Баку предлагает армянам Карабаха то, что в отношении талышей называет сепаратизмом

В нынешнем Азербайджане закладывается основа еще одной большой межнациональной проблемы, с которой действующие власти не справятся никогда.
7 июля 2020  21:38 Отправить по email
Печать

Несмотря на всяческое игнорирование властями в Азербайджане существования проблем с национально-политическими и культурными правами автохтонных народов в этой республике, международные правозащитные организации начинают чаще выступать с требованиями именно в этом направлении.

Консультативный Комитет Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств ПАСЕ в феврале 2019 года опубликовал новый докладу по Азербайджану. Первое главное замечание Комитета относилось к отсутствию в стране законодательства по защите прав национальных меньшинств. Второе главное замечание относилось к тому, что существуют помехи для функционирования радио и телевидения на языках национальных меньшинств. Кроме этого, особо подчеркивалось отсутствие поддержки государства печатному СМИ на языках местных народов, а также изучению языков автохтонных народов на университетском уровне.

В отчете также было отмечено, то, что граждане, относящиеся к талышам и лезгинам, в реализации своих прав сталкиваются с риском подпадания в группу подозрительных лиц, относящихся с сомнением к территориальной целостности Азербайджана. В докладе же Государственного департамента США от 2019 года, в части относящейся к Азербайджану говорится, что «в Талышском регионе на юге страны и Лезгинском регионе на севере страны, власти не позволяют местным народам издавать книги на своем языке».

Кроме вышеуказанного, 8 июня 2020 года международная правозащитная организация «Amnesty International» выступила с официальным заявлением, в котором потребовала от азербайджанских властей незамедлительно освободить талышского ученого Фахраддина Аббасова (Абосзода) и блогера талышского происхождения Эльвина Исаева.

В заявлении подчеркивается, что они «были лишены свободы в связи с их активистской деятельностью и критикой азербайджанских властей. Они являются жертвами политически мотивированных обвинений и находятся под риском пыток или плохого обращения».

Помимо этого, в заявлении упоминается судьба еще двух талышских ученых в отношении которых были сфабрикованы уголовные дела: это известный специалист талышского языка, редактор газеты «Толыши Сядо» («Голос Талыша») Новрузали Мамедов, который умер в тюрьме при невыясненных обстоятельствах, а по мнению многих он был убит; и другой специалист, следующий редактор упомянутой газеты Гилал Мамедов был также арестован и подвергался давлению и насилию.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

В заявлении «Amnesty International» было затронуто такое важное историческое событие, как создание талышами в 1993 году Талыш-Муганской Автономной Республики, лидеры которой впоследствии были арестованы и привлечены к ответственности. «Amnesty International» отмечает, что власти Азербайджана имеют за собою историю преследований талышей, особенно тех, кто выступает за культурную или политическую автономию.

В документе также говорится о том, что нарушение права на справедливое судебное разбирательство является обычным явлением в Азербайджане. Многие подозреваемые и обвиняемые в уголовных преступлениях, в частности те, кто сталкивается с политически мотивированным судебным преследованием, содержатся без связи с внешним миром в течение нескольких дней и даже недель, лишены адвоката по своему выбору, и подвергаются пыткам и другим видам жестокого обращения, после чего их обвинения отклоняются и их принудительные «признания» принимаются судьями.

Отчеты таких авторитетных учреждений как, ПАСЕ и Госдеп США, а также международная правозащитная организации «Amnesty International» по данной проблематике уже указывают на то, что существование проблем с реализацией национально-культурных прав талышей, а также лезгин не подвергается сомнению и является открытым вопросом.

Но несмотря на это власти в Азербайджане нисколько не собираются менять свое отношение к этой проблеме. Наоборот, государственная и идеологическая линия остается неизменной и находится под прессингом пантюркизма. Умы людей пытаются отвлечь от насущных проблем, их продолжают кормить «великотуранскими» идеями о великом прошлом и будущем, попутно претендуя на территории соседних и не соседних государств. А когда местные автохтонные народы поднимаются на борьбу за свои права это объявляется сепаратизмом.

Вместе с тем, в центре Баку с позволения властей организовываются националистические пантюркистские марши, где поднимают флаги так называемого «Южного Азербайджана», с претензиями на территории Ирана, флаги разных тюркоязычных народов, находящихся в составе разных государств и флаг Великого Турана, немалая часть территории, которой приходится именно на Россию. Не спаслась от идеологической экспансии пантюркизма и Грузия, где на территории Квемо-Картли (Борчалы) давно работают пантюркистские эмиссары и из Азербайджана. Из этой республики туда поступает и соответствующая литература. Все описанное нами в Азербайджане в порядке вещей и сепаратизм в отношении других государств довольно популярен среди населения. Эти действия там расцениваются как нечто патриотическое, и символы разных тюркских сепаратистских движений демонстрируют на разных собраниях и оппозиционеры, и представители власти, и националистические кружки, открытые при поддержке спецслужб Азербайджана, которые поддерживают всё турецкое и пресекают любое пророссийское единение. В этой стране и даже за пределами страны подвергается давлению все, что может иметь политическое отношение к России, что особо ярко наблюдается в отношении талышей, которые известны своими пророссийскими настроениями.

В этом контексте хотелось бы снова вспомнить слова президента России Владимира Владимировича Путина, которые сильно подействовали на пантюркистов, прозападно настроенных политологов и политиков в Азербайджане: «При создании Союза в договоре было прописано право выхода, но не процедура этого процесса. Возникает вопрос: если та или иная республика вошла в состав СССР, но получила в свой багаж огромное количество российских земель - традиционных российских исторических территорий, а потом решила выйти из состава? Но тогда бы выходила хотя бы, с чем пришла, и не тащила с собой подарки от русского народа».

Эти слова господина президента, были восприняты с энтузиазмом как талышами, так и лезгинами, которые с надеждой смотрят в сторону России, как страны, где различные народы обеспечили свои права на политическую и культурную автономию. Россия в их глазах является почти идеальным государством в плане удовлетворения прав народов в составе единого федерального государства. Эти слова Владимира Путина особо вдохновили талышей в Азербайджане и в России, так как ощущают на себе теплое отношение великой державы и нуждаются в ее покровительстве и защите.

Ведь на самом деле заявление президента следует толковать шире чем сказано. Не уходя в детали скажем, что Россия заявила о принципе на основе, которого вообще будут решаться вопросы в пространстве СНГ. Ведь речь идет не только об имуществе и территориях, которые советские республики получили, или удержали у себя, а вообще о территориях Российской Империи, на которых были созданы эти республики. Новая Конституция Российской Федерации дает нам большие надежды на счастливое будущее народов права, которых ущемлены и находятся под идеологическим прессингом и угрозой ассимиляции. И надежды талышей в этом вопросе обоснованы исторически. Тем более это касается Азербайджана, постоянно подавляющего права талышей на самоопределение.

Из истории талышского народа известно, что в начале XIX века Талышское ханство, сохранив свою государственность ушло добровольно под протекцию России. Вплоть до 1841 года, Талышское ханство сохраняло свой государственный статус под покровительством Российской Империи. Отметим, что к тому времени были ликвидированы все закавказские ханства, кроме Талышского. Россия была первым государством, которое в начале XIX века предложило правящей тогда Ираном династии Каджаров признать суверенитет талышского государства под протекцией России. Это фактически и произошло позже. В XX веке талышский народ три раза пытался возродить свою автономную государственность. После падения Бакинской коммуны в 1918 году в Талыш-Мугани было создано свое Муганское правительство, которое 25 апреля 1919 было смещено местными коммунистами. Вслед за этим, 15 мая на территории Талыш-Мугани была провозглашена Муганская Советская Республика (МСР) со столицей в Ленкорани. В отличие от того небольшого количества людей, которые провозглашали в Тбилиси первую Азербайджанскую Республику, на съезде где провозглашали Муганскую Советскую Республику, участвовало, по некоторым данным, до 1000 делегатов, из них 600 — местных мусульман, 300 — местных русских, около 100 представителей других национальностей, в том числе и армян. И провозглашалась она не на чужой земле, а в столице Талыш-Мугани, Ленкорани. Муганская Советская Республика была провозглашена с соблюдением всех норм по самоопределению местного народа, путем волеизъявления самого местного народа. Продолжавшийся до 18 мая съезд принял резолюцию, в которой провозглашалось, что Муганская Советская Республика входит в состав РСФСР. То есть МСР вернулся в состав России в качестве одной из республик федерации. И это было закономерно, так как эти территории вот уже почти два столетия были в составе российского государства.

Но МСР была подавлена тогдашним установленным на турецких штыках пантюркистским мусаватистским правительством Азербайджана, что сопровождалось изгнанием русских из Талыш-Мугани и террором в отношении местного населения. Следующая попытка возрождения автономии была подавлена в 1937 году, тогдашним руководством Азербайджанской ССР, с последующей депортацией части талышей с некоторых своих исторических территорий в Казахстан и другие регионы. Затем талыши, как отдельная национальность, были удалены из списка национальностей Азербайджанской ССР. Фальсификация численности талышей в азербайджанской статистике с тех пор стала обычным явлением. После развала СССР, в 1993 году, в ходе карабахской войны, талыши в соответствии со всеми нормами азербайджанского законодательства и международного права провозгласили Талыш-Муганскую Автономную Республику в составе Азербайджана, не нарушая территориальной целостности этого государства и при этом продолжая патриотично воевать на стороне этого же государства. В 1993 году в заседании Народного Меджлиса участвовало 217 из 250 местных депутатов, избранных в семи районах Талыш-Муганской Автономной Республики. Народный Меджлис ТМАР принял конституционный закон автономной республики и направил Обращение в Меджлис Азербайджанской Республики с просьбой утвердить провозглашение ТМАР. Это была третья попытка талышей за 100 лет восстановить свою утерянную государственность в рамках автономии. Но и на сей раз все попытки талышей решить цивилизованным образом вопрос самоопределения в рамках территориальной целостности страны натолкнулись на варварское непонимание азербайджанских властей. Даже после этого там организовывались отряды и отправлялись на фронт. Речь шла почти о таком же статусе как у Нахичеванской Автономной Республики в составе Азербайджана. Аналогичный статус президенты Азербайджана предлагали и предлагают армянам Нагорного Карабаха. В самом Азербайджане добрый жест талышей по провозглашению Талышской автономии в составе Азербайджана, а не независимого талышского государства, не был принят с пониманием, о чем свидетельствует то, что по сей день там талышских активистов продолжают называть «сепаратистами». Эта автономная республика просуществовала всего три месяца, а те, кто участвовал в ее создании подверглись преследованиям. Просуществовала она так мало из-за того, что власть сыграла на том, что основные силы талышей были отвлечены на карабахский фронт, тем самым не была организована защита Талыш-Муганской Автономной Республики (ТМАР). Талыши даже не подумывали открывать огонь по азербайджанцам. Тогда все считали, что этот вопрос практически уже согласован с Баку. Остается только подтверждение статуса в парламенте Азербайджана. В Талыш-Мугани в это верили, так как там было даже проведено заседание кабинета министров Азербайджана с участием руководства ТМАР. Тогда обстановка была другой. Для всех Карабахская война была общей. Но как показало время, талышей обманули. С тех пор талыши год за годом разочаровывались с политике азербайджанского государство в их отношении.

Число талышей в мире достигает по меньшей мере 4 млн. Их количество только в Азербайджане достигает 1,5 млн человек, немалая часть из которых уехала в Россию на заработки, а оставшаяся часть, помимо Баку и Сумгаита, продолжает проживать в целом ряде талышских районов в юго-восточной части Азербайджана от границ Ирана и до реки Куры.

В наши дни талышский народ вновь переживает всплеск национального самосознания, взяв курс на самоопределение и воссоздание автономии в пределах государственных границ Азербайджанской Республики, не нарушая его территориальной целостности, с соблюдением всех норм международного права. Но несмотря на все это в Азербайджане борьбу талышей за свои права официальная пропаганда безосновательно называет сепаратизмом. Талышский вопрос завел азербайджанские власти в сложное положение Бакинские политологи не могут логично выстроить свою позицию по этому вопросу, предпочитая отмалчиваться или отговариваться общими фразами вешая на талышских активистов клише «сепаратизма».

В связи с этим, к месту было еще раз вспомнить недавнее интервью в программе «Точка зрения» уважаемого нами, достаточно авторитетного азербайджанского политолога Тофика Аббасова. На канале «pravda.ru», подчеркивая заслуги Гейдара Алиева он совершенно несправедливо назвал действия талышей в 1993 году по созданию своей автономной республики в составе Азербайджана сепаратизмом и вместе с тем еще раз повторил о намерении азербайджанских властей дать армянам Нагорного Карабаха такой же статус как у Нахичеванской Автономной Республики (НАР). На самом деле ныне усопший Гейдар Алиев предлагал армянам самый высокий статус автономии, который возможен в мире. Далее господин Тофик Аббасов, на вопрос журналиста Любови Степушовой «Нахичеванская республика может выйти из состава Азербайджана?», на наше удивление, ответил утвердительно и добавил, что конституция гарантирует Нахичевани такое право. Тем самым он подтвердил право Нахичевани выйти из состава Азербайджана, то есть право на сепаратизм. При этом он отметил, что там азербайджанское население и никаких антагонизмов с ними нет. Но из недавней истории НАР нам хорошо известен тот факт, что решением местного парламента 19 января 1990 года Нахичеванская Автономная Республика как раз вышла из состава Азербайджанской ССР и вообще СССР, сославшись на Московский и Карский договора 1921 года. И произошло это как раз за полтора года до того, как такое же решение приняли армяне Нагорного Карабаха, которые там были кстати большинством населения, а не меньшинством. Следовало бы также понимать, что статус НАР превратился в инструмент шантажа азербайджанского общества в руках правящего нахичеванского клана. Речь идет о том, что в местной прессе уже чаще звучат предположения о том, что в случае опасности утери ими власти, последние воспользуются правом на отделение. На Нахичевань свои виды давно имеет и Турция, которая при удобном случае сразу же возьмет под свое покровительство Нахичеванскую Республику как буферное государство, через которое можно проворачивать различные торговые и другие операции. Так что если Баку предлагает армянам такой же статус автономии как у Нахичеванской Автономной Республики, то есть с правом выхода из состава Азербайджана, то армяне Нагорного Карабаха уже получается воспользовались своим правом выхода из состава Азербайджана. Но мы сейчас не будем углубляется во все детали армяно-азербайджанских переговоров, а остановимся на том, как в таком случае можно называть действия талышей сепаратизмом, когда Народный Меджлис Талыш-Муганской Республики проголосовал за то, чтобы остаться в составе Азербайджана и принял название Талыш-Муганской Автономной Республики? Сепаратизм подразумевает выход из состава государства, а статус автономной республики – это самоуправление в составе другого государства. Иначе Азербайджан не предлагал бы статус самой широкой автономии армянам Нагорного Карабаха. Так почему в случае с армянами Нагорного Карабаха и в случае с Нахичеванской Автономной Республики это не сепаратизм, а в случае с Талыш-Муганской Автономной Республикой сепаратизм? Тут нет никакой логики. Позиция талышей же логична. Талыши требуют себе такой же статус автономии, который Баку вот уже который год, предлагает армянам Нагорного Карабаха и есть у Нахичевани. Все в рамках азербайджанского и международного законодательства.

В Азербайджане должны все-таки понимать, что талышское национальное движение — это неустранимый политический фактор и эту проблему надо решать миром и на основе справедливости. Талыши – это народ, который всегда вел автономный образ жизни, всегда обладал автономной государственностью или внутренним самоуправлением. Талыш всегда был важным стратегическим местом откуда начинались большие политические события, а талыши были активным участниками этих событий, которые меняли картину региона. Этот регион был важным стратегическим местом за всю свою историю, начиная с древних времен, средневековья и до наших дней. И сегодня талышский народ – это стабилизирующий политический фактор и твердо стоит против политической экспансии антироссийских сил в Азербайджане и является самым главным камнем преткновения перед ними.

К сожалению, в нынешнем Азербайджане закладывается основа еще одной большой межнациональной проблемы, с которой действующие власти не справятся никогда и все их действия еще больше усиливают сопротивление автохтонных народов. С каждым днем, все больше складывается такое впечатление что вся эта ситуация создается преднамеренно для создания взрывной обстановки в регионе, что может привести к плачевным результатам для Азербайджанской Республики. Мы же в свою очередь предлагаем прийти к приемлемому для всех решению данной проблемы, когда будут учтены интересы всех сторон. Мы убеждены в том, что будущее у страны может только через решение всех подобных проблем, и это является залогом гражданского мира и межнационального согласия.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

sagias
Карма: 34
09.07.2020 01:59, #41633
Президент России прав на счёт территорий созданных союзных республик. По этому же принципу, Россия сама должна аннулировать те договоры, которые нанесли территориальный ущерб Армении. По Московскому и Карсскому договорам от Армении отняли Нахиджеван, а партийным решением Кавбюро, что само по себе юридическая ошибка, отняли Карабах.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть