ИА REX публикует статью из цикла «Убитая Москва», подготовленную в рамках совместного проекта с ОД Архнадзор.
Улица Тимура Фрунзе, д. 11 стр. 56 — городская усадьба Всеволожских. Деревянный дом, переживший Московский пожар 1812 года. В городском реестре недвижимого культурного наследия этот дом датируется началом XIX века, однако исследователи недавно установили, что он гораздо старше. Предположительно он датируется первой половиной XVIII в. На момент своей гибели дом Всеволожских был самой старой жилой деревянной постройкой Москвы.
Участок в Тёплом переулке (историческое название ул. Тимура Фрунзе) находился во владении древнего и знатного, восходящего к Рюрику, рода Всеволожских с 1736 г. В начале XIX в. тогдашний владелец усадьбы Николай Сергеевич Всеволожский стал известен как издатель. В его частной типографии было напечатано более 140 книг: биографии, книги по истории (в том числе, труд самого Всеволожского «Историко-географический словарь Российской империи»), мемуары, карта Москвы.
Во время французской оккупации в 1812 г. усадьба стала резиденцией генерала Жана-Доминика Компана. Здесь он залечивал рану, полученную при Бородине. Здесь же на типографском оборудовании, принадлежавшем хозяину усадьбы, печатались официальные издания наполеоновской армии и агитационные материалы, обращённые к населению Москвы.
С 1820 г. Всеволожские сдали дом в аренду семейству Спиридовых, из которого вышел будущий участник движения декабристов Михаил Матвеевич Спиридов. А в 1838 г. дом был окончательно продан купцу Альфреду Ралле — организатору первого крупного парфюмерно-косметического производства в Москве. К середине XIX в. Торговому дому «Товарищество Ралле и Ко» принадлежали уже 22 строения в Тёплом переулке, включая главный дом усадьбы Всеволожских.
В 1878 году усадьбу приобрели компаньоны — купцы Клавдий Осипович (Клод Мари) Жиро и Алексей Михайлович Истомин, которые организовали на её территории текстильное производство. В 1919 г. фабрика была национализирована, и, поскольку большинство её работников составляли женщины, получила название «Красная Роза» в честь лидера международного женского движения Розы Люксембург.
Удивительным образом многочисленные перемены, изменившие лицо всего прилегающего района, почти не затронули главный дом усадьбы. Он лишь подвергался ремонтам и отчасти внутренней перепланировке, одна из его стен была заменена на кирпичную, но до последнего времени в его интерьерах сохранялись колонны ионического ордера из искусственного мрамора, межкомнатные двери, изразцовые печи и камины.
Дом Всеволожских был единственным известным в России рубленным деревянным домом дворцового типа, относившимся к первым десятилетиям XVIII века. В середине 90-х годов он был повреждён пожаром и в течение ряда лет пустовал и ветшал.
Столь уникальное здание, несомненно, могло рассчитывать на то, чтобы стать памятником федерального значения, а пока в ожидании присвоения категории оно было поставлено на государственную охрану в качестве выявленного объекта культурного наследия.
В рамках реконструкции территории бывшей фабрики «Красная Роза», реализуемого застройщиком ЗАО «Красная Роза 1875», было принято решение приспособить памятник к современному офисному использованию в качестве офиса. Заказчиком работ выступило ООО «СтройПроект», генеральные подрядчики менялись несколько раз.
В процессе исследований внутри дома под штукатуркой были обнаружены остатки нескольких слоев редчайших бумажных обоев ручной работы, самые старые из которых датируются XVII — началом XVIII века. Учитывая срок, необходимый для того, чтобы французские обои добрались до далёкой Москвы, это даёт основания для достаточно ранней датировки постройки самого дома.
Исследование обоев, проведённое крупнейшим специалистом в области истории и реставрации русского интерьера Игорем Киселёвым, показало, что коллекция обоев в доме Всеволожских не имеет отечественных аналогов по хронологическим характеристикам и художественным качествам.
В 2008 г. дом Всеволожских был полностью разобран в соответствии с утверждённым Москомнаследием проектом реставрации, предполагавшим переборку старинного сруба. Однако реставрационная фирма «Карэнси», разработавшая проект научной реставрации дома, была отстранена от работ, и при полном попустительстве со стороны городского органа охраны культурного наследия на месте памятника был сооружён 100-процентный новодел.
В настоящее время на месте подлинного дома Всеволожских выстроен сруб из стандартного оцилиндрованного бревна, применяемого в дачном строительстве. Здание получило высокий кирпичный подклет, бетонные крыльца и подземный этаж. Муляж дома Всеволожских уже подведен под крышу, также сооруженную с использованием других современных материалов и технологий.
Во дворе ещё можно видеть небольшую кучку старых брёвен, фрагментов дверных коробок и проч. — всё, что осталось от старейшего деревянного дворца Москвы и, возможно, России. Все не до конца исследованные элементы исторических интерьеров погибли.
Произошедшее с домом Всеволожских стало грубейшим нарушением принципов научной реставрации вообще и, в частности, «Принципов сохранения исторических деревянных построек», принятых в 1999 г. ИКОМОС (Международным советом по вопросам памятников и достопримечательных мест).
На сегодня дом Всеволожских всё ещё числится в городском реестре недвижимого культурного наследия, однако уникальный памятник архитектуры должен быть признан утраченным, причём не в результате стихийного бедствия или вандализма, а в результате псевдореставрационных работ.
Комментарии читателей (0):