 55 тысяч, составляли воины из тюркской племени КУНГРАТ [24], являющиеся близкими родственниками Джучи, как по линии его материи и старшей жены Сартака, так и по линии отца, как представители тюркского племени.

У Орды — старшего сына Джуче-хана все три старшие жены были из того же племени КУНГРАТ. Но нас пока интересует второй сын Джучи-хана – Бату (Баты), второй по счету правитель Золотой Орды (1227—1255). Ибо происхождение правителя Золотой Орды Узбек-хана, именем которого названо не только наш народ, но и наше государство — Республика Узбекистан, о чем я, в двух словах и тезисной форме писал в своей другой статье [20], восходит именно к нему. Тогда возникает следующий, третий вопрос.

Кем был по своему этническому происхождению хан Золотой Орды Узбек, и какой правовой статус имело это Великое Государство и как называли само это государство и его народ, при нём?

И так, для того, чтобы узнать происхождение Узбек-хана, если мы опять обратимся к «Джами` ат-таварих» («Сборник летописей») Рашид-Ад-Дина [19], то не трудно узнать, что и Бату появился на свет от Уки-фудж-хатуна — дочери Ильчи-нойона из тюркской племени КУНГРАТ. Но Узбек-хан был сыном Тогрулчи, десятого сына Менгу-Тимура — внука Бату-хана. А матерью Менгу-Тимура была Кучу-хатун из тюркского рода ОЙРАТ, по поводу которого более подробно я остановлюсь ниже. Но и первой старшей женой Бату-хана тоже была представительница славного тюркского племени КУНГРАТ по имени Олджай-хатун, от семейного союза с которой, и появился на свет десятый сын Менгу-Тимура — Тугрылчи, отец Узбек-хана [19].

Значит, далее не вдаваясь в детали данного исторического исследования можно сделать вывод, что самый великий и знаменитый хан Золотой Орды Узбек, тоже не был монголом, а имел чисто тюркское происхождение.

При этом особо следует отметить такой факт, на который другие авторы почти, что не обращают серьезного внимания — это тот факт, который связан с независимостью Золотой Орды, как государства. Поскольку именно в период правления Менгу-Тимура (1266—1280) — деда Узбек-хана, Золотая Орда стала государством, полностью независимым от Монгольской империи.

Именно поэтому в 1269 году на курултае (съезде) в долине реки Талас Мунгу-Тимур, а также Борак и Хайду — ханы соответственно Чагатайского и Угедэева улусов, признали друг друга независимыми государями. И заключили союз против великого хана Хубилая на случай, если он попробует оспорить их независимость от центральной власти Монгольской империи [25].

Однако независимое золотоордынское государство продолжали называть Улусом Джучи, пока его трон не занял Узбек-хан (1313—1341). Поскольку именно при нем Великое Государство, монархом, которого он был, начали называть в его честь Государством Узбека, Страной узбеков и Узбекским Улусом, а его подданных, являющихся одновременно и его храбрыми воинами — узбеками.

Примечание 2. Несмотря на наличие такого исторического факта о независимости этого Великого Государства, учитывая русскую традицию называть улусы его ханов Золотой Ордой, я и дальше буду продолжать называть их Золотой Ордой, чтобы у читателей не возникали лишние вопросы.

Обоснованность такого утверждения без всяких ссылок на авторитетные иностранные литературные источники могут подтвердить, даже следующие слова представителя основных наших оппонентов из числа таджикских историков, как Хазрат Сабахи, изложенные в его полемической статье [26], написанной в ответ на статью узбекского историка Гоги Хидаятова [27]:

«Говорят: вещи надо называть своими именами. Мы все хорошо знаем, что у чингизидов был такой принцип: если у хана или полкoводца имя-Чигатай, то все подчиненные ему соплеменники и сородичи называли себя чигатайцами, у Ногай-хана-ногайцами, у Узбек-хана - узбеками и т.п. В районах близ Волги, на северном Кавказе и сегодня живут ногайцы, потомки хазара (тысячников) упомянутого Ногай-хана. В некоторых горных районах Хорасана, в том числе в ущелье Чигатай Иранского Хорасана живут потомки чигатайцев, скрывщихся от Шаикбанидов (=Шайбаниды). Говорят и на чигатайском языке, каждый десятый имеет фамилию "Чигатаи", каждый пятый-"Темури", поскольку свое прошлое связывают с Чигатай-ханом, Темур-Кураганом, Хусейном Бойкаро.... Дочь за муж за чужого не выдают, на девушек из другого народа не женятся. У многих имеется список генеалогии (шаджара)» [26].

Но, несмотря на такое компетентное мнение молодого таджикского историка Х.Сабахи, доказывающего обоснованность моего утверждения о происхождении термина «узбек» и узбекского этноса, если все же обратиться к знаменитым персидским литературным источникам, то можно узнать следующее.

Впервые узбеки упоминаются в сочинении иранского историка Хамдуллаха Казвини, который в «Тарих-и-гузидэ» («Избранной истории»), рассказывая о вторжении царя Узбека в пределы Ирана в 1335 году, золотоордынское войско назвал «узбекцами» и «узбекиян», а Золотую Орду — «Мемлекет–и–узбеки» [21]. Поэтому по мнению знаменитых советских историков, академиков Академии Наук СССР Б.Д.Грекова и А.Ю.Якубовского: «не вызывает спора, что тюркско-монгольские воины из Дешт-и-Кыпчак названы «узбекианами» = «узбековцами». В полном соответствии с этим и Улус Джучи у Хамдаллаха Казвини именуется «Мамлакат-и-Узбекй», т. е. государством Узбека. Весьма интересно, что Зейн-ад-дин, сын: Хамдаллаха Казвини, продолжатель «Тарих-и-Гузиде», упоминает Улус Узбека не в смысле Ак-Орды, а всего Улуса Джучи. Во всяком случае, говоря о времени Джанибек-хана (1342 — 1357), Зейн-ад-дин именует Улус Джучи Улусом Узбека. Автор XIV в. Муин-ад-дин Натанзи («Аноним Искендера»), более других осведомленный в истории Ак-Орды, рассказывая о том же времени, употребляет термин Улус Узбека также в смысле Улуса Джучи. В том же смысле «Аноним Искендера» употребляет этот термин даже в применении к 60-м годам XIV в. Вот фраза, из которой ясно, что автор понимал под выражением «Улус Узбека»: «Главным эмиром (эмир ал-умара) улуса Узбекского в его время (хана Мурида, — А. Я.) был Ильяс, сын Могул-Буки». Могул-Бука, также и его сын Ильяс были эмирами в Золотой Орде» [28].

А историк Темура — Низам Ад-дин Шами в своем рассказе о бегстве двух его эмиров, сообщает: «Когда они (Эмиры Адидьшах и Сары-Буу, восставшие против Тимура в 1377г.) поняли, что не являются людьми могущими противостоять ему, то бежали, ушли в область узбеков и укрылись у Урус-хана». При этом он и самого Уруса называет ханом узбеком [22]. Видимо это является исторической правдой, поскольку в дальнейшем этот термин стал применяться не только к нему, но и по отношению его подданных [23]. К тому же другой историк Темура — шереф Ад-Дин Йезди, рассказывая о посольстве 1397 года от золотоордынского Тимур Кутлуга, называет прибывших послов, послами узбеков…

Таким образом, даже то, что изложено выше полностью подтверждает тот факт, что термин «узбек» вошел в языковой оборот и авторитетный персидский исторический литературный источник при Узбек-хане и, следовательно, связан именно с его именем. Ибо такое явление в то время было общепризнанной традицией монархических государств, созданных как самой Монгольской империей (если даже они имели правовой статус вассалов), так и после ее распада. Особенно тех из них, государи которых имели высокий международный авторитет и пользовались уважением в народе, как хан Великого Государства (Золотой Орды) Узбек. Тот Узбек-хан, который был не только ханом независимого государства Золотая Орда, но и великим его реформатором, в начале, сам став мусульманином, превративший эту веру в государственную религию. А говоря современным языком, осуществившим не только подобную реформу, носящую идеологический характер, в результате которой ему удалось ликвидировать феодальные распри в Золотой Орде, но и административно-территориальную и экономическую реформы.

Если в результате административно-территориальной реформы внутри единого государства, которого на Руси называют Золотой Ордой, были созданы 4 крупных административно-территориальных образований — улусы, такие как Сарай, Хорезм, Крым и Дешт-и-Кыпчак, которые возглавлялись назначаемыми лично Узбек-ханом улусными эмирами (улусбеками). То в результате экономической реформы были упразднены баскачество, с одновременной передачей русским вассальным князям права самим взимать дань и налоги, что значительно расширило их самостоятельность.

В результате всего этого ему удалось добиться как увеличения военной и политической, так и экономической мощи своего государства. А это позволило заниматься ему не только с широкомасштабной благотворительной деятельностью среди населения, что соответствовало духу мусульманства того времени и укрепило его авторитет среди населения (как в нашу эпоху, скажем эмиров Дубая и Катара); построить новую столицу — город Сарай аль-Джедид (Новый Дворец). Но и превратить Золотую Орду в настоящую империю — Великое Государство.

Именно поэтому его признавали во всем мире и стремились установить с ним дипломатические отношения многие страны. К числу таких стран, установивших с Золотой Ордой дипломатические отношения, можно отнести Византию, Индию, страны Западной Европы. А султан Египта ан-Насир Мухаммед и король Византии Андроник II не только установили дипломатические отношения с этим великим Узбекским государством. Но еще, посчитав за честь породниться с таким могущественным монархом, как Узбек-хан, если первый из них взял в жены его сестру Тулунбай, то второй — выдал за него свою дочь Тайдулу. Принцессу, которая стала не только его второй старшей женой, но и настоящей царевной Золотой Орды после его смерти, во время правления их сыновей Танибека и Джанибека.

Кроме того, Узбек-хан был достаточно благосклонным к русским князьям и другой знати. Именно поэтому он стремился помешать захвату поляками Галицко-Волынского княжества. За честность и мужество наградил Московского князья Ивана Калиты Ярлыком на великое княжение; Шапкой Мономаха, в качестве княжеской короны, ставшей впоследствии главной регалией русских великих князей и царей, и выделил ему 50-ти тысячное войско. А в 1337 году с его разрешения был организован поход объединенного узбекско-русского войска на Люблинское воеводство. Затем по просьбе галицкого воеводы и знатного боярина Дмитра Дедко он направил против короля Польши Казимира III 40-тысячное войско…

Ведь не зря абсолютно всеми историками признается, что высшей точкой военного могущества Золотой Орды было время именно Узбек-хана (1312—1342). А Ибн-Баттута, путешественник, повидавший на своем веку многое, лично встретившись с Узбек-ханом в 1333 году, дал ему самую высокую оценку, сказав, что: «Он один из тех семи царей, которые величайшие и могущественные цари мира». А другие историки пишут, что его власть была одинаково авторитетна на всех землях его обширных владений. Например, согласно арабскому историку XV века Ибн-Арабшаху, караваны из Хорезма проходили на телегах совершенно спокойно, «без страха и опаски», до самого Крыма в течение 3 месяцев. Не было надобности возить с собой ни фуража для лошадей, ни продовольствия для сопровождающих караван людей. Более того, караваны не брали с собой проводников, так как в степях и земледельческих районах было густое кочевое и земледельческое население, у которого можно было все необходимое получить за плату [28].

Но я хочу обратить внимание читателей еще и на такие важные обстоятельства, которые связаны с необходимостью ответить на следующие очень важные вопросы, связанные с государственным языком и статусом узбеков в Золотой Орде — в монархическом государстве Узбек-хана, которого еще тогда называли не иначе, как УЗБЕКИСТАНОМ, т.е. Страной узбеков [28-29].

продолжение см. часть 2 и 3

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (8):

Ahmad
Карма: 5
26.10.2011 14:10, #1424
И был у Адама с Евой сын и звали его Узбек
olegabdull
Карма: 5
25.01.2012 16:23, #2210
***Комментарий удалён администратором***
olegabdull
Карма: 5
25.01.2012 18:56, #2218
Не надо удвлять мои коммент
Модератор
Карма: 78
25.01.2012 20:01, #2222
Уважаемый, rustam. Ваши комментарии содержали оскорбления и были удалены. Если вы будете продолжать размещать подобные сообщения, то мы будем вынуждены заблокировать ваш профиль.
maksutali marazaev
Карма: 5
11.06.2013 23:44, #6486
рус томжон ты какую историю придуумаль все ето брихня. ты незнаеш аказывается называния узбек было присвоено при усмонхожаева
nickolkaaa
Карма: 5
21.06.2013 12:56, #6664
Еще один фальсификатор. В лучшем случае, крайне непрофессиональный исследователь.
07.05.2014 05:56, #16540
По Гумилеву кунграты - это тюркиты, ведущие свой род от монгольского княжеского рода Ашинов. Из кунгратов также возникла и османская династия. Поэтому все османские султаны были светлоглазыми.
dimsarostov
Карма: 1
24.08.2014 22:27, #23229
К сожалению я не понял где 2-я и 3-я части, поэтому может просто повторю там написанное.
Спор между узбеками и таджиками имеет чисто теоретический смысл просто потому, что государства таких размеров обречены быть подчинёнными большими странами. Выбирайте как Узбекская-Таджикская ССР или как Ирак, Афганистан.
Касательно происхождения предлагаю провести генетический анализ. При расселении из Персии возможно были и обратные потоки. Современное состояние предлагаю считать оконечным и закончить самоубийственный для всех вас спор. Кое-какие детали расселения людей и "монголо-татар" я упомянул в своей книге www.rusocka.ru/irs.pdf возможно это ответит на все ваши вопросы про "монголов".
С уважением, и с надеждой на Ваш здравый смысл.
Ваш сосед по СССР.
Стоит ли ожидать массовых акций протеста в США после инаугурации Дональда Трампа?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
77.7% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть