Тень протектората над Нагорным Карабахом

Дипломатическая игра вокруг статуса Нагорного Карабаха продолжается. Исход ее неочевиден.
9 ноября 2022  07:41 Отправить по email
Печать

В Вашингтоне по инициативе госдепартамента США в историческом официальном гостевом доме Белого дома Blair House прошли трехсторонние переговоры министра иностранных дел Азербайджана Джейхуна Байрамова, министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна и госсекретаря США Энтони Блинкена. Эта встреча обозначила новый переговорный цикл по нормализации отношений между Баку и Ереваном, начатый переговорами в Сочи президента России Владимиром Путиным с премьер-министром Армении Николом Пашиняном и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.

Цикл был продолжен в Тегеране в ходе визита и переговоров Пашиняна с иранским руководством. При этом эти события происходят на фоне серьезных изменений в зоне конфликта, которые напрямую связаны с недавним вооруженным конфликтом на армяно-азербайджанской границе. Остановить эскалацию в регионе удалось благодаря оперативным усилиям Москвы. Но Армении удалось провести «рокировку», быстро добившись появления в зоне конфликта наблюдателей Европейского союза в рамках созданной международной мониторинговой мисси и наблюдателей от ОБСЕ, чтобы им предоставить возможность давать реальную оценку ситуации. Баку упредить такие ходы Еревана не удалось. И, как не крути, но действия армянского руководства стали сковывать возможности Азербайджана для балансирования на грани вооруженного конфликта.

По всем признакам, этот вопрос прорабатывался заранее с перспективой перевода процесса в переговорное русло. С этой точки зрения встреча глав МИД Азербайджана и Армении в Вашингтоне могла более устраивать Ереван, но только в случае, если США, активизировавшиеся в большой геополитической игре в регионе, выставят свои новые предложения по урегулированию отношений между двумя странами под своей эгидой, чтобы избежать упреков, что они бросили армян Нагорного Карабаха на произвол судьбы. Но на публичном уровне ситуация выглядит пока следующим образом.

Накануне вашингтонских переговоров секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян сообщал, что «на столе есть два документа». Один предложил Баку. Он сейчас в работе. Но неизвестно, учитываются ли при этом ответные предложения Еревана из шести пунктов. Есть и российский пакет, детали которого официально не раскрываются. Если судить по утечкам армянских СМИ, то Москва предлагает отложить решение проблемы Нагорного Карабаха «до лучших времен» и пока выйти на подписание мирного договора между Азербайджаном и Арменией, выводя на скобки карабахскую проблему. Отсюда заявление Григоряна о том, что «в проекте обсуждаемого договора нет ни слова о Карабахе», вписывается в предполагаемый контекст. По его словам, «можем предположить, что там есть что-то о Карабахе между строк, но это не конкретизировано, и Армения попытается уточнить этот вопрос и в ближайшее время мы конкретизируем это».

Подписание мирного договора между двумя странами без упоминания Нагорного Карабаха в принципе не представляется проблемным. Но по ходу вашингтонского диалога и совместных переговоров глав МИД Армении и Азербайджана с Блинкеном выясняется, что «есть ряд проблем, которые еще нуждаются в решении». И каких? Некоторые западные эксперты предполагают, что США возвращаются к формуле своего бывшего сопредседателя в Минской группе ОБСЕ Ричарда Хогланда, согласно которому вопрос о статусе Нагорного Карабаха «должен стать проблемой ООН, и единственный путь — это оставить его под протекторатом ООН на неопределенное время». Такой проект в некотором смысле коррелируется с одним из пунктов московских предложений.

Если это действительно так, тогда понятно, почему Москва, как показал саммит в Сочи, решила политически не дезавуировать западные переговорные площадки, передавая им эстафету в посреднических усилиях. Армению такой сценарий может устраивать, ведь он блокирует возможный выход Азербайджана из переговорного процесса. Поэтому не случайно, что, хотя Байрамов выступил с призывом «воздержаться от действий, подрывающих мирный процесс», Алиев переговорный процесс сопровождает угрозами перехода к силовому сценарию. Есть и другой вариант: договориться с Россией о протекторатном управлении Нагорным Карабахом. С другой стороны, нельзя исключать, что США будут стремиться опередить Москву в теоретически предполагаемом процессе, склоняя Баку и Ереван к ослаблению российского влияния в регионе.

Запад способен оказывать давление на Азербайджан, угрожая блокадой его транспортных и энергетических проектов с выходом на Европу. В то же время, пусть это и покажется экзотичным, допустимы предположения, что на армянском направлении могут совпадать интересы Запада и Ирана, который именно стал именно сейчас демонстрировать свои военные мускулы Азербайджану, в том числе в отношении активно лоббируемого Баку так называемого Зангезурского коридора. Тегеран остро реагирует на кардинальные изменения раскладки сил у своих границ. Вместо довольно слабого армянского влияния на севере он потенциально может получить сильный турецко-азербайджанский тандем или западный блок, способные потенциально взорвать и сам Иран. Поэтому Закавказье для Тегерана перестает быть геополитической маргинальной зоной, которую ранее прикрывала Россия.

Пока же Блинкен похлопывает по плечу Байрамова и Мирзояна, приветствуя их диалог и выражая надежду, что «реальные и смелые шаги обеих стран направлены на то, чтобы оставить прошлое позади и работать над достижением прочного мира». В свою очередь главы МИД Азербайджана и Армении договорились ускорить переговоры и организовать еще одну встречу. Дипломатическая игра продолжается. Исход ее неочевиден. Не случайно Хогланд в свое время говорил о сложной истории карабахского конфликта, призывал начать «объективное историческое изучение его генезиса», а не плясать от «советизации» 1920-х годов».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть