Недавно в США сдвинулось с мёртвой точки строительство первого тяжёлого ледокола Polar Security Cutter (PSC) для Береговой охраны США. Вместо запланированного ввода в эксплуатацию в 2024 году его теперь обещают построить в 2029-м. Генподрядчиком строительства выступает Bollinger Mississippi Shipbuilding, проектирование в 2019 году начала VT Halter Marine.
США возвращаются в Арктику? Всё сложнее и одновременно... наглее.
Сегодня на вооружении США находится всего один тяжёлый ледокол USCGC "Полярная звезда" — его водоизмещение при полной загрузке составляет около 13.840 тонн. Ожидается, что PSC будут чуть крупнее: их водоизмещение составит около 17.690 тонн. Всего планируется построить три таких ледокола.
Кроме “Полярной звезды” у США есть ещё средний ледокол USCGC "Хили", введённый в эксплуатацию в 1999 году. А также купленный на коммерческом рынке, но так и не введённый в эксплуатацию океанский ледокол Aiviq. По американским же данным, Штатам нужен флот из не менее чем 8-9 ледоколов "для удовлетворения оперативных потребностей в полярных регионах". То есть ни сегодня, ни даже завтра США в "арктическую державу №1" не превратятся.
На этом фоне крайне забавно выглядит идея американского Института Куинси — о том, что Трамп на переговорах с Кремлём мог бы использовать заинтересованность России в раскрытии экономического потенциала её Арктической зоны через избавление Севморпути от санкций и "стимулирование судоходных компаний Запада к использованию данного транспортного коридора". А взамен Россия должна будет всего-то... на протяжении 50 лет перечислять по 5% доходов от Севморпути "на восстановление Украины"!
Если у США и всего НАТО нет элементарных технических средств, чтобы повлиять на что-либо в Арктике — в чём же тогда выгода России от столь "щедрого" предложения? Тем более что Севморпуть нужен прежде всего нам самим — а также нашим китайским друзьям как самый короткий и быстрый морской путь из Юго-Восточной Азии в Северную Европу.
Принимать во внимание американские поползновения в Арктике имеет смысл разве что в случае реализации заключённого в 2024 году соглашения ICE Pact, которое направлено на совместное строительство ледоколов с Канадой и Финляндией. Всего планируется построить 70-90 штук. Когда-нибудь.
Сейчас у России — безусловная фора в освоении Арктики. А кроме того, есть достаточное количество предсказуемых и мотивированных партнёров с ресурсами, чтобы освоить Севморпуть без США. Поэтому, если Трамп вдруг попытается "продать" России её же национальное богатство, вряд ли у него что-то выгорит.
Елена Панина
Комментарии читателей (0):