Аналитик видит риски для бюджета РФ из-за падения цен на нефть

Риски для спроса на российское сырье связаны с возможной рецессией в мировой экономике
13 января 2023  15:18 Отправить по email
Печать

Риски для доходов федерального бюджета России есть не только по цене за баррель нефти, но и по объемам добычи, сообщила ИА REX руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.

По данным Минфина РФ, средняя цена нефти Urals в декабре 2022 года снизилась до минимальных с 2020 года $50,47/барр. При этом, по оперативным данным, приводящимся в западных СМИ (которые мы не можем верифицировать в силу отсутствия публикаций в официальных российских источниках), сократились и физические объемы морского экспорта.

Это стало результатом вступления в силу с 5 декабря эмбарго ЕС на импорт российской нефти, поставляемой морским путем, и одновременного введения странами G7 и ЕС ценового потолка, ограничивающего легальные возможности западных компаний перевозить и страховать перевозки российской нефти для третьих стран.

По данным Bloomberg со ссылкой на агентство Argus, в начале января цена российской нефти Urals в порту Приморска составила около $38 за баррель. При этом стоит учитывать, что Argus с ноября 2022 года изменило методику отражения цен российской нефти Urals – если ранее это были котировки CIF (Cost, Insurance and Freight), когда покупатель в составе цены оплатил страхование и доставку партии до европейских портов), то теперь цена нефти определяется агентством на базисе FOB в российских портах (при этом базисе расходы по страхованию и транспортировке нефти в цену товара не включаются).

При этом Минфин РФ пока по-прежнему использует котировки на базе CIF для расчета нефтегазовых доходов (НДПИ, НДД и экспортной пошлины на нефть). А цена Urals на базисе CIF в это время составляла около $52. Такое сильное расхождение цен CIF и FOB, а также расширение дисконта цены Urals к Brent до рекордных 37% связано с удорожанием фрахта и страхования после вступления в силу ценового потолка.

При этом в бюджет России на 2023 год заложена средняя цена Urals $70,10 за баррель. Как следует из матрицы Минфина, базовый уровень нефтегазовых доходов, который Минфин установил на эти 3 года в размере 8 трлн руб., достигается при ожидаемом нами среднем объеме добычи в этом году (10,1-10,2 млн баррелей в сутки) по цене Urals чуть выше $60.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Если цена российской нефти составит в этом году в среднем $50 за баррель (что соответствует уровню декабря 2022 года), то при объеме добычи 10,1-10,2 млн барр./с недобор по сравнению с заложенными в бюджет 8,9 трлн руб. составит 1,9 трлн руб., а по сравнению с базовым уровнем НГД (8 трлн руб.) – около 1 трлн руб.

Впрочем, пока ожидается постепенное повышение цены экспорта российской нефти за счет увеличения стоимости бенчмарка Brent по мере открытия экономики Китая и сокращения ценового дисконта Urals к Brent по мере адаптации к новым условиям. Прогноз цены Urals на этот год составляет $50-70 за баррель, хотя пока представляется более обоснованным ориентироваться на нижнюю часть этого диапазона ($50-60).

При этом риски для доходов бюджета есть не только по цене, но и по объемам, с учетом вступающих в силу с 5 февраля рестрикций на морской экспорт российских нефтепродуктов и отмечаемого Минфином «наличия рисков снижения фактических объемов экспорта газа по сравнению с прогнозными значениями».

Скорее всего, в течение 2023 года общее сокращение добычи в России может составить от уровня ноября прошлого года 1,2-1,5 млн барр./сутки, то есть к концу года объем добычи может сократиться до 9,5 млн барр./сутки.

Впрочем, не исключено, что результат может оказаться лучше, если спрос на российскую нефть со стороны Китая, Индии, Турции и других стран позволит перенаправить ранее поставлявшиеся в Европу энергоресурсы с меньшими потерями.

Риски для спроса на российское сырье связаны с возможной рецессией в мировой экономике на фоне продолжающегося ужесточения денежно-кредитной политики (ДКП) мировых центробанков, с новыми опасными и высококонтагиозными штаммами ковида или других вирусов, а также с возможной дестабилизацией на мировых финансовых рынках.

В случае недополучения нефтегазовых (а возможно, и ненефтегазовых) доходов, а также более высокого уровня расходов, дефицит бюджета может заметно превысить плановые 2% ВВП, впрочем, с учетом низкого уровня госдолга РФ (около 20% ВВП) и средств ФНБ, это все равно пока представляется вполне посильным.

Однако расширение дефицита бюджета создает дополнительные проинфляционные риски, что ЦБ не раз обещал компенсировать более жесткой ДКП.

Сократить дефицит бюджета теоретически можно за счет варьирования трех параметров – более слабый курс рубля (позволяет увеличить экспортные доходы бюджета в рублевом выражении), повышение налогов и сокращение расходов.

Однако вместо ослабления рубля Минфин и ЦБ начали продажу валюты (юаней) в рамках нового бюджетного правила, что при прочих равных условиях должно способствовать укреплению рубля. Относительно повышения налогов министр финансов Антон Силуанов в декабре говорил: «Если будут проблемы с поступлением доходов, то будем ли вносить налоговые поправки в следующем году на 2023 год? Не будем. Бюджет принят, основные направления налоговой политики тоже, вот в рамках них и будем действовать».

Однако Bloomberg, ссылаясь на некое декабрьское распоряжение премьер-министра РФ Михаила Мишустина и осведомленные источники, недавно изложило план «мобилизации доходов», предполагающий увеличение дивидендов госкомпаний и единовременные выплаты в бюджет производителей угля и удобрений.

Насколько это информация достоверна – трудно оценить, однако с 2021 года происходит постепенное фактическое увеличение налоговой нагрузки на конъюнктурные «сверхдоходы» сырьевых компаний – так, только дополнительный НДПИ от Газпрома в 2022 году составил 1,2 трлн руб.

Поэтому нельзя исключить подобные меры и теперь, особенно если низкие цены на нефть закрепятся надолго. Что касается сокращения расходов, пока это представляется труднореализуемым.

Как сообщает ИА REX, СМИ писали, что рост скидок на российскую нефть из-за санкций Запада несет новые угрозы для бюджета России. Их величина будет зависеть от уровня падения нефтегазовых доходов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть