Пантюркизм в Азербайджане: талышефобия и русофобия на повестке дня

Мало называть себя многонациональной страной, надо реально поддерживать автохтонные народы
19 мая 2020  15:30 Отправить по email
Печать

Азербайджан - многонациональная страна, декларирующая что права народов и национальных меньшинств в этой республике полностью соблюдаются. Представители Азербайджана даже ставят в пику Армении ее мононациональность и иной раз используют этот аргумент в свою пользу.

Но следует понимать, что мало быть многонациональной страной, мало говорить о мультикультурализме, надо реально поддерживать автохтонные народы, проживающие в стране, а не просто заниматься декларированием того, от чего на самом деле в Азербайджане давно пытаются избавиться.

Баку очень болезненно и крайне неудачно и безуспешно реагирует на критику в свой адрес именно в этой сфере. Можно сказать, что это самое слабое место азербайджанских властей в информационной войне, где картонная линия обороны практически каждый раз пробивается критиками даже ниже среднего уровня.

И когда речь заходит о попирании прав талышей или какого-то другого этноса в этой стране, мы в ответ слышим толь слабые оправдания, типа того, что никто специально не нарушает права этнических меньшинств, а если в стране и нарушаются чьи-то права, то нарушаются они у всех граждан и выделять тут отдельно талышей или какой-то другой этнос или этническое меньшинства, совершенного неуместно. Но это в корне неверный и обманчивый подход.

Если мы будем подходить к проблеме именно с этих позиций, когда говорят, что «попираются права у всех граждан и не стоит специально выделять какой-то вопрос», то в таком случае если будет арестован журналист, политик, правозащитник, правовед или будет подвергнут каким-то другим преследованиям, мы не должны молчать и не говорить об этом, или выделять это и относить к какой-то отдельной личности.

Вообще где видано такое, что при аресте журналиста, кто-то говорит, «что в стране у всех есть проблемы, на всех давят и поэтому нельзя выделять какого-то журналиста»? Или же когда арестовывают известного оппозиционного лидера разве кто-то говорит о том, что «в стране под заключением не только этот оппозиционер, но и много других людей». Никто так не говорит, так как аресты журналистов, политиков или правоведов обычно связаны с их профессией, с их деятельностью, амбициями и устремлениями.

К примеру, когда в Азербайджане был арестован лидер партии «Республиканская Альтернатива» Ильгар Мамедов, то никто не уравнивал его с другими заключенными, так как это был особый случай преследования известного оппозиционера по политическим мотивам. И все об этом говорили и писали. Поэтому аресты и преследования представителей талышского этноса или других местных народов связаны с тем, что они поднимают вопросы, касательно нарушений национально-культурных и политических прав, связанных с этнической принадлежностью. Именно их деятельность в этом направлении и вызывает действие репрессивного аппарата азербайджанского государства.

Права местных, автохтонных народов нарушаются, и они не видят к себе такого же отношения, как к азербайджанскому большинству. К примеру, все информационно-образовательные средства для азербайджано-тюркской части населения на их родном языке. Телевидение, радио, школы, все на азербайджанском языке. Вместе с ними и русскоязычные могут также хоть и ограниченно, но пользоваться этими возможностями. Для других народов эти простые блага просто невозможны. Да и русский язык, существенно вытеснен из школ и из обихода, естественно при активном содействии пантюркистских властей.

Особенно это чувствуется именно в Талышском регионе, где постепенно ликвидируется русский сектор и можно сказать, сведен на минимальный уровень. Это делается в целях ограждения талышского населения республики от русского культурного влияния и также для ограничения доступа талышей в русскоязычную научно-политическую информационную среду, заменяя его низкоуровневой турецкой и местной.

Некоторые несведущие могут подумать, ведь в стране есть преподавание на талышском и лезгинском языках. Да, действительно часть людей хочет в это верить, а другая повторяет пропагандистскую дезинформацию властей. Так, в 2018 году представитель Администрации Президента Азербайджана Этибар Наджафов заявил, что в Азербайджане функционируют 108 школ, где преподавание идет на лезгинском и 225 школ, где преподавание идет на талышском языках.

На самом деле это в корне неверная информация. В Азербайджане нет ни лезгинских, ни талышских школ. В Азербайджане есть школы, где формально преподаются лезгинский и талышский языки. То есть, если бы в этих школах на талышском и лезгинском языках преподавались бы такие предметы как литература, история, биология, география и т.д., тогда слова Этибара Наджафова соответствовали бы действительности. На самом деле же в этих школах талышский и лезгинский языки всего лишь числятся как отдельные предметы школьной программы.Всего лишь числятся!

Тут уместно было бы отметить, что талыши в Азербайджане живут не только в Талышском регионе, но и на Абшеронском полуострове, в таких городах как Баку, Сумгаит, Хырдалан и др. населенных пунктах. По некоторым утверждениям, талышей по причине урбанизации на Абшеронском полуострове живет не меньше, чем в самом Талышском регионе. К примеру, в прилегающем к городу Баку, поселке Бина, больше половины проживающих являются этническими талышами. Население этого поселка по официальной статистике около 60 тысяч, а по неофициальным подсчетам в этом «Талыш- тауне» проживает более 150 тысяч человек. И это не единственный такой поселок с весомым талышским населением.

В столице страны и на всем Абшеронском полуострове по приблизительным подсчётам живет по меньшей мере 500 тысяч талышей, если не больше. На Абшероне проживает и немало лезгин. В силу этих причин талышские и лезгинские школы должны открываться не только в Талышском и Лезгинском регионе, но и на Абшеронском полуострове. Это исходит из реальных потребностей жителей указанных регионов.

Как мы отметили, на сегодня предметы талышского и лезгинского языка проходят в очень малом количестве школ, и то формально. В Талышском регионе эти предметы, в основном, либо заменяются уроками физкультуры или труда, либо же проходят на очень низком уровне со стороны тех же учителей физкультуры или труда. То есть процесс преподавания нисколько не отвечает никаким требованиям качества и временного количества. А те преподаватели, которые хорошо знают талышский язык и сам предмет, и относятся к вопросу преподавания со всей серьезностью, подвергаются давлению. Кроме этого, для преподавания предмета талышского языка нет никакой мотивации. Если в стране активные талыши подвергаются давлению и репрессиям, то очень мало людей захочет работать в этой сфере.

Другой проблемой является то, что в университетах не уделяется внимания исследованиям языка и культур других народов и этносов Азербайджана. В университетах исследований в этой сфере нет. Нет даже небольших курсов для развития преподавателей талышского и лезгинского языков. Государство неудачно оправдывает это тем, что в этой сфере нет специалистов. Это также в корне неверное и ложное утверждение.

Один из трех самых активных и известных специалистов талышского языка Новрузали Мамедов умер в тюрьме при невыясненных обстоятельствах, а по мнению многих он был убит. Другой специалист Гилал Мамедов был также арестован и подвергался давлению и насилию, а Фахраддин Аббасзаде лишен свободы и отбывает срок.

Есть достаточное количество специалистов по талышскому языку, чтобы Бакинский Государственный Университет мог организовать полноценную кафедру собрав туда по меньшей мере 10-12 из них и начать регулярную подготовку преподавателей и специалистов.

Не будем уходить далеко, можно привести в пример Ереванский Государственный Университет. Там всего лишь силами троих специалистов по талышскому языку идет профессиональное преподавание талышского языка. И это в Армении, а не в Азербайджане, где талыши являются местным, автохтонным населением. Кроме того, известно, что в России могут готовить специалистов по лезгинскому языку. Разве в Азербайджане это невозможно?

И если Азербайджанское правительство действительно хочет решить эту проблему, то почему бы не пригласить специалистов из России, которые могли бы содействовать развитию местных преподавателей? Все это показывает истинные намерения азербайджанского правительства. Азербайджанские власти не заинтересованы в развитии языка и культуры местных народов, наоборот они заинтересованы в их подавлении, которое проявляется даже в борьбе с самим именем «Талыш» и национальными фамилиями.

Несмотря на то, что национальные имена и фамилии являются одним из критериев права на самозащиту людей, в Азербайджане местные народы и этнические меньшинства не могут воспользоваться этим правом. Мы проводили более расширенные исследования и публиковали статьи об этом.

В настоящий момент в Азербайджане имя «Талыш» официально занесено в список запрещенных постыдных имен, от которых ребенок может испытывать моральный дискомфорт и вызывать насмешки в обществе. Примечательно то, что не запрещены такие имена как «Тюрк», «Гагауз», «Кипчак» или имена других народов. Запрещено именно имя «Талыш». Вместе с тем в стране за исключением граждан тюркского происхождения представители местных народов не могут выбрать окончания для своих фамилий присущие именно их народу. Гражданин вынужден выбрать окончание фамилии для себя и для своего ребенка из определенного списка и на каком основании он составлен никому не известно.

Заместитель председателя Терминологической комиссии при Кабинете министров профессор Саялы Садыгова открыто заявила по Общественному Телевидению страны, что имена, которыми называют детей должны пропагандировать азербайджанство. То есть, по ее словам, имя «Талыш» в числе других запрещенных имен не пропагандируют азербайджанство.

А в другом своем интервью она же заявила: «Почему мы должны называть своих детей такими русскими именами как Пётр и Павел»?

И после таких националистических высказываний этот человек все еще занимает руководящую должность, тогда как в нормальном государстве таких людей привлекают к уголовной ответственности за действия, направленные на возбуждение национальной вражды, унижение национального достоинства. Где-нибудь в цивилизованной стране или в цивилизованном обществе разе могут запрещают имена по национальному признаку?Но в Азербайджане такие люди получают должности, и их глупые, фашистские высказывания тиражируются в подконтрольных властям СМИ. Людей с таким мировоззрением на самом деле много в чиновничьем корпусе этой страны.

Другой проблемой для талышей и лезгин является отсутствие СМИ, телевидения, книжных издательств. То есть государство никак не оказывает поддержки для того, чтобы указанные необходимые средства для поддержания языка и культуры у местных народов были.

Консультативный Комитет Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств ПАСЕ в феврале 2019 года опубликовал новый докладу по Азербайджану. Первое главное замечание Комитета относилось к отсутствию в стране законодательства по защите прав национальных меньшинств. Второе главное замечание относилось к тому, что существуют помехи для функционирования радио и телевидения на языках национальных меньшинств. Кроме этого, особо подчеркивалось отсутствие поддержки государства печатному СМИ на языках местных народов, а также изучению языков автохтонных народов на университетском уровне.

В отчете также было отмечено, то, что граждане, относящиеся к талышам и лезгинам, в реализации своих прав сталкиваются с риском подпадания в группу подозрительных лиц, относящихся с сомнением к территориальной целостности Азербайджана. В докладе же Государственного департамента США от 2019 года, в части относящейся к Азербайджану говорится, что «в Талышском регионе на юге страны и Лезгинском регионе на севере страны, власти не позволяют местным народам издавать книги на своем языке».

Отчеты таких авторитетных учреждений как, ПАСЕ и Госдеп США по данной проблематике уже указывают на то, что существование проблем с реализацией национально-культурных прав талышей и лезгин не подвергается сомнению и является открытым вопросом.

Иногда в социальных сетях и в других медиа-ресурсах можно увидеть попытки обосновать такое отношение азербайджанского государства тем, что сами талыши и лезгины просто не заинтересованы в решении этих вопросов. Такие утверждения, мягко говоря, явно далеки от истины. В вышеприведенных примерах, ясно видно то, что азербайджанские власти занимаются нейтрализацией талышских ученых и талышской интеллигенции. Местные народы и этнические меньшинства платят налоги в государственный бюджет, но это государство не выделяет средства на сохранение культуры и языка этих народов.

Вместо этого государство выделяет большие средства тем же гагаузам в Молдавии и другим народам, которые не связаны с Азербайджаном ни общей религией, ни географией, ни историей, ни экономикой, разве что гагаузы говорят также на тюркском языке, если конечно азербайджанский вообще можно назвать полноценным тюркским языком. Генетически же православные гагаузы в существенном большинстве своем родственны македонцам, болгарами, сербам и другими балканским народам. Также, как и подавляющее большинство азербайджанцев не имеют тюркского происхождения, а имеют кавказское, иранское, арабское происхождение. И если убрать иранские и арабские слова из азербайджанского языка, то этот язык просто перестанет существовать.

К примеру, население Гагаузской автономии в составе Молдавии составляет 150 тыс. человек. Несмотря на то, что Турция и Азербайджан материально и политически поддерживают преподавание тюркского гагаузского языка, сами православные гагаузы предпочитают изучение русского языка. Азербайджанская сторона за последние 14 лет на открытие культурных и экономических объектов в Гагаузии, на издание книг для поддержки гагаузской культуры и языка, на строительство школ и культурно-образовательных центров выделила средства в пределах 150 млн. долларов.

Между тем, по данным ЮНЕСКО еще десятилетней давности, число говорящих на талышском языке достигало 1 млн., а на лезгинском в 500 тысяч человек. Отметим, что это только носители языка. Сюда не входят те, кто хочет изучить родной язык, но не имеет возможностей этого сделать, сюда не относятся те, кто считают себя талышами или лезгинами, но не владеют родным языком.

По другим усредненным данным число носителей талышского языка в мире на тот период достигало до 1,5 млн. Еще раз подчеркнем то, что это только те, кто владеют родным языком, а эта цифра с учетом того, что талышам на протяжении десятилетий не создавались условия для изучения языка, достигала только половины от общей численности талышей. Сегодня общая численность талышей в Азербайджане и в странах СНГ не меньше 1,5 млн человек. Самая большая община талышей проживает в России – около 300 тысяч человек. Больше половины талышей проживает в Иране, около 2 млн.

Для некоторых читателей будет интересно узнать, что талыши проживают также в Афганистане (провинции Балх и Герат), в Индии и в Пакистане. Подсчитать хотя бы приблизительно их численность на сегодня проблематично. К примеру, в той же индийской части Кашмира, в округе Бандипора (Бандипо - «подножие горы» на талышском), как заявлял немецкий ученый-исследователь Ернст Легар десятки сел говорят на языке очень близком к талышскому, а некоторые села говорят на чистом талышском языке. И это только в одной области, общее население которой достигает 400 тысяч.

В Азербайджане хоть и любят относить талышей к малочисленным этносам, занизив в своей официальной статистике до 112 тысяч человек, на самом деле можно смело утверждать, что это один из крупных иранских народов в мире, численность которого достигает по меньшей мере 4 млн. человек.

На гагаузском языке же, несмотря на материальную и политическую поддержку со стороны нескольких государств, говорят всего 180 тысяч человек. Но правительство Азербайджана, всё равно вкладывает миллионы долларов в эту автономию. Талыши и лезгины, которые принимали участие в строительстве этого государства, платят налоги, служат в азербайджанской армии, во время войны защищали и по сей день защищают территории этой страны, подвергаются преследованиям, арестам, всяким давлениям, их даже убивают, когда они начинают требовать свои национальные права и статуса автономии в составе Азербайджана.

Вместо того, чтобы прекратить эту фашистскую политику в отношении своих граждан, азербайджанские власти поддерживают язык и культуру гагаузов, народа не имеющего никакого отношения к Азербайджану и не приносящих никакой пользы этой республике. Более того, гагаузы не являются гражданами этого государства как талыши с лезгинами, и автономная Гагаузия не имеет никаких экономических и географических связей с Азербайджанской Республикой. Причем поддержка гагаузского языка и культуры делается за счет налогоплательщиков талышей, лезгин, татов и других местных, автохтонных народов, которым все всем этом отказано.

Мы, талыши, конечно не против сохранения и развития тюркоязычных гагаузов, не против их автономного статуса в составе Молдавии, наоборот мы приветствуем мудрое решение молдавского государства в отношении этого народа и поддерживаем сохранение самобытности, культуры и языка гагаузов и других народов, но Азербайджанская Республика должна в первую очередь поддерживать свои местные народы, а не народы, проживающие за три девять земель и не сделавших вклад в становление и защиту азербайджанской государственности. Мы тут говорили только о гагаузах, а ведь список можно продолжить.

Все это наглядно демонстрирует, то, что правительство Азербайджана проводит фашистскую, праворадикальную, пантюркистскую политику и подавляет местные народы. Мягко, говоря это можно назвать предательством и бесстыдством в отношении своих граждан, представителей автохтонных народов, которые в годы карабахской войны в руках с оружием защищали территориальную целостность страны. Но несмотря на это, Азербайджанские власти любыми методами показывают, что стоят на вражеской позиции в отношении к гражданам не считаются тюрками.

На сегодня потребность в преподавании талышского языка и культуры высока. Приведем некоторые примеры в доказательство этого. В России функционирует талышский yutube-канал «OTV». Канал занимается освещением талышской проблематики, занимается талышской культурой и языком. За последние 3-4 месяца, канал набрал свыше 1 миллиона просмотров. Вместе с тем за последние три месяца yutube-каналы и блоги, будь то в России или в других странах, освещающие талышские темы набрали около 5 миллионов просмотров. Эти цифры стремительно растут. Видео с выступлениями и интервью только по талышской теме российского стендапера талышского происхождения Идрака Мирзализаде набрали свыше 2,5 млн. просмотров. Молодой артист смог войти в десятку лучших российских стендаперов.

Написано и опубликовано также большое количество статей о талышской проблематике. Только за последние три года касательно политической ситуации в Азербайджане, и, в связи с этим, талышского фактора, талышской аналитической группой в российских СМИ опубликовано свыше 80-ти аналитических статей.

А вообще в российских и русскоязычных СМИ число публикаций по талышской теме в несколько раз больше. Это без учета того, что публикуется на азербайджанском и талышском языках. Не поддается подсчету большое количество статей, постингов, различных материалов касательно талышской тематики, опубликованных также в различных социальных сетях. За последние годы талышский вопрос переживает очередной информационный бум.

В общем хорошо видно, что талыши несмотря на все запреты, давления, преследования и угрозы, могут давать отпор, создавать темы, задавать повестку дня и тем самым держать долгое время талышский фактор на повестке геополитического проектирования и параллельно поддерживать свою культуру. В ответ на это азербайджанское правительство специально подвергает преследованиям тех людей, кто особо активно занимается талышским вопросом, радикализирует этих людей, а потом выставляет их как лиц, представляющих угрозу Азербайджану. Поэтому заявления о том, что талыши и лезгины сами не заинтересованы в решении этих проблем в корне не соответствуют действительности и направлены на поддержку националистической политики Азербайджанской Республики.

Национальные символы талышей как флаг, герб, гимн также воспринимаются в Азербайджане враждебно. Если в Европе и в России национальные символы местных народов узаконены и за это никого не преследуют, то в Азербайджане, ситуация иная. В этой стране разрешены только тюркские символы, любых тюркоязычных народов в мире, даже если эти символы являются символами сепаратизма в отношении других государств.

Так в 2018 году, поднявший в России талышский флаг Мирисмаил Мирисмаилов по приезду в Азербайджан был задержан по обвинению в терроризме, незаконном обороте наркотиков и разжигании национальной вражды. В Баку, в аэропорту имени Гейдара Алиева он подвергся насилию со стороны сотрудников правоохранительных органов. Интересно, то, что СМИ Азербайджана и правозащитники промолчали относительно этого случая. Не было никакой реакции. После того как в дело вступили правозащитники из России, Армении и международные организации он был выпущен на свободу. Но перед ним поставили одно условие – замолчать.

В разные времена государственные органы и связанные с государством СМИ Азербайджана проявляли свое агрессивное отношению к самому слову, даже топониму «Талыш», вообще к талышским топонимам, к талышскому флагу и другим символам. Это легко можно проследить путем поиска в интернет сети. Государство и связанные с ним учреждения любыми способами занимаются уничтожением или запрещают любые национальные символы, относящиеся к талышам. Вместо этого президент Азербайджана с гордостью поднимает и держит в руках флаг Стран Тюркского Совета, который на самом деле является флагом Тюркестана, другими словами Великого Турана. А депутат и председатель комитета по культуре Ганира Пашаева с гордостью поднимает и целует флаг Гагаузии. В интернет сети все эти фотографии доступны.

Таким образом, в этом вопросе, глава государства и один из известных депутатов страны, законодательная и судебная системы открыто демонстрируют свое неуважительное, оскорбительное отношение к талышам.

То есть, флаг гагаузского народа, который живет в 2 тыс. км от Азербайджана, для азербайджанских чиновников более свят и достоин уважения, чем национальные символы своих граждан талышской или лезгинской национальности.

Уместно было бы напомнить и то, что депутат парламента, глава комитета по культуре Ганира Пашаева известна своими резкими русофобскими высказываниями в адрес России на различных мероприятиях как в Азербайджане, так и зарубежом. На разных мероприятиях Россия обвиняется в бедах азербайджанского населения Карабаха, даже обвиняется в причастности к ходжалинской трагедии.

Даже в самой православной Гагаузии Ганира Пашаева организовывала антироссийскую пропаганду и организовывала поездки туда антироссийских деятелей. В той же Гагаузии она издала книгу «шаг за шагом Гагаузия» (addım- addım Qaqauz yeri), и в одном из стихов в этой книге проходят такие слова где Москва, объявляется неверным врагом, гяуром. Этим занимается не только Ганира Пашаева, которая кстати приближена к первому вице-президенту и первой леди Азербайджана Мехрибан Алиевой. Это хорошо организованная государством работа с привлечением антироссийских деятелей.

Кроме всего описанного нельзя обойти вниманием и то, что азербайджанские власти поддерживают праворадикальные организации, ведущие деятельность против местных народов.

В Азербайджане особо выделяются две организации, которые занимаются фальсификацией истории местных народов и ведут враждебную политику по отношению к ним вплоть до проведения кампаний по черному пиару.

Одна из них, это организация «Очаги Единого Азербайджана» (Bütöv Azərbaycan Ocaqları), которая создана при прямой материальной и политической поддержке государственных чиновников Азербайджана и Турции. Эта организация занимается пропагандой пантюркизма и выступает с территориальными претензиями по отношению к России, Ирану, Грузии и Армении. Организация также тиражирует пропагандистские статьи о проживающих в Азербайджане талышах, татах, лезгинах и других народах. Эта организация легко и свободно проводит различные мероприятия в разных регионах Азербайджана и получает информационную поддержку со стороны местных СМИ.

Другая организация – это «Кружок Мысли Ататюркиста» (Atatürkçü Düşüncə Dərnəyi). Центр этой организации находится в Турции. Эта организация, несмотря на то что сравнительно недавно прошла регистрацию, долгие годы функционирует в Азербайджане и поддерживается государством. Ее финансируют ультранационалистические круги Турции. На мероприятиях этой организации демонстрируется националистическая и враждебная позиция по отношению к местным народам и соседним государствам, и в первую очередь против Ирана и России. Несмотря на все это, организации такого рода свободно функционируют в Азербайджане, их никто не беспокоит, наоборот они получают сильную материальную поддержку.

С другой стороны, недавно в Азербайджане снова о себе заявил радикальный националист, пантюркист, русофоб, глава партии «Гражданской солидарности» и вместе с тем депутат парламента Сабир Рустамханлы. На сей раз он всем запомнился своим волчьим завыванием, которому обучал своего внука, демонстрируя пальцами серого волка, который является символом пантюркизма. Это видео быстро облетело социальные сети в Азербайджане и не только. Кстати, Сабир Рустамханлы хорошо известен в республике тем, что выступал за полный запрет в школах и без того сильно урезанного в школьной программе русского языка. Общеизвестно, что в Азербайджане нет действительных выборов, депутатов там назначают. Отсюда и следует делать выводы.

Уместно отметить, что другим уже «свежим» депутатом азербайджанского парламента стал еще один русофоб Эркин Гадирли из партии «Республиканская Альтернатива». Он широко известен в Азербайджане своими антироссийскими высказываниями. В прошлом году перед его назначением депутатом парламента, он во время выступления по Общественному Телевидению страны, назвал всех армян, то есть весь народ предателями, за то, что те воевали на стороне России, в первой мировой войне. Он также в своих выступлениях повторяет ложную риторику властей в отношении местных народов Азербайджана и этнических меньшинств.

К плеяде таких назначенных депутатов-русофобов и пантюркистов можно отнести заместителя спикера парламента Адыля Алиева, Фазиля Мустафу, Рауфа Арифоглу, Гудрата Гасангулиева и целый ряд других «народных избранников», которые поддерживают пантюркисткую и русофобскую риторику и естественно поддерживают политику правительства в отношении местных народов и этнических меньшинств.

Кроме этого, в Азербайджане по указу президента Ильхама Алиева, издаются сотни книг пантюркистского враждебно-ненавистнического содержания. Эти книги бесплатно рассылаются по различным библиотекам Азербайджана, Турции и даже Грузии. В последней стране уже явно видны тенденции к межнациональной вражде и сепаратизму, поддерживаемому Турцией и Азербайджаном, так что этот вопрос требует отдельной публикации. Книги такого рода появляются и в школах, с позицией отраженных в этих книгах можно столкнуться и в школьных учебниках.

Вместе со всеми вопиющими фактами дискриминации, государство также отказывается регистрировать организации, которые поддерживают культуру талышей, лезгин и других народов. А люди, занимающиеся этим делом, подвергаются гонениям и давлению. К примеру, организация Общественное Единство «Азери-Талыш» все еще не зарегистрировано.

После приобретения независимости Азербайджана некоторое время функционировал Талышский Культурный Центр, но позже регистрация этого Центра была аннулирована. Недавно созданный Общественный Совет Талышей Азербайджана так и не может пройти государственную регистрацию, государственные органы не отвечают на запросы этой организации.

Талышские сайты в этой стране либо блокируются, либо подвергаются хакерскими атакам по заказу властей. Каждый, кто углубленно занимается исследованием культуры и истории талышей подвергается различным давлениям со стороны государственных органов. Не ограничиваясь этим, азербайджанское правительство преследует талышей и за пределами страны и пытается мешать талышам организовываться вне Азербайджана. Но все это делается не явно и открыто, а закулисно и скрыто, так чтобы это не вызывало резонанс.

В ответ же на обоснованную и разгромную критику талышских активистов на недосягаемых для азербайджанского агитпропа авторитетных российских медиа ресурсах, некоторые местные бакинские «поселковые» сайты тиражируют угрозы и шантаж в адрес российского государства, размахивая перед носом России нефтяной трубой, уже мало кому нужной бакинской нефтью и застрявшей в сирийской, ливийской, курдской проблемах, да еще и испытывающей экономические трудности Турцией.

Все о это указывает на то, что политические кланы, управляющие Азербайджаном занимаясь пропагандой и защитой пантюркизма проводят репрессивную и националистическую политику по отношению к местным народам и особенно в отношении талышей, которых рассматривают как самую потенциально опасную силу, угрожающую их абсолютной власти.

Но судя по тому, как меняется мир, как меняются геополитические планы и проекты, всему этому безобразию в Азербайджане в ближайшие годы придет конец. Ведь назад пути у них нет, только вперед, в пропасть. Спасение же страны только в трансформации, переформатировании республики в новое состояние. Но об этом мы поговорим в другой раз.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть