Почему им не нравится Раша-Россиястан: Таджикистан за неделю

Прерванное авиасообщение между Таджикистаном и Россией, "таджикско-узбекская война", безальтернативная платная дорога и демонстрации протеста против деятельности Талко в Узбекистане - основные темы еженедельных изданий Таджикистана.
4 апреля 2010  23:51 Отправить по email
Печать

Прерванное авиасообщение между Таджикистаном и Россией, "таджикско-узбекская война", безальтернативная платная дорога и демонстрации протеста против деятельности Талко в Узбекистане - основные темы еженедельных изданий Таджикистана.

Более суток между Таджикистаном и Россией было прервано авиасообщение, что создало проблемы на линиях на целых три дня. Тысячи пассажиров в это время испытывали неудобства в российских и таджикских аэропортах, за что им даже не принесли извинений... "Азия плюс" в материале "Авиапролет" пишет, что в ночь с субботы на воскресенье (27-28 марта) неожиданно были приостановлены авиарейсы из России в Таджикистан компаний "Таджик Эйр" и "Сомон Эйр". По словам замминистра транспорта и коммуникаций Фируза Халилова, задержка авиарейсов связана с переходом России на летнее расписание полетов и отсутствием соглашения об авиасообщении между двумя странами. Но "для того, чтобы защитить интересы таджикских авиакомпаний, мы также запретили прием российских самолетов на территории Таджикистана до решения вопроса о новом соглашении", - заявил он... Оказывается, по словам замминистра Фируза Хамроева, "этот вопрос носит скорее политический характер". - Дело в том, что обсуждение данного соглашения идет уже не первый год, и стороны никак не могут прийти к единому мнению, - говорит Ф. Хамроев. - У России есть условия, которые бы они хотели включить в соглашение о воздушном сообщении. Если говорить конкретно, то они требуют открыть для них еще одну линию в Нижний Новгород. Нас это не устраивает, так как этот город расположен близко к Москве, и весь наш пассажиропоток может уйти туда. Исходя из интересов наших авиаперевозчиков, мы не можем этого допустить. Кроме этого, у них есть и другие условия, которые для нас не очень выгодны, поэтому мы со своей стороны поставили свои условия, но их они тоже не устраивают. Каждый год, когда мы переходим на летнее или зимнее время полетов и подаем для этого заявку им, они нам говорили, что не подпишут их до тех пор, пока их условия не будут приняты. Некоторые их условия мы принимали, поэтому в самый последний момент они все-таки подписывали наши заявки, и таких проблем не было. В этом году их условия уже были неприемлемы, без учета наших. И, если честно, мы не ожидали, что они пойдут на такой крайний шаг и приостановят наши рейсы. Но потом мы приняли аналогичное решение...Сейчас мы решили возобновить полеты, и рассмотреть все спорные моменты в течение месяца".

"СССР" в материале под заголовком "Акил Акилов (премьер-министр Таджикистана - ИА REGNUM Новости) выходит на тропу войны?" пишет, что "кажись, Узбекистан никак не ожидал, что "разбудят старого, злого и сонного медведя". Начиная с февраля месяца, Акилов, которому все из-за его возраста пророчили скорую отставку, приобрел политическую молодость, и он с рвением ринулся на арену больших политических игр. Это ему удалось в конце марта побывать в США и донести до мирового сообщества об устроенной экономической блокаде Таджикистана со стороны Узбекистана". Авторы считают, что Акилову удалось довести до сведения Генсека ООН твердую позицию Таджикистана по Рогуну и ему удалось заверить Пан Ги Муна в том, что рогунский проект не опасен для соседей.

"Россиястан. Какой постоянности ищет Раша в изменчивой каримовской среде? Кто больше заинтересован в экономической блокаде Таджикистана - Узбекистан или Россия?" - задается вопросом эксперт Анвар Косимов на страницах веб-издания "Авеста". Не хотелось бы верить в то, что обе страны. Однако события последнего времени наталкивают именно на такие мысли. За короткий период времени в Узбекистане с визитами побывали Глава МИД РФ Сергей Лавров, первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов и вице-премьер России Сергей Иванов. Все они пытаются уговорить капризный и неподатливый Узбекистан не покидать ОДКБ и не отворачиваться от России. При этом Россия демонстрирует готовность "пожертвовать" стратегическими, союзническими и просто честными отношениями с Таджикистаном и Кыргызстаном. Высокопоставленные российские чиновники повторяют прошлогоднее заявление президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, поддержавшего Узбекистан в водно-энергетических спорах с Таджикистаном и Кыргызстаном, невзирая на то, что именно это заявление привело к охлаждению их отношений с Россией... Позиция Узбекистана по отношению к Таджикистану определенно ясна, поскольку руководство этой страны, стремящееся к региональному лидерству, не хочет, чтобы Таджикистан вышел из-под его влияния, набирал экономическую мощь и приобрел большую, во всех отношениях, самостоятельность. В Ташкенте порою, видимо, забывают, что Таджикистан ещё в 1929 году перестал быть автономией Узбекистана... Что же касается России, то у неё интересы немного другие, но так же связаны, прежде всего, с Рогунской ГЭС. Для России эта станция представляет огромную значимость - как политическую, так и экономическую. С политической точки зрения Рогунская ГЭС, вернее вопрос её строительства, важен России для оказания давления на Узбекистан. Впрочем, и не только на эту республику. С этой точки зрения России выгодно затягивание строительства до бесконечности, а не его завершение, чтобы в нужный момент иметь орудие воздействия на Узбекистан, понимая его отношение к этому проекту. Исходя из этого, можно сделать вывод, что и Россия и Узбекистан не хотят, чтобы Таджикистан смог завершить строительство Рогунской ГЭС. И все же, что может предпринять Таджикистан в ответ на нарастающие недружественные, подстрекательские акции своих партнеров по СНГ, ОДКБ, ШОС, ООН, ОБСЕ и многих других организаций? Быть может, и вправду настало время всерьез поставить вопрос о том, быть российской военной базе в Таджикистане или не быть, или хотя бы потребовать достойную сумму арендной платы за использование огромных участков нашей земли. Складывается такое впечатление, что у Таджикистана нет другого выхода, кроме как определять степень надежности своих партнеров по мере их понимания и признания прав страны на энергетическую самодостаточность и возможности нормального социально-экономического развития. Другими словами, наши партнеры должны осознать, что у Таджикистана нет альтернативы Рогунской ГЭС, и позиция нашего государства в этом отношении не изменится".

"Азия плюс" под заголовком "Партизанщина" пишет, что Узбекистан делает все, чтобы Рогунская ГЭС не была построена. Это уже не домыслы, а признанный факт. Добрососедские отношения кончились. На прошлой неделе впервые в истории Таджикистан с высокой трибуны ООН заявил о том, что дружить с Узбекистаном нам становится все сложнее. "Ущерб таджикской железной дороги от этих задержек, по предварительным подсчетам, уже превышает $5 млн.", - говорит замначальника службы перевозок ГУП А. Тропин. Из-за недостаточного поступления топлива в республику в Душанбе подскочили цены на бензин. За последние три дня цена за литр топлива повысилась от 20 до 40 дирам. Сейчас литр бензина марки 92 стоит 3,40 или 3,50 сомони, вместо бывших - 3 сомони 20 дирам. По мнению замдиректора Центра стратегических исследований Сайфулло Сафарова, "необходимо применять адекватные меры на действия узбекских властей. Одной ноты просто недостаточно, мы должны юридически все обосновать и представить экономические расчеты по ущербу, который был нанесен в связи с приостановкой и задержкой транзита". Эксперт предлагает также направлять все копии экономических требований о возмещении компенсации за нанесенный ущерб в те международные организации, которые следят за выполнением соглашений о транспортировке и транзите грузов. Между тем, как напоминает издание, проект Рогунской ГЭС был инициирован 1-м секретарем ЦК Компартии Узбекской ССР Шарафом Рашидовым. В 1970-е годы вопрос о строительстве Рогунской ГЭС долго не решался. Был год 50-летия Таджикской республики, и тогда высокий гость - Шараф Рашидов - посетил Нурек. Здесь в разговоре с первым секретарем ЦК КП Таджикистана Джаббаром Расуловым он стал доказывать необходимость строительства Рогуна. Д. Расулов тогда сказал ему: "Если Вы настаиваете, то давайте выйдем с ходатайством в Москву". Была быстро составлена бумага. Первым ее подписал Рашидов, затем Расулов. Тот документ в последующем и положил начало строительству Рогунской ГЭС. Вплоть до 1990 года ряд проектных институтов Ташкента участвовал в проектировании Рогунского гидроузла.

"Садои мардум" опубликовал отчет с пресс-конференции по окончании заседания круглого стола "Система коллективной безопасности в Центрально-азиатском регионе: взгляд в будущее до 2015 года". На вопросы журналистов ответили генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа и секретарь Совета Безопасности Таджикистана Амиркул Азимов. Газета также напоминает, что на данном круглом столе посол Узбекистана в Таджикистане Шокасым Шоисламов отметил, что в г. Термезе скопилось более тысячи вагонов с различными грузами для отправки в Афганистан, Иран, в том числе простаивают грузы, предназначенные для Таджикистана. "В настоящее время правительство Узбекистана дало указание составить график пропуска грузов конкретно для Таджикистана и отправить вагоны в ближайшее время. Только за одни сутки было сформировано 158 вагонов и в ближайшее время они будут отправлены по назначению", - сказал Ш. Шоисламов. Что касается Рогунской ГЭС, то, по словам Н. Бордюжи и А. Азимова, строительство этого жизненно важного объекта - это прерогатива Таджикистана. Проект Рогунской ГЭС, разработанный еще в советское время, 50 лет назад, доработан и будет строиться с учетом новейших технологий. "Мы надеемся, что Рогунская ГЭС будет построена, и это тоже в наших интересах", - отметил А. Азимов.

Между тем, "Фараж", обратившись к этой же теме, пишет: на встрече Н. Бордюжи и Шукурджона Зухурова, председателя нижней палаты таджикского парламента, стороны поддержали проект строительства Рогунской ГЭС и отметили, что заявления соседней страны об опасности этого проекта для региона, являются беспочвенными. На встрече было отмечено, что в результате задержки грузовых составов для Таджикистана, эта страна понесла убытки в размере более 20 млн сомони ($1-4 сомони 40 дирам - ИА REGNUM Новости). Стороны заявили, что этот вопрос должен быть урегулирован в ближайшее время.

В материале "Авесты" автор задается вопросом "Почему Россия идет на поводу у Ислама Каримова?": "Позиция России ясна как ташкентское Солнце: сильнейшая держава бывшего постсоветского пространства в лице Иванова стоит на стороне официального Узбекистана. Однако "старший брат" никогда не предпринимал подобных действий без какой-либо выгоды для себя. А она очевидна. Правда, невольно напрашивается и вопрос: что заставляет Россию идти на поводу у Ислама Каримова?! Каким образом отнюдь не всемогущему узбекскому главе удалось покорить непокорных и непоколебимых россиян?.. Похоже ситуация для таджикской стороны складывается более чем пограничная. Ведь теперь речь идет не просто о "капризах" с узбекской стороны. Итоги прошедших в Ташкенте 17 марта узбекско-казахских переговоров красочно демонстрируют, как Узбекистан сумел договориться с Казахстаном. И теперь еще один сосед требует от Таджикистана и Киргизии проведение международной экспертизы проектов строительства ГЭС на "предмет их безопасности и вопросов стока воды..." Правда, по мнению российского обозревателя центральноазиатских событий Аркадия Дубнова, "отношения между двумя крупнейшими странами, сражающимися за лидерство в Центральной Азии, никогда не отличались особенной теплотой". Не только российский эксперт, но многие другие обозреватели сомневаются, насколько долго продлится эта дружба?! Восток дело, как известно не только тонкое, но и подлое. Во всяком случае в политике... В этом мы удостоверились. И вновь к России. Узбеки не хотят строительства Рогуна и говорят "НЕТ". А если завтра они скажут "ДА"? Что тогда заявит Россия? И последнее: А если таджики всем вам ответят "НЕТ"?! При всем уважении..."

"Боргохи Сухан" сообщает, что в ближайшие дни должен состояться визит Ислама Каримова в Москву и задается вопросом, какие темы будут обсуждаться на встречах президентов России и Узбекистана. По мнению большинства экспертов, наряду с решением вопросов двустороннего сотрудничества, Ислам Каримов и Дмитрий Медведев с большой вероятностью будут обсуждать ситуацию в Центральной Азии, и в частности, вопросы, связанные со строительством гидроэлектростанций в Киргизии и Таджикистане. Автор делает вывод, что и на этот раз скорее всего Каримову удастся убедить своего коллегу, так как для России проамериканский Узбекистан нужен в качестве "стратегического партнера".

В марте цены на фрукты и овощи на столичных рынках опять поднялись. Цена одного килограмма яблок и груш достигала 7-8 сомони, огурцов и помидоров до 10-12 сомони. Кроме отечественных фруктов и овощей, на таджикских рынках изобилуют зарубежные фрукты и овощи, цены которых тоже колеблются от 7 до 10 сомони за 1 килограмм. В чем причина подорожания отечественных фруктов и овощей? "Вечерний Душанбе" со слов специалистов Министерства сельского хозяйства РТ пишет, что задержка таджикских вагонов с различной продукцией на территории соседней страны - Узбекистана - стали причиной, того, что дехкане не могут своевременно получить необходимые для работы материалы. В прошлом году урожай яблок и груш в Раштской долине не дал самые лучшие результаты, и поэтому в этом году отечественных яблок и груш стало меньше. Кроме этого, из-за схода лавин и изобилия снега на автодороге "Душанбе-Худжанд" движение транспорта прекращено, и многие грузовые автомашины с сельхозкультурами из Согдийской области республики не могут доехать до столицы. Одной из причин подорожания цен на картошку тоже заключается в этом. Запас картофеля в районах Ганчи и Горной Матчи имеется, и эти районы могут обеспечить столицу отечественной картошкой до поступления нового урожая картофеля - до мая. Но сейчас машины в ожидании открытия дороги.

Таджикские СМИ публикуют сообщения о том, что в Узбекистане проходят митинги протеста против деятельности ТАЛКО, единственного производителя алюминия в Центральной Азии, расположенного на западе Таджикистана, который граничит с югом Узбекистана. Как пишет, "Миллат", участники митинга в узбекском Термезе выступили против выбросов алюминиевого производства Таджикистана. 25 марта население г. Термеза провело митинг. Сурхандарьинцы с плакатами и транспарантами с надписями "Нет работе Талко" с утра вышли на улицы города Термеза. Митингующие прошли в Термезский госуниверситет, где в тот день открылась научная конференция "Вред, наносимый таджикской алюминиевой компанией "Талко" Узбекистану". Организатором данного мероприятия выступило Экологическое движение Узбекистана. Около 1 тысячи митингующих требовали немедленного прекращения деятельности таджикской алюминиевой компании. При этом они провели акцию по сбору подписей против "Талко".

Между тем 31 марта 2010 года исполнилось 35 лет с момента выпуска первого алюминия на Таджикском алюминиевом заводе. Большинство еженедельных изданий Таджикистана посвятили свои материалы этой теме. Как пишет "Авеста", в смутные годы гражданского противостояния не без подачи официального Ташкента и благодаря собственным коммерческим способностям, завод был фактически "оккупирован" группой компаний гражданина Таджикистана, этнического узбека Аваза Назарова, прописанных в безналоговых оффшорных зонах на острове Джерси и Британских Виргинских островах. Гендиректором завода стал экс-директор по экономике ТадАЗа Абдукодир Эрматов, тихий и спокойный менеджер. Долгие годы военно-политической нестабильности в стране ему удавалось сохранять свое место, удовлетворяя интересы самых разных сил на ТадАЗе. Он устраивал как нынешнюю власть (президента и его окружение), так и Ташкент с А. Назаровым, а также экс-боевиков, "крышевавших" завод - Ибода Бойматова, Гаффора Седого и др. Как стало известно позже, А. Назаров через свои фирмы Ansol Ltd и Anshton Investments Ltd фактически не только заправлял заводом, монополизировав поставки сырья, энергии, ГСМ, а также весь сбыт алюминиевой продукции, но и постепенно готовил банкротство завода с целью его дальнейшей приватизации. Ему помешал его же новоиспеченный партнер, глава крупнейшего сегодня в мире алюминиевого холдинга Rusal Олег Дерипаска, который сперва в рамках их совместного СП Hamer вошел в таджикский алюминиевый бизнес, а затем, найдя общий язык с влиятельными лицами в таджикском бизнесе, создал новые СП с их оффшорными структурами, в частности CDH Investments. Но счастье Дерипаски на ТадАЗе тоже продолжалось недолго. Уже через полтора года после прихода в страну, его компания столкнулась с проблемами в вопросе строительства Рогунской ГЭС. Приватизация Таджикского алюминиевого завода, в которой он собирался участвовать (правительство несколько лет объявляло, что ТадАЗ будет продан) была отменена. В это время был произведен ребрендинг алюминиевого завода и вместо ТадАЗа, она стал именоваться ГУП "Таджикская алюминиевая компания". Новым управляющим директором был назначен главный инженер этого завода Садриддин Шарипов, а его заместителем по финансам - представитель финансовой группы "Ориено" (Хасана Асадуллозода) Шералишо Кабиров. Сменилась и структура финансово-экономической деятельности на заводе. Взамен бартера был внедрен толлинг, который предполагает переработку давальческого сырья с последующей передачей готовой продукции инвестору. В отношении ТАЛКО рядом экспертов высказывались такие мнения, что в реальности за толлинговыми партнерами этого государственного завода скрываются таджикские высокопоставленные граждане, таким образом контролирующие и эксплуатирующие компанию. Напомним, что ТАЛКО наравне с двумя ГЭС была признана правительством в прошлом году "национальным достоянием", не подлежащим приватизации. Вопрос о том, чьим достоянием в последние годы на самом деле является Таджикский алюминиевый завод - таджикской нации или оффшорных компаний по-прежнему остается открытым...

Таджикские СМИ публикуют материалы о терактах в Москве и Кизляре, напомнив, что в результате взрывов в московском метро погибли трое и ранен один гражданин Таджикистана. Как пишет "Пайкон", правительство города Москвы выплатит каждой семье погибших при взрывах в московском метрополитене трех граждан Таджикистана компенсацию в размере 300 тыс. российских рублей. Кроме того, правительство Москвы выплатит семьям погибших по 10 тыс. рублей в виде компенсации за имущество, и 37 тыс. рублей на похороны. По словам пресс-секретаря посольства Таджикистана в Российской Федерации, за получением компенсации семьи погибших могут обратиться в посольство Таджикистана в России или в МИД Республики Таджикистан. Кроме того, правительство России намерено выделить средства для членов семьи каждого погибшего в размере 700 тыс. рублей. Газета напоминает, что тела погибших граждан Таджикистана были доставлены в Душанбе. "Джумхурият" пишет, что душанбинец, 24-летний Ориё Назаров, пострадавший от террористического акта в Москве 29 марта, уже седьмой год живет в российской столице. "29 марта, в тот трагический день, как обычно, сел в метро на станции "Текстильщики" и направился на работу, на станцию метро "Спортивная", где расположена торговая точка, - рассказал О.Назаров. - Когда поднимался на эскалаторе со станции метро "Кузнецкий мост" и должен был перейти на станцию метро "Лубянка", произошел взрыв. От удара взрывной волны упал. Потом, придя в сознание, дошел до станции метро "Лубянка", и там увидел пострадавших, машины скорой помощи и санавиацию. Еле-еле держался на ногах, голова кружилась. Но через некоторое время направился на место работы, на станцию метро "Спортивная". Там стало совсем плохо, с носа пошла кровь, и я вызвал "Скорую помощь". Через считанные минуты приехала бригада "Скорой помощи". В течение суток в НИИ скорой помощи им. Н. Склифосовского врачи оказали необходимую помощь". В настоящее время О. Назаров выписан из клиники. "Когда подрастет мой полуторагодовалый сын Умар, обязательно расскажу ему об этой трагедии, которая унесла жизни ни в чем неповинных людей, чтобы он и его сверстники не знали слово "террор", - сказал О. Назаров на прощание.

В Таджикистане пройдет совместное командно-штабное учение Организации Договора о коллективной безопасности "Рубеж-2010". О его особенностях газете "Вечерний Душанбе" рассказывает заместитель генерального секретаря ОДКБ В.Семериков. По его словам, совместное командно-штабное учение Коллективных сил быстрого развертывания "Рубеж-2010" пройдет в Согдийской области Республики Таджикистан 20-24 апреля. Тема очередных маневров - а это уже шестые учения под общим наименованием "Рубеж" в формате Организации - традиционно антитеррористическая: "Подготовка и ведение совместной контртеррористической операции". Особенности "Рубежа-2010" - отработка антитеррористической деятельности в приграничных регионах. Причем, несмотря на то, что учение пройдет на территории Таджикистана, речь пойдет не только о рубежах этой республики. Город Худжанд, вблизи которого находится главное место маневров - полигон "Чорух-Дайрон" (300 км севернее Душанбе), в Центральноазиатском регионе занимает особое положение. От него, как говорится, рукой подать и до Киргизии, и до Узбекистана, да и Казахстан недалеко. Т.е. если вспыхнет террористическая угроза здесь, "жар" почувствуют во всех центральноазиатских государствах. На первом этапе, продолжительностью четверо суток, планируется отработать вопросы планирования совместной контртеррористической операции. В ходе второго этапа - активная фаза учения, которая пройдет 24 апреля на полигоне "Чорух-Дайрон", в течение суток будут отрабатываться вопросы управления подразделениями КСБР ЦАР и другими подразделениями силовых структур Республики Таджикистан в ходе ведения совместной контртеррористической операции по блокированию и уничтожению боевых групп и отрядов незаконных вооруженных формирований.

"Миллат" со слов экспертов предупреждает, что в странах Центральной Азии существуют угрозы возникновения нестабильности на религиозной почве. Масехо Кулизода, профессор одного из университетов Кабула, считает, что страны региона "беременны исламской революцией". Он заявил, что "если поиск ответа на вопрос о национальной идентичности в странах Центральной Азии продолжится в таком ключе, и не будут решены многие экономические и социальные проблемы, то она неминуемо может привести к возникновению исламской революции. Таджикистан является одним из кандидатов на такую беременность". Между тем, таджикский эксперт Абдулло Рахнамо считает, что в Таджикистане открыто действует политический ислам в лице Партии исламского возрождения, и потому опасность возникновения исламской революции не столь значительна. По мнению эксперта, такая угроза более актуальна для соседнего Узбекистана.

Политолог Абдугани Мамадазимов, анализируя уроки прошедших парламентских выборов, на страницах "Азия плюс" пишет, что эти выборы наряду с некоторыми небольшими достижениями, особенно на этапе подготовки, показали ряд неиспользованных ресурсов реформирования избирательной системы Таджикистана. Тщательный анализ этих ресурсов и общественная дискуссия о необходимости их внедрения могут содействовать модернизации избирательной системы страны. "Увеличение числа депутатов до 90-100 человек. Уже который раз во время парламентских выборов мы наблюдаем соперничество ряда городов и районов, включенных в один избирательный округ. В них в абсолютно большинстве случаев победу одерживают представители более крупных городов и районов по сравнению к малочисленным городам и районам. В итоге в национальный парламент попадают очень мало депутатов - выходцев из малых городов и районов. Данное обстоятельство актуализирует вопрос улучшения пропорции между демографическими показателями населения местности и административно - территориальным делением страны. Переход от отрицательного к позитивному голосованию. Существующая практика негативного голосования (вычеркивание имя кандидата или название политической партии из общего списка) в последних выборах показала полную свою непригодность для нашего постконфликтного общества. Реальное число реально голосовавших "против всех" на последних выборах не может не вызывать озабоченность и тревогу отечественных политологов и исследователей. Необходимо тщательно изучить корни и объективные предпосылки этого общественного явления и предложить рекомендации по его смягчению и постепенному устранению. А одним из первых рекомендаций можно будет считать переход к положительному (позитивному) голосованию, когда не надо никого вычеркивать, а только отметить. Разработка и внедрение единого Избирательного кодекса РТ. В Таджикистане, в отличие от других государств СНГ, еще не разработан единый Избирательный кодекс, регламентирующий все стороны избирательного процесса страны. Сегодня действуют пять законов, посвященных выборному процессу, которые не гармонизированы и согласованы между собой".

В Душанбе состоялось официальное открытие нового банка - ЗАО "AccessBank Tajikistan", сообщает "Бизнес и политика". Как отмечалось на презентации, ЗАО "AccessBank Tajikistan" будет работать с частным сектором, с низко и средне обеспеченными слоями населения и юридическими лицами. Сначала этот банк будет предлагать микрокредиты, кредиты сельскому населению и услуги по переводу денег. Спектр услуг этого банка будет расширен, включая малые кредиты, текущие счета, депозиты и кредитные карточки. В последующие пять лет этот банк планирует открыть по всей республике 17 филиалов. Банк будет выдавать кредиты частным лицам по 3-4% в месяц. Максимальный размер кредита на данный момент будет составлять порядка 10 тыс. долларов США. Новый банк был создан четырьмя международными финансовыми организациями, которые совместно вложили 48 миллионов сомони в его уставной капитал. Доли распределились таким образом: Аксес Холдинг (Германия) будет владеть 52% акций, по 18% акций будет принадлежать Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР) и Международной Финансовой Корпорации (МФК). 12% акций будет владеть Германский банк Развития. Как отметил председатель "Аксес Холдинга" Томас Энгелхардт, банк предоставит необходимое финансирование для частных предпринимателей страны. "Это поддержка микро и малых предприятий будет способствовать усилению развития частного сектора и укреплению среднего класса в Таджикистане", - подчеркнул он.

Власти Душанбе распорядились поэтапно заменить пассажирские малолитражки, так называемые "тангемки" (минивэны китайского производства - ИА REGNUM Новости), курсирующие по столичным дорогам, на более безопасный вид транспорта, сообщает "Азия плюс". "На сегодняшний день уже многие владельцы "тангемок" лишены лицензий на перевозку пассажиров", - сообщил источник в ОГАИ столицы, отметив, что в Душанбе количество таких малолитражек достигло 6 тыс. единиц. По словам зампредседателя города Душанбе Абдухомида Шералиева, эти меры предприняты для обеспечения безопасности пассажиров. "По Госстандарту, "тангемки" не предусмотрены для перевозки пассажиров. Во-вторых, ни одна из этих малолитражек не завезена в страну с коммерческой целью, а исключительно для личного пользования. В-третьих, вызывает озабоченность большое количество аварийности на дорогах, иногда со смертельным исходом. По его словам, будут заменены на минивэны Hyundai южнокорейского производства, которые отличаются большей безопасностью, более вместительны и комфортабельны. Между тем, многие водители "тангемок", которые могли на заработанные деньги содержать свои семьи, не совсем оптимистично восприняли данную новость. Один из них, 26-летний Далер, купил малолитражку в кредит и кормил на вырученные средства свою многочисленную семью. "Что мне остается делать? Придется ехать за старшим братом на заработки в Россию. Хоть какая-то работа там, надеюсь, найдется и для меня", - сказал он.

"Решение столичных властей об отмене использования китайских малолитражных автомобилей, называемых в народе "тангемками", для перевозки пассажиров, является несвоевременным, бессмысленным и необдуманным", - заявил в интервью таджикский экономист Фируз Саидов. По его мнению, в данном случае власти, вместе того, чтобы обеспечить людей работой, отбирают у них то, чего они добились самостоятельно. Журналист Ольга Тутубалина в продолжении темы пишет, что "на этой неделе случилось сразу два события, наглядно демонстрирующих, что планомерно решать свои проблемы мы ну никак не можем. Больше суток наши граждане не могли вылететь из Москвы и других российских городов. Я специально просмотрела новости по всем соседним республикам, и, заметьте, ни у кого подобной проблемы не возникло! Все как-то, видимо, вовремя подсуетились и необходимые соглашения подписали. Почему так происходит у нас? Потому что наши чиновники привыкли решать проблемы только по мере их поступления. Проснулся утром: "Так, а что у нас сегодня? А! У нас же соглашения нет. Эх, наверное, люди там сидят, наверное, все-таки придется идти на работу.... И потом еще извиняться...". Хотя, нет, о последнем они, наверняка, не думают. Удивляет, нет, убивает в данном конкретном случае еще один момент. Замминистра транспорта и коммуникаций Таджикистана Фируз Хамроев, отвечая на вопрос журналиста: "А в чем, собственно...?", на всякий случай особо подчеркнул: "для того, чтобы защитить интересы таджикских авиакомпаний, мы также запретили прием российских самолетов на территории Таджикистана до решения вопроса о новом соглашении"... Это, что за уровень? Детского сада? Не дашь мне лизнуть конфету, и я тебе игрушку не дам. И ничего, что мы сами виноваты, ответить (не важно, что) мы завсегда готовы... Другой вопрос, событие. Власти Душанбе полностью убирают "тангемки" со столичных автодорог. Когда мы вообще не можем решить проблему, мы ее просто устраняем. И не важно как, какими средствами, и с какими последствиями. Сначала мы убрали со столичных дорог маршрутки, потом закупили на многие тысячи новые автобусы (кстати, где они?). Потом пустили тангемки. А не справившись с их потоком, разрешили им ездить только по объездным дорогам. Не получилось, почему-то не урегулировался транспортный вопрос. Что дальше? Давайте их вовсе запретим. Нет транспорта, нет проблем. А как люди, а их без преувеличения, наверное, 90 процентов, будут ежедневно добираться из дома на работу и обратно не на "тангемках", неизвестно. Это мы потом придумаем".

Срок сдачи в эксплуатацию тоннеля Шахристон в Таджикистане перенесен на сентябрь 2011 года. Как пишет "Тоджикистон" со ссылкой на директора Центра реализации проекта по реабилитации автодороги Душанбе-Чанак Кодира Саидова, сроки завершения строительных работ и полной сдачи в эксплуатацию тоннеля Шахристон перенесены по просьбе китайской компании China Road, являющейся генеральным подрядчиком строительства объекта. "В конце прошлого года было внесено изменение в документ, подписанный Минтрансом и China Road, согласно которому сдача в эксплуатации объекта теперь состоится в сентябре 2011 года, - сказал Саидов. - По первоначальному проекту сдача в эксплуатацию тоннеля Шахристон планировалось в конце текущего года", - добавил он. По словам Саидова, сход снежных лавин на двух горных перевалах в конце февраля текущего года усложнил работу строителям тоннеля, так, как были временно закрыты автодороги с двух сторон, оборваны линии электропередачи, что привело к отставанию от графика. "Строительные работы на объекте возобновились 25 марта, когда на объект начали поступать строительные материалы, в частности цемент", - подчеркнул Саидов. Тоннель под перевалом Шахристан расположен на 180 километре автотрассы Душанбе-Худжанд на границе между Айнинским и Шахристанским районами. Протяженность тоннеля составит 5.253 метра. Данный туннель позволит обеспечить круглогодичное наземное сообщение между центральной и северной частью Таджикистана.

Между тем, не дожидаясь окончания реконструкции данной трассы, дорога Душанбе-Худжанд стала платной. "Миллат" сообщает, что состоялось официальное открытие толлингового механизма управления дорожной инфраструктуры данной автодороги. В торжественном мероприятии приняли участие министр транспорта и коммуникаций Таджикистана Олимджон Бобоев. Он отметил, что вопросы развития платных дорог являются актуальными для всех развивающихся стран. По мнению О. Бобоева, "все нововведения всегда вызывали бурный резонанс, однако их эффективность спустя некоторые годы оправдывала все старания инициаторов новых идей". Между тем, житель Варзоба Абдуразок Сайидов, присутствовавший на церемонии открытия толлинговой плазы, заявил журналистам, что высоко оценивая инициативу правительства о реконструкции этой трассы, местные жители выражают недовольство введением платной системы, от которой, в первую очередь, пострадает население страны и, особенно, жители Варзобского района. Между тем, плата за проезд по автотрассе будет взиматься за каждый пройденный километр дороги. Проезд одного километра трассы легковыми автомашинами, грузовыми (грузоподъемностью до 2 тонн), пассажирскими автобусами (вместимостью не более 19 мест) будет стоить 30 дирамов. Напомним, что данная автодорога является единственной, которая связывает север и юг страны и у жителях этих регионов нет иного выбора, как пользоваться платной дорогой.

В Таджикистане вступил в силу новый Уголовно-процессуальный Кодекс РТ, сообщает "Нигох". Согласно нового УПК, в стране повысится роль судов, которые отныне станут выдавать санкции на арест, арест имущества, обыск, домашний арест, прослушивание телефонных разговоров, которые до последнего времени выдавались органами прокуратуры. Новый УПК сменил действующий в стране кодекс от 1961 года и состоит из 50 глав и 486 статей. Таджикистан - единственная страна на постсоветском пространстве, которая до последнего времени продолжала руководствоваться старым кодексом, который, по мнению юриста Каюма Юсуфова, не обеспечивал равенства сторон и предоставлял большое преимущество стороне обвинения. Министр юстиции Бахтиёр Худоёров отметил, что работа над новым УПК заняла почти два года. "Международные конвенции по правам человека, ратифицированные Таджикистаном, а также Конституция страны обязывали нас принять соответствующий законопроект", - подчеркнул он. Министр считает, что новый Кодекс будет способствовать реформированию судебной системы и повышению ее роли в защите прав и свобод человека.

"Азия плюс" под заголовком "Страна Великой Лжи" пишет, что 1 апреля принято считать Международным днем смеха. "В этот день люди больше смеются, разыгрывают друг друга, шутят. То есть обманывают. Общество "по горло" погрязло во лжи. Так стоит ли нам отмечать этот праздник, когда мы все время друг другу врем?.. Один знакомый начальник управления недавно предложил написать о нем хвалебную статью, какой он типа "супермен". Когда попыталась объяснить, что это на самом деле не совсем так, он совсем обиделся, а потом злорадно засмеялся: "Неужели тебе так трудно наврать? Знаешь, жизнь такова, что приходится всех обманывать: меня обманывают подчиненные, я обманываю нашего начальника и так по цепочке..." Не успел договорить - зазвонил правительственный телефон. И отчитывался чинуша как на параде, стоя докладывал о том, чего на самом деле нет... Кстати, о себе самих. Это мы, дружно встав как на парад, с лозунгами и транспарантами коллективно идем покупать акции Рогуна, мило улыбаемся в телеэфире, гордо произнося сумму нашего первого и не последнего взноса, а вечером в семейном кругу пьем таблетки от сердца, едим лепешку с чаем и потихоньку возмущаемся... Шепотом. Потому что не знаем, что в этой жизни обман: принудительное приобретение акций или заверения, что мы живем в демократическом и правовом государстве, где каждый имеет право - как гражданское, так и человеческое. Кстати, о праве. Предлагаю в главе о выборах, добавить пункт: каждый имеет право обмануть и быть обманутым. Существующая практика показывает, что на все это мы имеем право. Да еще какое! Так что я - за Обаму, ой, то есть за Обман".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть