Украинские униаты решили смешать святое миро с политикой и войной

3 мая 2024  15:07 Отправить по email
Печать

Глава Украинской греко-католической церкви архиепископ Святослав Шевчук в Великий четверг, который в этом году пришелся на 2 мая, освятил святое миро – особое благоухающее масло, которое используется в некоторых важных таинствах. В Катехизисе УГКЦ «Христос – наша Пасха» говорится, что миро символизирует богатство и разнообразие духовных даров, которыми Святой Дух дает рожденным свыше во Христе. Но в этом году во время освящения сваренного масла Шевчук смешал его с миро времен Второй мировой войны, 1943 года, ранее найденным на Буковине. И этому действию было придано политическое значение.

«Во время Постоянного синода, который проходил 12 – 15 декабря 2023 года в Черновцах владыка Иосафат Мощич рассказал архиепископу Святославу об обретенном миро, – сообщает департамент информации УГКЦ. – В этом году в Великий четверг глава УГКЦ сольёт миро и освятит их как символ несокрушимости и стойкости Украинской греко-католической церкви и украинского народа на протяжении различных военных бедствий, выпавших на долю Украины. Так благодать Святого Духа, которая крепила наших предков во время Второй мировой войны, переданная нам в наследство, будет укреплять нас в российско-украинской войне сегодня».

«Во время синода мы говорили о контексте войны, о том, что постоянно находимся во временах войны. Это миро военного периода. Оно свидетельствует то, что Церковь и во время Второй мировой была действующей, занималась верными, выполняла свою миссию – продолжала быть вместе со своим народом», – рассказал владыка Черновицкий.

Безусловно, украинские униаты – не единственные, кто пытается «совместить» сакральные смыслы с исторической и политической повесткой. Когда в июле 2015 года глава Киликийского католикосата Армянской апостольской церкви католикос Арам освящал миро, он подчеркнул, что в этот раз священнодействие пришлось на 100-летие Геноцида армян, которое сопровождалось чином канонизации его жертв. После чего было зачитано послание предстоятеля Армянской апостольской церкви Гарегина II. В нём католикос отметил, что «по случаю благословения святого миро мы присоединяемся к вам (Араму – С.С.) с нашими молитвами и ходатайствами наших недавно освященных мучеников и всех наших святых и просим Бога дать нам Свой мир, защитить нас и привести нас к Нему». Само благословение было названо приглашением к защите духовного наследия и национальной идентичности, служению вместе для славы Армянской апостольской церкви и для процветания и укрепления родины и диаспоры. В данном случае Арам и Гарегин II относили освящение миро к трагической истории армянского народа и его Церкви, пострадавших от властей Османской империи.

Но на чьей стороне в годы Второй мировой войны была Украинская греко-католическая церковь, когда Украину оккупировали нацисты? Как отмечает российский историк Виктор Кондрашин, униатские владыки называли Гитлера «освободителем Украины» и связывали с ним будущее украинского народа. В приветственном письме фюреру, направленному главой УГКЦ митрополитом Андреем Шептицким 23 августа 1941 года, митрополит выражал ему «сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины». В чем украинский народ, по уверениям Шептицкого, видит «освобождение от большевистского ига – предзнаменование своего освобождения из рабства» и вверяет «полководческому и государственному гению» Гитлера «свое народное будущее при введении нового порядка в Восточной Европе», также «украинский народ твердо верит в дружбу и свои жертвы, которые он понес, как народ, за свое собственное будущее, подвергавшийся, как и Германия, опасности в борьбе против общего врага — большевизма». По сути, епископат и духовенство Украинской греко-католической церкви возлагали большие надежды на немецких оккупантов, а если и «обижались» на них, то из-за «недооценки» Третьим Рейхом «доброй воли украинцев», желающих «сотрудничества».

Особо следует отметить, что 1943 год, когда было сварено миро, смешанное сегодня архиепископом Святославом, является символом преступления украинских националистов против мирного польского населения на Волыни. Преступления, к которому причастны и униаты. Когда боевики Украинской повстанческой армии (организация, деятельность которой запрещена в РФ) с благословения греко-католического духовенства начали убивать поляков, митрополит Шептицкий избрал молчание. В апреле 1943 года с главой УГКЦ встретился комендант львовской зоны Армии Крайовой генерал Казимеж Савицкий, сказавший по итогам общения, что больше не будет разговаривать с «человеком, держащим нож в руке». Польская церковь не забыла об этом. В 2013 году польский католический портал Polonia Christiana опубликовал интервью с профессором Католического университета имени Иоанна Павла II Йозефом Марецким. Ученый подчеркнул тогда, что агрессия украинских националистов была направлена и на польское католическое духовенство латинского обряда. Кульминацией убийств не случайно стал воскресный день, 11 июля 1943 года, поскольку украинские греко-католики точно знали, что «латиняне» пойдут в свои храмы. И поэтому католические костелы забрасывали гранатами.

Поэтому если «предков» нынешних украинских униатов в годы Второй мировой войны и крепила какая-то «благодать», то вряд ли она исходила от Святого духа. Современной УГКЦ следует быть гораздо более осторожной в попытках притянуть сакральное к неоднозначному политическому прошлому и настоящему. Это грозит обернуться для униатов опасными духовными болезнями.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть