Путин грозится искоренить курение, но табачники не сдаются

2 октября 2010  19:55 Отправить по email
Печать

Премьер-министр РФ Владимир Путин обещает за 5 лет уменьшить число курильщиков в России на 15%, а пассивных курильщиков — до 50%. Производители, привыкшие к экстремальным условиям работы в России, не боятся, но считают, что такие меры приведут к увеличению контрафактного рынка сигарет, передает корреспондент ИА REX.

1 октября Владимир Путин утвердил национальную антитабачную концепцию, призванную снизить в РФ долю курящего населения на 15%. Документ, разработанный в соответствии с рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, предполагает поэтапное введение ограничительных мер, защищающих граждан РФ от воздействия табачного дыма.

Программа рассчитана на 2010-2015 годы, и на этот период правительство наметило решение целого ряда приоритетных задач. Как говорится в документе, опубликованном на сайте правительства, новная цель властей — «создание условий для дальнейшего постоянного снижения распространенности потребления табака среди населения» до 25%.

Кроме того, правительство попытается оздоровить нацию на следующих основных принципах: «главенство права граждан на обладание наивысшим уровнем здоровья, признание права граждан на свободный от табачного дыма воздух и на защиту от вредного воздействия табачного дыма», а также на принципе «приоритетности защиты здоровья граждан над интересами табачной промышленности».

Еще одна задача состоит в охвате антитабачной пропагандой 90% населения. По мнению авторов концепции, имидж табака как современного и модного атрибута жизни должен быть разрушен в сознании россиян. В то же время концепция нацелена на «создание положительного примера некурящей семьи». Будут внедряться «программы и технологии мотивирования лиц к отказу от потребления табака».

В соответствии с концепцией, на сигаретных пачках наряду с привычными надписями о вреде курения могут появиться жуткие «антитабачные» фотографии. Размещение графических и фотографических изображений нацелено на «повышение эффективности обязательных предупреждений о вреде для здоровья, описывающих пагубные последствия потребления табака». Причем производителям табачных изделий запретят пользоваться словами и словосочетаниями, вводящими курильщиков в заблуждение. В частности, на пачках нельзя будет размещать надписи, описывающие вкус сигарет («вишня», «яблоко», «шоколад», «мята») или их мнимую безвредность для организма человека («с низким содержанием смол», «легкие», «мягкие» и т. д.).

При этом основными мерами по защите населения от воздействия табачного дыма является введение полного запрета на курение табака в помещениях организаций общественного питания и в организациях, осуществляющих деятельность по оказанию услуг населению, в том числе развлекательных. Кроме того, курение будет запрещено во всех видах городского и пригородного транспорта, включая и воздушный транспорт, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов и аэропортов, в местах массового отдыха и большого скопления людей при проведении спортивно-зрелищных мероприятий, а также на рабочих местах. Впрочем, на переходный период в ресторанах, барах, кафе, развлекательных клубах, торговых центрах, гостиницах и транспорте дальнего следования планируется оснащение специальных «курилок» с эффективными вентиляционными системами. Ответственность за выполнение данных мероприятий возложена на Минздравсоцразвития РФ и МВД РФ.

Помимо этого, с 2011 года в России предусматривается введение полного запрета рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий. Документом предложены также различные экономические меры, которые, по мнению разработчиков, должны привести к ограничению потребления табака в РФ. В частности, до 2015 года предполагается поэтапно увеличивать акцизы на все виды табачных изделий до среднего уровня налогообложения данных изделий в странах Европы, входящих в ВТО.

Представители ряда общественных организаций не раз заявляли, что уровень акцизов на табачные изделия в России в разы ниже, чем в ряде европейских стран, однако противники резкого повышения налогов на табак говорят о риске резкого скачка розничных цен на сигареты, что может спровоцировать рост контрабанды этих изделий и подделок. «Ужесточение ответственности легально работающих табачных компаний может привести к тому, что на рынке увеличится доля контрафакта и контрабандных сигарет», отмечает Газета.ру. Издание напоминает, что об этом не раз заявляли в российском представительстве компании Philipp Morris. Полный же запрет курения в ресторанах и клубах, по мнению компании, ущемляет права курильщиков. В российских реалиях, считает директор по корпоративным отношениям «Бритиш Американ Тобакко Россия» Александр Лютый, запретами и ограничениями на ситуацию не повлиять, как и налоговым давлением на индустрию. А если в Россию начнет поступать нелегальная продукция, то каждые 10% «серого» рынка обернутся 20 млрд рублей несобранных налогов, добавляет Лютый. По его словам, даже в странах Европы власти далеко не всегда идут на поводу у антитабачников. Так, в Дании и Швеции запрет на выкладку табачных изделий на прилавок не принят из-за «отсутствия доказательств эффективности этой меры». Международная практика показывает, отмечает Лютый, что самым эффективным способом борьбы с табакокурением, особенно среди несовершеннолетних, является активная пропаганда здорового образа жизни на национальном уровне.

Ещё одним слабым местом антитабачной концепции эксперты считают низкую ставку акцизов на табак. В проекте бюджета на 2011-2013 годы табачные акцизы планируется увеличить к 2013 году почти до 12 рублей с пачки. Однако, как подсчитал глава КонфОП, один из лидеров антитабачного движения России Дмитрий Янин, это меньше минимальных европейских ставок. Магазины, в которых продаётся табак, Янин считает необходимым удалять от учебных заведений и объектов культуры, а продажу сигарет в ларьках и мелких магазинах — и вовсе запретить, сократив тем самым возможность покупки сигарет. Концепцию в целом он считает достаточно амбициозной, но выполнимой. «В США, по данным ВОЗ, сейчас 17% курящего населения, а было под 40%. Снижения доли курящих удалось добиться за 15 лет», — уточняет глава КонфОП. По его мнению, «закручивание гаек» на табачном рынке не приведет к росту доли «левой» продукции. В России, как отмечает Янин, пять табачных компаний занимают 99% рынка, а оптовая торговля сосредоточена в руках двух компаний. «Главы этих компаний — миллиардеры, они не заинтересованы в нарушении закона, а без оптовиков насытить огромную территорию России сигаретами невозможно», — заключает он.

Не безынтересно будет обратить внимание и на опыт других государств, пытавшихся решить проблему курения. Так, в Канаде, которая считается одной из самых жестких стран в отношении антитабачного регулирования, полностью запрещена реклама табака. Запрещено даже выкладывать товар на полки. Разрешается лишь держать его за специальными шторками или в специальных шкафчиках. Продавцы не имеют права сами предлагать сигареты покупателям или говорить, что в магазине появился такой-то сорт табачных изделий до того, как покупатель сам об этом не спросит. По этой причине табачные компании не могут продвигать на рынке никакие новые сорта сигарет — в результате ассортимент, который уже есть на рынке, не менялся последние пять-шесть лет. Однако курить меньше в Канаде не стали — теперь там процветает «серый» рынок табачных изделий. Зато местные индейцы из племени могавков активно занимаются контрабандой табака из США и на своих мини-заводах производят нелегальные сигареты, которыми и торгуют в своих резервациях. Любой желающий может приехать в такую резервацию и в специальных «табачных домах» неограниченно купить сигареты по цене в $10-15 за 200 штук, что в десятки раз дешевле расценок официальных табачных магазинов.

Российские блогеры также выражают сомнения в действенности вводимых антитабачных мер. «Практически все табачные фабрики России скуплены иностранными монстрами, а они всеми путями будут толкать курево в массы, не озираясь ни на какие концепции. А «кошмарить бизнес» — тем более иностранный у нас запрещено», — пишет chelovek-pauk. При этом многие из них предлагают свои, более действенные способы борьбы с курением, такие как «расстрел за сигарету», «в сигареты добавлять цианид», а блогер golopjatov, комментируя данное сообщение на сайте NewsLand, призвал «мочить курильщиков в сортире».

Напомним, что принятие антитабачной концепции в соответствии с требованиями ВОЗ планировалось ещё с 2005 года, и сегодня запугать табачников повышением акцизов, запретом рекламы и даже страшными картинками на пачках не так-то просто. Как раннее сообщало ИА REX, в службе маркетинга компании Philipp Morris заявили, что привыкли работать в условиях ежегодного повышения акцизов и сокращения возможностей для реализации табачных изделий. Иностранные табачные компании не только не жалуются на условия работы в России, но и наращивают здесь свое присутствие. 8 октября южнокорейская табачная компания KT&G с оборотом $2,5 млрд в год открывает в Калужской области завод по производству сигарет марки ESSE superslim. Плановая мощность первой очереди нового завода составит 4 600 млн единиц продукции в год. «Конечно, из-за запрета рекламы табака продажи сигает сократятся, но на короткое время. Тем более что наша компания меньше занимается рекламой сигарет — запрет рекламы табака повлияет на нашу компанию в меньшей степени», — не унывает директор по маркетингу компании KT&G Rus Квон Янг Ху.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть