Пища ручной сборки: на 100% органическая еда от «Эконива»

Отечественный производитель выводит Россию в мейстрим качественной и вкусной эко-еды.
18 августа 2021  11:16 Отправить по email
В закладки

В начале августа входящее в основанную немецким предпринимателем Штефаном Дюрром группу компаний «Эконива» органическое хозяйство «Савинская Нива» начала уборочную кампанию. На площади в 3150 га здесь выращивают органическую спельту, рожь, гречиху, пшеницу и кукурузу. Позднее запланирован укос многолетних трав, составляющих значимую часть рациона молочного стада «Эконивы», ориентированную на производство органического же молока. Смесь полезных растений идет на корм коровам в зимнее время, что позволяет сохранять вкус молока круглый год.

Органическая еда из специфической тавтологии (сложно себе представить еду не из органики) за последние несколько лет превратилась в ориентир для большинства сельскохозпроизводителей. В значительной степени, это обусловлено спросом. Обилие субпродуктов и дешевых заменителей приводит к заметным внешне негативным последствиям. Так, в современном американском сленге прижился неологизм «walmartians», «волмарсиане» - его используют для описания людей, питающихся нездоровой пищей из сети гипермаркетов Walmart, что сказывается на обмене веществ и ведет к неизбежному ожирению.

Это заставляет многих задуматься. По данным Национального органического союза РФ, рынок органических продуктов сейчас один из самых динамично развивающийся в мире. С 2000 по 2018 год он вырос более чем в пять раз (с 18 до 97 миллиардов евро) и тренд остается позитивным. По прогнозам Grand View Research рынок продолжит свой рост со скоростью до 12% в год, составит к 2025 году от 3 до 5 процентов мирового рынка сельхозпродукции, что в абсолютных цифрах составит 240 млрд. долларов.

Как правило, органическая еда дороже в производстве, что связано с самой спецификой производства, повышенной долей ручного труда, применения дорогостоящих технологий, с одной стороны, и отказом от многих дешевых, но вредных химикатов. Однако, число постоянно потребляющих органические продукты людей в мире за 15 лет выросло не менее, чем в пять раз и составляет сейчас до 750 млн. чел. Подавляющую часть из них составляют люди с высоким или средним достатком, проживающие в развитых странах с сильной экономикой.

У истоков

Нельзя не отдать должное аналитикам «Эконивы» и самому Штефану Дюрру, начавшим первые эксперименты с органической продукцией ещё в середине 90-х. Тогда в Курской области началось выращивание, сертификация и экспорт экологической гречихи в страны Западной Европы, что стало первым экспортом экологической продукции из России.

Специализирующееся на органике подразделение «Эконивы», «Савинская Нива», была запущена в 2010 году и к 2015-му прошла конверсию от обычного земледелия к экологичному производству, что подтверждено сертификатами соответствия ЕС 834/2007 и межгосударственного стандарта ГОСТ 33980-2016.

Органическое или эко-земледелие подразумевает отказ от активных технологий почвообработки, генно-модифицированных семян, ненатуральных минеральных удобрений и средств химзащиты растений. Вместо них в качестве удобрений используются навоз и компост, а сорняки удаляются механическим путём.

Кроме растениеводства «Эконива» активно развивает мясомолочное животноводство, дающее порядка 2,5 тонн органического молока в сутки. В соответствии с принципами органического животноводства, в работе «Савинской нивы» применяют «свободный» выпас животных на натуральных лугах и засевных пастбищах. При приготовлении кормов используется высококачественное, основанное на натуральных производных и травах сертифицированное сырье, которое «Эконива» производит самостоятельно, а при лечении животных не используются антибиотики и другие сильнодействующие препараты.

В 2017 году «Эконива» стала поставлять органическую говядину компании HiPP для производства детского питания, а сейчас активно развивает производство органического молока, как для повседневного потребления, так и для использования в кофемашинах. Специальная линия органического молока «Professional Line», по мнению экспертов, оптимальна для приготовления капучино, так как совмещает лучшие качества фермерского молока и современные технологии пастеризации.

При производстве органического молока также необходимо учитывать множество факторов – не только корма, особенности содержания коров и постоянный контроль их здоровья, но и микробиологию. Переработка «обычного» и органического молока одновременно не проводится.

Экология и экономика

Площадь занятых в органическом производстве земель «Савинской нивы» составляет всего 0,5% от общих угодий «Эконивы» в 630 000 га. Это выше среднего уровня органического производства в России (0,3% пашни), но заметно ниже 10% в ЕС. Органика объемом 10 млрд рублей занимает 0,1% продовольственного рынка при общей емкости рынка продуктов питания в 10 трлн руб.

Пространство для роста очевидно, тем более, что сейчас на российском потребительском рынке доминирует импортная органика, занимая 80–90% всех продаж. Российские производители пока предпочитают работать в формате b2b, в основном занимаясь экспортом. Сейчас половину мирового рынка органической продукции занимают США, страны ЕС потребляют 35%, Китай — около 10%.

На рынках стран с развитой экономикой доля органики в розничной торговле продовольствием не превышает 5–6%, хотя есть исключения – такие как Швейцария и Дания, где потребительский интерес к органике составляет около 10%.

В данный момент, кстойчивой группой с точки зрения потребления органических продуктов в РФ является менее 1 % населения. Расходы на покупку органических продуктов в России составили менее 1 евро на душу населения в год, в то время как в Швейцарии и Дании - 312, а в среднем по миру 12,8 евро.

При этом, по данным социологических опросов, потенциальный спрос ещё более впечатляет. 58% россиян хотели бы приобретать органическую продукцию, 21% россиян знают детально, что такое органические продукты питания и при возможности стараются покупать именно их. Так как рынок органики в продовольственном секторе РФ официально занимает долю не более 0,1%, то есть все основания ожидать кратного увеличения сегодняшнего показателя.

«Эконива» первой начала активное освоение внутреннего российского рынка, что было весьма амбициозным шагом – но полностью оправданным с точки зрения будущей прибыли. Как показала практика, выделение отдельной структуры под органическое производство было верным решением. Переход на органическую модель производства для больших хозяйств сложен с организационной и финансовой точек зрения, и достигнутые «Эконивой» результаты можно считать серьезным шагом для российского агробизнеса в целом.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть