Гайк Котанджян: Военная провокация Алиева была синхронизирована с мирной инициативой Медведева

Собеседник ИА REGNUM Новости - начальник Института национальных стратегических исследований Министерства обороны Армении, советник министра обороны Армении по вопросам военной политики и безопасности, доктор политических наук, генерал-майор Гайк Котанджян
21 июня 2010  12:18 Отправить по email
Печать

Доктор Котанджян, как вы соотносите отъезд президента Ильхама Алиева из Санкт-Петербурга сразу после трехсторонней встречи в Санкт-Петербурге с совпавшей по времени диверсионной вылазкой азербайджанских военнослужащих за линию прекращения огня в Карабахе?

Президент Ильхам Алиев поспешно покинул Санкт-Петербург после встречи с президентами Дмитрием Медведевым и Сержем Саргсяном по карабахской проблеме, инициированной главой российского государства, с тем, чтобы не отвечать, находясь на территории России, на вопросы о военной провокации, развязанной по его распоряжению на линии прекращения огня через несколько часов после трехсторонней встречи глав трех государств. Действующий в Азербайджане режим султанатского типа исключает несанкционированность подобной военной провокации, тем более приуроченной к целевой мирной инициативе президента России.

Примечательно, что очередная вооруженная провокация Азербайджана против Нагорно-Карабахской Республики синхронизирована не только с петербургской мирной инициативой президента Медведева, но и с посланием президента США Барака Обамы, недавно привезенным в Баку Секретарем по Обороне США Робертом Гейтсом, в котором также утверждается императивность мирного разрешения Карабахского конфликта.

Подобное пренебрежительное отношение к мирным инициативам президента России президент Азербайджана проявляет не в первый раз. Примерно год назад внимание общественности было обращено на заявление президента Азербайджана в Чаттам Хаусе о готовности начать войну за возвращение Карабаха, противоречащее незадолго до этого подписанной им Майндорфской декларации, инициированной президентом Медведевым.

Господин генерал, каковы, на ваш взгляд, перспективы перерастания воинствнных заявлений Ильхама Алиева в новую войну?

С учетом отсутствия какого-либо серьезного противодействия мирового сообщества демонстративной гонке вооружений, навязываемой Азербайджаном, с многократным превышением потолков ДОВСЕ нельзя исключить перерастание реваншистских призывов президента Алиева и замышляемых под его руководством вооруженных провокаций в новую войну в Карабахе. Катастрофическое воздействие подобной политики на региональную стабильность и безопасность очевидно - на примере известных трагических событий в Грузии.

В Брюсселе президент Саргсян говорил об обладании Ереваном оружия, которому могут позавидовать страны, многократно превышающие своими размерами Армению. Каковым может быть противодействие Армении в случае развязывания Азербайджаном новой войны в Карабахе?

Для ответа на ваш вопрос целесообразно применить в отношении войны с обычным вооружением подход, разработанный Секретарем по обороне США Робертом Макнамарой в период Холодной войны. Данный подход стал основой для формулирования стратегии сдерживания СССР и США и возглавляемых ими военных блоков от развязывания термоядерной войны с гарантированным взаимным уничтожением. Команда Макнамары данный принцип сформулировала как нанесение инициатору войны ответного "неприемлемого урона" (unacceptable damage).

Высоко оценивая целенаправленные усилия президентов России, США и Франции по мирному разрешению Карабахского конфликта, армянская сторона в то же время имеет все основания для предупреждения президента Алиева о том, что развязывание новой войны в Карабахе вынудит армянскую сторону - в соответствии с принципом Макнамары - нанести Азербайджану неприемлемый урон. И наши соседи по Восточному Закавказью должны по-трезвому осознать, что на вторую военную авантюру их властей в отношении легитимно самоопределившегося Карабаха этот неприемлемый для них урон будет нанесен безотлагательно - в полную силу.

Каковой может быть основа продуктивного применения триединства принципов "неприменения силы, свободного самоопределения и территориальной целостности" для разрешения Карабахской проблемы?

Основой для конструктивного сопряжения данных принципов может стать признание Азербайджаном, а также государствами - Сопредседателями Минской группы Россией, США, Францией юридического факта выхода Нагорного Карабаха из состава Азербайджанской ССР в соответствии с Законом СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". Данный юридический и политический факт должен стать основой внешней политики Армении.

Речь идет о принятии государствами - Сопредседателями Минской группы за основу своей посреднической деятельности факта неправомерности применения принципа территориальной целостности в отношении Азербайджанской Республики с рассмотрением в составе последней легитимно отделившейся в 1991 году от Азербайджана Нагорно-Карабахской Республики.

Итак, за основу мирного разрешения Карабахского конфликта следует принять юридический факт успешного проведения законосообразного референдума в Нагорном Карабахе 10 декабря 1991 года - до официального роспуска СССР в соответствии с Алма-Атинской декларацией от 21 декабря 1991 года - и создания на территории Аз. ССР двух независимых государств: Аз. Р и НКР. Легитимного референдума - приглашение к участию в котором азербайджанское меньшинство в 1991 году отвергло по указке властей Баку.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть