Олег Чубаров: "Большая тройка" против русских

10 февраля 2010  16:47 Отправить по email
Печать

"Почему нашему бизнесу так "не везет" на западе в последние несколько месяцев? - задается вопросом эксперт Института прикладного права и законодательных экспертиз Олег Чубаров в своей статье "Большая тройка" против русских". - Почему крупнейшим российским компаниям запрещают покупать известные мировые автомобильные и другие технологичные бренды, а западные правительства, недавно всеми силами стремившиеся привлечь русские деньги, закрывают перед ними двери? "Перестройка" кончилась и они больше не любят русских? Вероятно - нет, к тому же, в условиях кризиса к национальности инвестора присматриваться не принято. Просто в игру против России вступил один из самых мощных экономических и политических механизмов мира - американская промышленность. И было бы недальновидно игнорировать эту угрозу в дальнейшем".

"Целая серия удивительных событий: находящиеся поистине в бедственном финансовом положении европейцы, жаждущие инвестиций, как воздуха, отказывают флагману российских финансов "Сбербанку" в покупке "Опеля". "Сааб" в три приема никак не продается компании "Спайкер", потому что там есть серьезный русский капитал, был русский капитал и, наконец, были следы русского капитала. "Эрликон" - производитель пушек в прошлом и полупроводников сегодня - ускользает от одного из богатейших россиян, олигарха без пятен на репутации Виктора Вексельберга, - пишет Чубаров. - Не то, чтобы европейцы могли особенно выбирать: результат отказов в сделке - несколько тысяч уволенных сотрудников "Опеля" и несколько десятков тысяч европейских же работников "Сааба" и "Эрликона", которых ожидает, вероятно, та же участь. Европейские финансовые потери будут оцениваться в миллиарды евро в течение ближайших же месяцев".

"Что заставляет их так поступать? Есть вполне обоснованное мнение: Европу заставляет так поступать мощнейший мировой механизм, против которого не устоит ни одна из локальных экономик Евросоюза: автопром и, говоря более общо, промышленность США. Ну а она просто борется за жизнь, - уверен автор статьи. - Американские автогиганты, поставленные в результате мирового финансового кризиса на грань выживания, уже начали избавляться от своих активов в Европе. Желание освободиться от "балласта", когда сам корабль близок к тому, чтобы пойти на дно, можно понять, однако просто продавать европейские активы - значит самим создавать конкурентов, обладающих теми же технологиями, что и заводы "большой тройки" США. Поэтому, что бы не говорили представители автоконцернов, их цель - уничтожить подконтрольные им европейские марки. Действия в стиле "так не доставайся же ты никому" с точки зрения большого бизнеса оправданы и абсолютно логичны. Не случайно за спиной самых проблемных с точки зрения механизма продажи европейских брендов, которые вроде бы и продаются, но никак не достанутся ни русским, ни китайцам, ни индусам, стоят именно американские корпорации".

"Здесь принципиально важно понимать: ни запад, ни промышленность США не обеспокоены особенно утечкой технологий в Россию. Будем честными: еще долго "большую тройку" не будет пугать конкуренция со стороны, например, российского автопрома. Хорошие машины это в первую очередь не технологии, а культура производства, - поясняет эксперт. - А ее нельзя купить вместе с заводом и брендом, ее надо годами воспитывать и постригать, как английский газон, едва ли не столетиями. Тогда, может быть, из ворот наших автогигантов поедут "роллс-ройсы". Однако до тех пор лицензионные технологии - не панацея. Что действительно опасно для автомобильной промышленности США - так это конкуренты в лице европейских марок, как они есть: те самые "Опели" и "Саабы", которые производятся сегодня на европейских заводах. Они - настоящая жертва сложной комбинации, в которую вовлечен невольно и русский капитал. В качестве, правда, "козла отпущения". Ничего личного, просто большой бизнес, как привыкли его делать на "диком западе".

"Но как же американские владельцы планируют ликвидировать новых конкурентов? - интересуется вопросом эксперт Института прикладного права и законодательных экспертиз. - Ответ лежит на поверхности: надо продавать европейские марки так, чтобы их никто не смог купить. Надо обеспечить продаваемой марке солидный объем долга в рамках корпорации (и это тема для отдельного разговора), чтобы желающих купить было поменьше. Надо предложить потенциальным покупателям такие условия, чтобы те и думать не могли о сделке. Из тех, кто останется, большую часть необходимо отсеять по формальным признакам. Ну а оставшихся смельчаков придется просто топить всеми средствами. И очень хорошо и удобно, что среди них внезапно оказываются российские бизнесмены, с которыми можно связать отказ от сделки. Кстати, описана совсем не гипотетическая ситуация. Перед нами - едва ли не дословно, история сделки по продаже "Сааба". Несколько десятков претендентов на шведский бренд были отсеяны под самыми разными, подчас довольно странными предлогами. Владелец несколько раз менял финансовые условия продажи. И, наконец, когда "женихов" осталось совсем немного, настало время для самых решительных действий. Мишенью для них стал самый серьезный претендент: русско-голландский "Спайкер", владелец которого с "нашей" стороны - не нефтяной олигарх, не сын министра и не генерал ФСБ, а представитель серьезного международного банковского бизнеса - Владимир Антонов".

"Рассмотрим реакцию вроде бы заинтересованных в сделке сторон - американского продавца и европейского правительства, на русское предложение. Начинается кампания давления на российского инвестора - настоящая истерика в европейских и американских СМИ, к которой подключаются самые разные фигуры: от представителей "большой тройки" и "неназванные источники" в ФБР до членов шведского правительства. Русским в шведских, например, СМИ, в материалах о сделке с "Саабом", припоминают все, что угодно, вплоть до "холодной войны". Более того: информационная кампания распространяется и на российские СМИ. К сожалению, наши журналисты и "пиарщики" подчас достаточно нещепетильны, чтобы в погоне за бюджетом забывать о национальных интересах, - считает Чубаров. - Наконец, выход Антонова из сделки ставится условием ее заключения, более того, выдвигается угроза начала процедуры банкротства концерна. Сделка останавливается, дисциплинированный Антонов, возможно, и ради спасения "Сааба" от банкротства, выходит из акционеров "Спайкера", однако... покупки все равно не происходит! Теперь у продавца появились какие-то новые причины не любить покупателя".

"Спрашивается: причем тут русские? Ровно ту же ситуацию мы наблюдаем как с "Опелем" (с той разницей, что "Сбербанк" в незаконных финансовых операциях обвинить сложно), так и с "Эрликоном" (здесь правда в качестве продавцов выступает другая промышленная отрасль). Непонятным в этой ситуации остается вопрос: почему европейские СМИ и правительства так легко подыгрывают американской промышленности? Неужели связи между долларовой- и еврозонами (злейшие финансовые конкуренты) настолько сильны, что заставляют чиновников забыть о прямых интересах своих налогоплательщиков? - пишет эксперт. - Не разумнее ли было бы европейским брендам выступить с российским капиталом заодно, спасая и традиционные бренды, и рабочие места, а также обеспечивая "русским" площадку для развития?".

"В сложившейся ситуации особенно удручает реакция на происходящее российских СМИ, - считает эксперт, специалиста Института социального анализа Владимир Королев. - Для них совершенно необязательно выступать пятой колонной в отношении российского бизнеса, однако именно это и происходит. И если провокационные публикации в политической сфере можно объяснить политическими же мотивами, то информационные диверсии в отношении деполитизированного капитала, часто, приходится признать, объясняются исключительно финансовой ангажированностью конкретного издания или журналиста. Что плохо, потому, что именно так финансовая заинтересованность или незаинтересованное участие по "недомыслию" в чужой негативной pr-кампании на волне скандала или массовой истерики ведут к ущербу не только для конкретных коммерсантов, но и для России в целом".

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть