ИА REX публикует следующую статью из цикла «Убитая Москва», подготовленную в рамках совместного проекта с ОД Архнадзор.
Тверской путепровод (Брестский виадук), соединяющий площадь Тверской заставы и Ленинградский проспект, построен в 1904-1908 гг. архитектором Иваном Струковым, и составляет единый ансамбль со зданием Белорусского (Брестского) вокзала, перестроенного по проекту того же архитектора в 1904-1912 гг.
Путепровод был задуман не только как чисто утилитарное техническое сооружение, заменившее собой шлагбаумный переезд через пути, но и как парадный въезд в центр со стороны Петербургского шоссе, которое всегда было главной трассой, ведущей в город.
Архитектор Струков, следивший за передовым европейским опытом и вдохновленный подобными постройками известных архитекторов Отто Вагнера для Венской железной дороги и О. Ритта для Берлинской, придал своему мосту-путепроводу не только парадный, но и романтический образ, украсив его изящными декоративными башенками, газовыми фонарями и коваными ограждениями оригинального рисунка. Мост не выглядит тяжеловесным — его низу, облицованному тёмным красноватым гранитом, противопоставлен лёгкий, ажурный, светлый верх с коваными ограждениями и деталями, оштукатуренный с добавлением мраморного песка.
Путепровод — прекрасный памятник романтического модерна — сразу же стал своеобразной визитной карточкой города, одной из главных ее достопримечательностей.
За прошедшие 100 с лишним лет мост почти не изменил своего облика — были утрачены лишь газовые фонари со стороны, обращенной к площади Тверской заставы и некоторые элементы кованой ограды моста, также в 1949 г. под мостом был пробит туннель для автомобильного транспорта.
По своим архитектурно-художественным качествам, а также техническим характеристикам (он был построен по передовым технологиям своего времени, с применением железобетона) Тверской путепровод является уникальным в своем роде сооружением, аналогов которого в Москве не существует. Тем удивительнее, что путепровод не имеет статуса объекта культурного наследия и не стоит под государственной охраной. Москомнаследие (предшественник Департамента культурного наследия г. Москва) рассматривало вопрос о статусе путепровода в 2008 году, и хотя Экспертный совет признал и ценность моста, и хорошую сохранность его первоначального облика, высокое художественное исполнение декоративных элементов, а также его историческое и мемориальное значение, тем не менее, путепроводу был присвоен только лишь статус ценного объекта историко-градостроительной среды, что никак не защищает его от реконструкции и даже сноса.
Ответ на вопрос, почему было принято такое решение, прост — всё дело в том, что на тот момент уже существовала концепция реконструкции так называемой «Большой Ленинградки», предусматривающая создание бессветофорного движения от МКАДа до центра Москвы с расширением Ленинградского проспекта до 12 полос и реконструкцией транспортной развязки на площади Тверской заставы. Согласно этому проекту исторический путепровод должен быть разобран, и воссоздан потом в новых габаритах «с сохранением архитектурного стиля», став выше и шире. Помимо транспортной, была у этого грандиозного проекта и инвестиционная составляющая — строительство под площадью Тверской заставы многоярусной стоянки на 1400 мест, а также торгово-развлекательного комплекса и пятизвездочного отеля (общая площадь застройки — более 100 тыс. кв.м.). Инвестор строительства — ООО «Автостоянка Тверская застава», входящее в структуру AFI Development. Объем инвестиций в проект должен был составить около $300 млн, предполагаемый доход от аренды — не менее $60 млн ежегодно. Проектировщики — ГУП «Мосинжпроект» и мастерская № 19 «Моспроекта-2» под руководством Александра Асадова.
Проект подвергся критике транспортных экспертов, резонно указывавших на то, что расширение до 12 полос Ленинградского проспекта создаст на площади Тверской заставы и у въезда на нерасширенную 1-ю Тверскую-Ямскую эффект «бутылочного горлышка», что только ещё больше усугубит и без того тяжелую ситуацию с движением транспорта в этом районе. К тому же с появлением торгового комплекса и отеля транспортная нагрузка в этой части города неминуемо возрастёт.
В последние годы Тверской путепровод сильно обветшал. Особенно пострадал металлический декор. В марте 2010 года представители общественности заметили, что работники Гормоста снимают подлинные кованые ограждения моста, заменяя их на грубо выполненные упрощенные копии. Учитывая статус путепровода как ценного градоформирующего объекта, в облике которого художественные изделия из металла играют важнейшую роль, Москомнаследие оперативно отреагировало на сигнал градозащитников и вынесло в адрес Гормоста предписание об остановке работ, которые производились без согласования с органами охраны памятников. В результате металлические ограждения путепровода были возвращены на место, однако два последних ещё сохранявшихся ажурных завершения пилонов-маяков всё-таки были полностью демонтированы. Сегодня металлические ограждения Тверского путепровода по-прежнему находятся в плохом состоянии. Как и весь путепровод, они нуждаются реставрации.
Весной 2011 года власти Москвы заявили, что торгово-развлекательного комплекса под площадью Тверской заставы не будет, а вместо него построят трехуровневый паркинг. Однако судьба Тверского путепровода по прежнему неизвестна — продолжат ли новые власти намеченную реконструкцию «Большой Ленинградки», предусматривающую снос путепровода, или всё-таки откажутся от этой затеи и проект, связанный с расширением Ленинградского проспекта и строительством новой транспортной развязки, будет пересмотрен целиком, а не только в части, касающейся торгового комплекса.
А до этого времени Тверской путепровод будет и дальше пребывать в списке исторических объектов, которые мы в любой момент можем потерять безвозвратно.
Комментарии читателей (0):