Блинкен в Пекин попал с третьей попытки. А сколько их потребуется Боррелю?

Пытаясь нормализовать свои отношения с Китаем, Вашингтон дает против него команду «Фас!» Брюсселю. А там и рады стараться…
9 июля 2023  19:00 Отправить по email
Печать

Не везет Западу с Китаем. Вот госсекретарь Энтони Блинкен с февраля в Пекин собирался, а попал только с третьей попытки. И уже без всякого апломба – щеки из-за «шара» не надувал. Посидел за столиком сбоку от Си Цзиньпина как подчиненный на совещании у начальника и ровно столько, сколько было нужно для протокольной съемки – и «ауффидерзейн», как говорится. Еще и напоминать ему пришлось, что «всем спасибо – все свободны». Очень, говорят, удивился.

У шефа евродипломатии Жозепа Борреля – еще хуже планида. У него тоже уже вторая попытка срывается. Первая была в апреле, на общей волне европаломничества в Пекин. Сначала поехали Эммануэль Макрон с «теткой Урсулой» из Еврокомиссии. А после них Боррель собирался. Ну, как собрался, так и разобрался, посмотрев, как начальницу по ЕС «приложили», отправив на выход через паспортный контроль и таможенный досмотр. Все сразу понял: в Пекине в чести двусторонние связи между государствами. Чтобы было, с кем разговаривать по конкретным вопросам, а не воздух сотрясать. А ЕС для Китая – во-первых, псевдосубъектная абстракция, за которой прячется ненасытная брюссельская бюрократия, а во-вторых, — откровенная американская марионетка, которой из-за океана управляют руками НАТО, той самой, что саммит за саммитом с помощью японцев все настырнее лезет за рамки своей евроатлантической зоны в АТР. А ковид, который отыскался тогда в качестве предлога – мы же понимаем, что это «воспаление хитрости». Посмотрел репортаж с Урсулой в Пекине – и сразу побежал бюллетень выписывать.

Блинкен – тому легче: Штаты только по сути транснациональная мировая корпорация, а по форме, как ни крути, государство, хотя и специфическое. С администрацией вместо правительства и с департаментами вместо министерств, как в колонии. Кроме того, Блинкен еще и поумнее Борреля оказался. Особо после глупости с отменой своего визита на эту тему больше не распространялся, в основном помалкивал и только знай себе в Пекин просился, вот и напросился в конце концов. С Боррелем тяжелее будет, что подтвердила официальный представитель МИД КНР Мао Нин, славно постебавшаяся, что ни о каком Борреле с его визитом и слыхом не слыхала. Не факт, что и у него с третьего раза получится, как у Блинкена. Ибо наговорил он с той поры в адрес китайцев – «тридцать восемь попугаев», если не больше. Давайте пробежимся по основным перлам, включая те, которые не сам главный «евродипломат» в эфир выдал, а с его подачи это сделали. Например, посол ЕС в Пекине Хорхе Толедо, кстати, соотечественник Борреля, которого пустили на официальное и важное имиджевое мероприятие – сессию Всемирного форума мира (WPF) в пекинском университете Цинхуа, где присутствовало множество куда более титулованных участников и гостей. Так он без обиняков заявил, что ЕС «продолжит поднимать стратегические вопросы в контактах с Китаем, среди которых соблюдение прав человека и конфликт между Россией и Украиной». Между тем, у форума, который прошел 2 июля, была совсем другая даже не задача, а вектор обсуждения. По мнению The Global Times, «поскольку мир сталкивается с беспрецедентными вызовами в области безопасности и развития, решения Китая по обеспечению подлинной многосторонности и содействию диалогу и переговорам в разрешении споров и конфликтов были в центре внимания Всемирного форума мира. …Это резко контрастирует с решениями США, которые руководствуются силовой политикой и односторонними действиями по подавлению соперников». Засланец ЕС, решивший «унавозить» почву для визита Борреля, в верноподданническом экстазе даже запамятовал, что обсуждать нужно было другое – пекинские глобальные инициативы в области безопасности, развития и цивилизации - GDI, GSI и GCI. По ним на форуме затравку сделал глава международного отдела ЦК КПК Лю Цзяньчао. А совсем не о «правах человека» говорить, по которым все дискуссии завершились пекинской установкой по их не универсальному, а сугубо прикладному, цивилизационному происхождению.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Теперь о «попугаях» самого Борреля. Самое вопиющее заявление, претендующее на универсальность обобщения, но если что и раскрывшее, то беспримерную маргинализацию европейских элит, прозвучало в прошлогоднем сентябре. Тогда Боррель, сравнив Европу с «цветущим садом», обозвал всех остальных – «джунглями». Такая вот отрыжка колониального мироощущения. В конце мая, оправившись от первого фиаско на долгом пути в китайскую столицу, Боррель потряс всех утверждением, что хотя Пекин и имеет на Москву большое влияние, он «упустил возможность быть посредником», так как «не делает разницы между агрессором и жертвой».

Для Китая такая эскапада – прямой вызов. Китайские дипломаты не раз и не два напоминали, что у конфликта на Украине – исторические корни, связанные с распадом СССР, и к нему, следовательно, неприменимы международно-правовые формальности, определяющие отношения между полноценными субъектами, коими постсоветские республики не являлись никогда и не являются и сейчас. Пассаж насчет «агрессора» и «жертвы» - еще один вызов; официальный Пекин многократно призывал коллективный Запад перестать подливать масло в огонь вооруженного противостояния, то есть снабжать киевский режим оружием. Звучало с китайской стороны и такое: если Запад поставляет оружие Украине, то почему он мешает другим странам самоопределяться в данном вопросе? Подобная позиция – не «фигура речи»; всем хорошо понятно, что НАТО – участник конфликта, и Россия ведет борьбу именно с Североатлантическим альянсом, а Украина – территория, на которой эта борьба развернулась, поставляющая для нее «пушечное мясо», не более того.

Еще Боррель (в интервью El Pais): «Отношения ЕС с Китаем - более сложный политический вопрос, чем взаимодействие с Россией. ЕС следует пересмотреть свою политику на китайском направлении из-за внутрикитайских проблем, ужесточения стратегической конкуренции между США и Китаем и подъема Пекина как ключевого игрока в региональных и глобальных проблемах».

Что здесь зашифровано? Многое. Во-первых, и это главное и наиболее ущербное в политике ЕС в отношении Китая. В логике Борреля, если не получается разговор с Москвой, давить нужно на Пекин. Это подло по-человечески и неверно дипломатически; двусторонние отношения не ставятся в зависимость от третьих стран, это подрывает основы взаимного доверия и оскорбляет партнеров по диалогу, которых таким способом «уличают» в якобы «зависимости» от таких «третьих». Об Украине разговаривают с Москвой, а не с Пекином. Не переводят стрелки, чтобы подобным шулерством замаскировать собственную конъюнктурную несостоятельность. Во-вторых, «опять двадцать пять»: «внутрикитайские проблемы» - это пресловутые «права человека», по поводу которых глава германского МИД Анналена Бербок уже услышала от китайского коллеги Цинь Гана, что Китай «последнее, в чем нуждается, так это в очередном европейском “воспитателе”». В-третьих, тема китайско-американской конкуренции в устах Борреля – нагляднейшее свидетельство «стратегического вассалитета» Европы к США, в то время, как Китай призывает европейцев к прямо противоположному – «стратегической автономии». Понятно, что Боррель здесь буквально бесится, ибо тема такой «автономии» для европейских элит – как заноза в паху, существование и болезненность которой к тому же предается гласности. В-четвертых, очень Западу не понравились успехи китайской дипломатии. Не только в ирано-саудовском, но и в украинском урегулировании, в котором США сначала с Китаем договорились, а затем сплавили свои обязательства «на тормозах», подставив спецпреда Пекина по Евразии Ли Хуэя в ходе его европейского турне в мае.

Вот смотрите, читатель, как на контрасте с Боррелем «смотрится» Блинкен. «Китай на определенном этапе может сыграть позитивную, продуктивную роль в урегулировании конфликта. КНР ищет способы оказать поддержку России, сохраняя при этом видимость нейтральности и пытаясь представить себя как миротворца». Очень витиевато, с двусмысленными намеками, но без прямых оскорблений, на которые сподобился европейский клон американского госсека.

А дипломатия «имени Борреля», как тот один из «тридцати восьми попугаев» все «об своем». 30 июня ЕС призывает КНР «оказать давление на Россию для разрешения кризиса». Перед этим Боррель, уточняя, требует (!) от Пекина «ужесточиться к России и принять западный план мирного урегулирования». А что такое «западный план»? Это пересказанный Западом план Зеленского – ультиматум с требованием фактической капитуляции Москвы. Нужно либо не уважать партнера, либо иметь, как говорят в психиатрии, «завышенное представление о собственных возможностях», чтобы разговаривать с кем-то о ком-то стороннем. Либо, еще вариант, оставаясь в рамках колониального мировоззрения, считать себя «вправе» диктовать всем вокруг свои условия, как в XIX веке. Ну и, конечно же, поссорить Москву с Пекином. Здесь длинные американские уши даже не торчат, а открыто свисают, доминируя над картинкой. Ни Брюссель, ни Париж с Берлином, ни родной Боррелю Мадрид ничего не выиграют от гипотетического разрыва Китая с Россией, за что ратуют. Выиграет только Вашингтон, и вся история второй половины XX века – яркое тому подтверждение.

То есть в то время, как Блинкен, исходя из американских интересов, ведет себя относительно прилично и говорит небесспорные, но хотя бы вменяемые вещи, Боррель с его же, Блинкена, подачи, откровенно «несет пургу», как бы специально рассчитанную на подрыв отнюдь не китайско-российских, а китайско-европейских отношений. А фоном к этой явочной провокации с попыткой обернуть китайских партнеров вокруг пальца служит «стратегия ЕС по более жесткому реагированию на экономические риски, связанные с Китаем», обнародованная по возвращении из Пекина той самой «теткой Урсулой» – начальницей «дядьки Жозепа» по Еврокомиссии.

Наконец, уже во второй половине июня, как только пошли разговоры о сроках визита шефа евродипломатии в Китай, тот как бы специально провоцируя приглашающую сторону, разразился очередной тирадой. Из нее следовало, что «позиция и действия Пекина относительно этого конфликта будут одним из определяющих факторов для отношений между Китаем и Европой». Вы знаете, читатель, на грабли можно наступить один раз – с кем не случается. Но вот плясать и скакать на граблях, оказывается, удел не только майданщиков, что просятся в «европейцы», но и самих европейцев.

Долго-долго Боррелю ждать аудиенции в Пекине хотя бы a la Блинкен. Очень долго. И не только по причине экстравагантности «главного евродипломата», признающего «эксзистенциальный» характер российско-европейских противоречий, но подставляющего под них вместо себя Пекин. Более реальную причину отмены визита назвал сенатор Алексей Пушков: «В силу идеологизации внешней политики, которая неотличима от американской, Европа перестает представлять геополитический интерес. А с Блинкеным в Китае только что уже переговорили. Так зачем повторять те же самые разговоры?».

Тот-то и оно!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

17E85H
Карма: 56
10.07.2023 07:06, #49634
Игра в "я плохой и дурак, а этот вообще дебил".Так дети выманивают велосипед у кого он есть, хотя после того как получат его на нем будут кататься все,плохие и очень плохие пока не сломают.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть