Российско-индийские связи – кость в горле у США и Запада

Индия остается в Большой Евразии, и это главный итог российской политики на этом направлении
28 декабря 2023  15:51 Отправить по email
Печать

В России с пятидневным визитом находится глава МИД Индии Субраманиам Джайшанкар. У внешнеполитического министра из Дели обширная программа. Он уже провел переговоры со своим российским коллегой Сергеем Лавровым и вице-премьером, министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым. Джайшанкара принял президент России Владимир Путин, которому индийский гость передал письмо от премьер-министра Нарендры Моди, отметив, что индийский лидер собирается в 2024 году в нашу страну с визитом. Тут следует напомнить, что стороны условились о ежегодных встречах на высшем уровне попеременно в обеих странах. Однако из-за пандемии ковида последняя такая встреча прошла в 2021 году в индийской столице, и теперь российская очередь ее принимать, что и подтвердил Путин, передав Моди официальное приглашение посетить Россию. Стороны пообещали друг другу согласовать сроки таким образом, чтобы это был удобно и Москве, и Дели. Вопрос не праздный: в обеих странах на носу выборы – у нас президентские, в Индии – парламентские, не менее важные, ибо Индия – парламентская республика, где правительство формируется по итогам именно таких выборов. Отсюда маленький штрих: стороны обсуждают дальнейшую программу контактов без особой оглядки на те и другие выборы; Путин прямо пожелал Моди успеха, о чем сказал во время встречи Джайшанкару. Это означает взаимное удовлетворение динамикой развития отношений, в которых – дано понять – нежелательно менять конкретные фигуры. Заодно демонстрируется уверенность в прочности позиций российской и индийской власти, политика которых сохраняет высокие уровни общественного доверия. Для нынешней непростой ситуации в мире это важно.

Официальная повестка визита индийского министра иностранных дел связана с 25-м заседанием межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, в котором Джайшанкар и Мантуров участвуют в качестве сопредседателей. Также гость из Индии посетит северную столицу, а в ходе пребывания в Москве он побывал на Красной площади. В центре внимания экономической части переговоров остается вопрос быстрого роста взаимного товарооборота и связанные с этим проблемы. Экспертами с обеих сторон, в частности, отмечается, что в связи с интенсивными закупками Индией российской нефти резко вырос торговый дисбаланс. В структуре товарооборота из 54,7 млрд долларов на российский экспорт приходятся 51,4 млрд и лишь 3,3 млрд – на российский импорт. При этом, по оценкам экономистов, Россия не заинтересована в торговле за доллары, а Индия не хочет рассчитываться юанями, чтобы не укреплять позиций Китая, который считается главным конкурентом Дели в Азии. Сообщается, что расчеты идут в валютах Эмиратов (дирхамах) и Гонконга (гонконгских долларах). Однако когда цена покупки нефти превышает «подсанкционные» 60 долларов за баррель, механизм и валюты расчетов сторонами не раскрываются. Так отыскивается компромисс между отказом Москвы подчиняться западным санкциям, а также нежеланием Дели под такие вторичные санкции попадать.

За вооружения, которые Индия продолжает активно покупать у России, несмотря на почти двукратное сокращение военного импорта из нашей страны и увеличение за его счет закупок американского и другого западного оружия, расчет идет индийскими рупиями. И эксперты утверждают, что именно с этой стороной экспортно-импортных операций связано формирование в индийских банках принадлежащих нашей стране активов, судьба и пути использования которых составляют одну из важных тем переговоров. Вместе с тем никакой напряженности эта ситуация не создает. Почему – понятно. Российско-индийские отношения при всей важности экономической составляющей – для нашей страны в связи с обходом режима западных санкций – в первую очередь интересны с геополитической точки зрения. Индия – страна с многовекторной внешней политикой. Как заявил С. Джайшанкар в канун визита в Россию, выступая в одном из индийских университетов, преимуществом внешней политики Индии служит равноудаленность страны от мировых центров. Если выражаться точнее, от противостояния российско-китайского тандема коллективному Западу во главе с США.

Причины этой многовекторности? Ну, во-первых, Индия по сути – двуязычная страна, тесно связанная тысячами нитей с бывшей британской колониальной метрополией. Это с цивилизационной точки зрения, хотя одновременно Индия, без сомнения, — одно из государств-цивилизаций, коих на земном шаре очень немного. Пожалуй, еще Россия, Китай, в какой-то мере Япония. Но ни в коем случае ни Запад, где США – геополитический центр и в то же время культурно-историческая периферия Европы. Во-вторых, с геополитической точки зрения Индия – морская страна. И этим существенно отличается от сухопутных держав – России и Китая. В последнем с приходом к власти Си Цзиньпина континентальный северный вектор доминирует над морским южным, приобретающим характер «окраинного», периферийного.

В-третьих, отступая из Индии, англосаксонские колонизаторы разделили страну таким образом, чтобы создать внутри нее как можно больше трудноразрешимых противоречий, многие из которых, особенно индийско–пакистанские, из-за Кашмира, дают о себе знать и сегодня. Одновременно противоречия были заложены и в индийско-китайские отношения, пользуясь слабостями и Дели, и Пекина в те времена, когда эти границы чертились. Скажем прямо: наличие всего этого комплекса противоречий побуждает Индию лавировать, не отвергая западные притязания на взаимодействие. В Дели также достаточно ревностно относятся к сближению России и Китая, отыскивая противовес ему в членстве в «четверке» возглавляемого США блока Quad, и именно этот факт позволил Вашингтону продвинуть не признаваемый ни Москвой, ни Пекином «индо-тихоокеанский» геополитический концепт. Других зацепок в Индийском океане у США нет.

С другой стороны, Индия – член не только БРИКС, но и ШОС, в хартии которой от 2002 года черным по белому записано об ответственности организации за вопросы региональной безопасности. Прикрываясь совместным с Вашингтоном членством в Quad, Индия одновременно прикрывается от американского вмешательства в противоречия с соседями, которое способно их усугубить, с помощью как раз ШОС. Все очень просто: вопросы того же Кашмира или территориальных споров с Китаем в Ладакхе, Южном Тибете (штат Аруначал-Прадеш) и Докламе управляются и разруливаются в формате, который не предусматривает участия желающего погреть на этом руки Вашингтона. ШОС для этого – идеальная площадка, внутри которой, а также на ее полях во время саммитов индийский лидер получает возможность кулуарного разрешения споров и с китайским, и с пакистанским лидерами. Это уже дает свои плоды на примере нынешних событий в Мьянме, где, вопреки американским ожиданиям, политическое вмешательство Китая в вопросы урегулирования конфликта не вызвало столкновения интересов Дели с Пекином. Так как в индийской столице очень хорошо осознают, что угрозы, создаваемые внутренним мьянманским конфликтом, подрывают стабильность приграничных территорий Индии, среди которых хватает проблемных, не меньше, чем китайской провинции Юньнань. Представляется, что именно этот круг вопросов имели в виду российские и индийские переговорщики, которые в рамках нынешнего визита главы индийского МИД подчеркивали важность предстоящего обсуждения совместной роли Москвы и Дели в многосторонних международных организациях. Имеется и еще один аспект: поддержка Россией, а также Китаем продвигаемых в ООН идей реформирования Совета Безопасности. Объективно ни Москва, ни Пекин в таком реформировании не заинтересованы, ибо таким способом размывается уровень нашего влияния с учетом права вето. Однако в наших интересах поддержать амбиции той же Индии, а также Бразилии и других старых и новых членов БРИКС, претендующих на участие в расширении Совбеза. Но при этом Россия ставит одно условие: чтобы такое расширение осуществлялось за счет континентальных представительств Азии, Африки и Латинской Америки, а не путем включения в Совбез Германии и Японии, против которых Объединенные Нации изначально создавались в 40-е годы прошлого века. При этом еще и формируется ситуация, при которой интересы Индии кардинально расходятся по данному вопросу с интересами коллективного Запада, что объективно нам на руку.

Отдельной строкой в российско-индийском диалоге на геополитические темы занимает вопрос Украины, и Путин, принимая Джайшанкара, подчеркнул, что Россия высоко ценит миротворческую позицию Индии и готова – в закрытой части встречи – проинформировать Дели о ходе конфликта и о складывающейся в нем ситуации. Насколько Россия действительно заинтересована в разного рода миротворцах, учитывая, что вопрос мира на Украине будет решаться либо в прямых переговорах с США и Западом, либо путем военного разгрома киевского режима? Как ни парадоксально, Россия в посреднических усилиях заинтересована, ибо сам факт участия в них стран глобального Юга (ранее говорили «третьего мира») разворачивает их прочь от императивов западной позиции и так называемого «плана Зеленского», который инспирирован кураторами Киева из Вашингтона и Лондона. Именно активизация посредничества, о готовности возглавить которое последовательно заявили Китай, Африка, Индия, арабские монархии Персидского залива, как раз и сформировал ту критическую массу настроений, которая на Западе рассматривается через призму нынешнего провала планов изоляции нашей страны на международной арене. Сейчас этот провал – уже общее место во всех аналитических и экспертных рассуждениях представителей западных политических кругов и «мозговых центров».

Из нашего краткого анализа видно, какой высочайшей актуальностью и потенциалом наделен нынешний визит главы МИД Индии в Москву и Санкт-Петербург; далеко не всю конкретику того, о чем удалось договориться, мы узнаем из СМИ, но таковы законы большой политики. Индия, несмотря на многовекторность, остается в «обойме» Большой Евразии, и это главный и весьма позитивный итог российской политики на индийском направлении.

P.S.

Не успела статья уйти в редакцию, как в СМИ со ссылкой на главу МИД России Сергея Лаврова прошла следующая важная информация.

Десять дней назад прошла очередная встреча «семерки» и ведущих развивающихся стран, где уже не все государства мирового большинства участвовали, поскольку некоторые отказались от приглашения. …Встреча прошла в полной секретности, ничего о ней нигде не сообщалось, никаких утечек допущено не было. …Участвовавшие в этой встрече близкие союзники и единомышленники Москвы не обещали никому хранить в тайне от российской стороны вопросы, которые имеют к России непосредственное отношение. …Еще одна аналогичная встреча запланирована на январь, а в феврале должен состояться целый саммит мира, где будет утверждена эта формула Зеленского.

Распространение этой информации со ссылкой на российский МИД во время пребывания в России главы МИД Индии Джайшанкара практически однозначно свидетельствует о том, что соответствующие данные об этой встрече и последующих политических планах Вашингтона на украинском направлении Россия получила в том числе от индийской стороны. Навскидку можно сказать, что Запад по-видимому решил сузить формат прежних встреч, которые проходили в июне в Копенгагене, в августе в Джидде и в конце октября на Мальте, исключив из него страны глобального Юга, которые в Вашингтоне посчитали нелояльными себе. Можно предположить, что Москва проникла в этот замысел, и ряд стран, участвовавших в недавней встрече, о которой говорит Лавров, изначально координировали свое участие с российской стороной. В любом случае индийской стороне большое спасибо за эту информацию.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть