Если Россия признает Косово, сербы превратятся в «балканских поляков»

Россия упрямо игнорирует тот факт, что политическая и деловая элита Югославии, а потом и Сербии формировалась под прямым и косвенным влиянием Запада
7 ноября 2020  09:54 Отправить по email
Печать

Анализируя причины, по которым Россия теряет влияние в Венесуэле, Евгений Примаков в начале 2019 года сказал: «Мы опять и опять, с упорством жадного до корма идиота, занимались подкупом элит, не обращая внимания на то, что они могут исчезнуть/смениться/поменять ориентацию… Каковы бы ни были элиты — они могут обеспечить контракты, и в этом смысле даже подкуп элит может быть полезен, но концентрация на такой политике не может снизить критические риски в случае больших потрясений. Такие риски может снизить позитивная репутация, которая формируется в массовой среде, на улице. Это не «подрывная работа» и не «поддержка оппозиции» — ни в коем случае, раз такой цели нет, это страховка».

Несмотря на то, что Сербия и сербский народ в целом принадлежат к европейской цивилизации, и поэтому сербские политические, экономические и общественные условия отличаются от латиноамериканских, эту оценку российского образа действий за границей из уст действующего директора «Россотрудничества» в основном можно применить и к Сербии. Влияние России в сербском обществе минимально, так как российское государство выбрало поддерживать коммуникацию только с правящими политическими элитами и деловыми верхушками на государственных предприятиях.

При этом Россия упрямо игнорирует тот простой факт, что политическая и деловая элита бывшей Югославии с 1948 года, а потом и самостоятельной Сербии (сначала скрытно, а с 2000 года и открыто) формировалась под прямым и косвенным влиянием Запада. И несмотря на такие невыгодные карты в руках, российское государство все ставки делает на эту элиту, чью «игру» не может эффективно контролировать. И поэтому рано или поздно ей придется обанкротиться в этой балканской партии покера.

С другой стороны, Россия уже три десятилетия почти полностью игнорирует «дар свыше», который неожиданно дал ей шанс быстро и без усилий восполнить свое почти вековое отсутствие в жизни сербского общества. Политическая и военная конфронтация всего сербского народа, проживающего на пространстве бывшей Югославии (Сербия, Черногория, Республика Сербская и бывшая Республика Сербская Краина) с политическим Западом, олицетворением которого является НАТО, в последнем десятилетии прошлого века породило у уже вовсю вестернизованного сербского общества сильное отвращение к западным идеологическим ценностям и культурной миссии. Уже сейчас можно сказать, что этот шанс Россия упустила, и поэтому ее влияние на сербское общество сегодня ничтожно и рудиментарно. В отличие от России, Западу, который очень серьезно вкладывал в сербские СМИ, культуру, образование и науку, удалось быстро нейтрализовать нехватку политического авторитета.

Благодаря многолетнему отсутствию российской «мягкой силы» в Сербии, положительное восприятие России среди сербских патриотов сегодня в основном держится на представлении о России как о последнем гаранте Резолюции 1244 СБ ООН и защитнице территориальной целостности Сербии в Косово и Метохии. Это восприятие крепкое, так как оно зиждется на позитивном стереотипе о России, которая уже много веков является защитницей православных сербов. Восприятие России как последней хранительницы Косово и Метохии пока удачно компенсирует живущий среди сербов негативный стереотип о России как о неконкурентоспособной стране, которая не может противостоять западному влиянию в культурной, медийной, экономической и политической сфере.

Потребность в более интенсивном присутствии российской «мягкой силы» в Сербии в последние годы привела к увеличению количества российских СМИ на сербском языке. По логике вещей, усиление российского медийного присутствия на Балканах должно сопровождать политическое наступление Кремля на этой территории, а не наоборот. Однако, обращаясь к сербской аудитории, российские аналитики непременно должны знать, что «мягкая сила» отдельно взятого государства зависит от двух факторов. Первое — в какой степени представителям «мягкой силы» удастся привести свои послания в соответствие не с доминирующей в тот или иной момент политическо-партийной позицией, а с нравами народа, к которому они обращаются. Второе — в какой степени представителям «мягкой силы» этого же государства удастся избежать за границей ловушек негативной контрпропаганды государств-конкурентов.

О том, какое место Косово и Метохия занимают в коллективном сознании сербского народа, свидетельствуют в том числе и новые опросы общественного мнения, чьи результаты разработчики концепции российской «мягкой силы» в любом случае должны учесть. В соответствии с результатами этих исследований аж 75% граждан Сербии посчитали бы признание сепаратистского Косово Белградом актом предательства. Идею обмена территориями (так называемого разграничения) поддерживает 15,8% граждан, в то время как предложение о признании независимости южного края в обмен на создание Сообщества сербских муниципалитетов и особый статус для сербских монастырей — всего лишь 20,4% граждан Сербии.

Что касается второго фактора — обхода ловушек негативной контрпропаганды государств-конкурентов, российская «мягкая сила» в Сербии сталкивается прежде всего с противодействием конкурентской англосаксонской «мягкой силы». С тех пор как Британия в 1837 году установила дипломатические отношения с молодым Княжеством Сербией, вся британская политика на Балканах состоит из целей, реализацию которых требовал от первого британского консула Ходжеса тогдашний глава министерства иностранных дел лорд Палмерстон: обеспечить привилегированное положение английской торговле и вытеснить любое влияние России. Уже много веков для англосаксов русофобия является основным способом пропаганды с целью ограничения российского влияния. В европейских славянских и православных странах, таких, как Сербия, население которых имеет самые тесные духовные связи с Россией, англосаксы уже десятилетиями используют старый, но весьма эффективный русофобский стереотип о российском государстве как восточной деспотии. Этот тезис должен сигнализировать балканским православным славянам о том, что для всех восточных деспотий, таких как (царская и советская) Россия, характерны вероломность и имперское себялюбие.

Учитывая то, что позиция большей части сербского общества совпадает с принципами Резолюции 1244 (в соответствии с которой Косово является неотъемлемой частью Сербии), если бы российский МИД по каким-то причинам перестал ссылаться на этот документ, это пробило бы невосполнимую брешь между сербским общественным мнением и российским государством. Такое решение сыграло бы на руку англосаксонской пропаганде, и сербский народ уже никто не мог бы разуверить в том, что Россия в 1999 году предложила принять Резолюцию 1244 только для того, чтобы за счет Запада обвести вокруг пальца тогдашнее сербское руководство, а не для того, чтобы сохранить суверенитет Сербии над Косово и Метохией.

Представителям российской «мягкой силы» недостаточно знать сербскую политическую и деловую элиту, чтобы сказать о том, что они знают сербский народ и его коллективный нрав. Если бы Кремль по каким бы то ни было причинам признал второе албанское государство на территории Сербии, Россия вступила бы в очень серьезную конфронтацию с сербским обществом. После вступления так называемой Республики Косово в ООН Кремль удостоверился бы в том, что связь элитами, как об этом сказал Евгений Примаков, не сможет обеспечить постоянное российское присутствие в Сербии.

Потеря положительного восприятия России в сербском обществе, которое связано с защитой сербского и православного Косово и Метохии, одновременно стала бы источником сильной русофобии в среде сербских патриотов — вчерашних русофилов-идеалистов. Так как признание Косово в восприятии большинства сербов отождествляется с предательством, Россия в сербском обществе была бы заклеймена как страна, которая участвовала в разделе Сербии. Поэтому не кажется необоснованным вывод о том, что такой шаг Кремля позволил бы англосаксам создать посредством своей пропаганды новых православных «поляков» на балканской части Интермариума. Это должно серьёзно беспокоить ответственных за российскую политику на Балканах.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (27):

mashtaba33
Карма: 790
07.11.2020 12:39, #43079
"православных «поляков» на балканской части" -

В Польше социализм всегда был инородным телом, борьба против которого опиралась на внутренние ресурсы и велась практически непрерывно до его крушения, а Югославия и Чехословакия, Болгария ввели социализм совершенно добровольно. Кроме того, Польша - это католическая страна, Запад сам был создан именно католической церковью. В этом смысле Польша, в отличие от атеистической, главным образом, Сербии, является частью Запада, естественной частью которого Сербия никогда не станет...Сравнение автора статьи очень глупое...
mashtaba33
Карма: 790
07.11.2020 13:35, #43081
В Чехословакии социализм после 1967 года, конечно, можно назвать - с некоторой натяжкой - принудительным, но и там ведь в 1968 собирались строить социализм с человеческим лицом...
07.11.2020 23:28, #43082
В ответ на комментарий mashtaba33 #43079 (07.11.2020 12:39)
Док, вот чччччё ты такое ... ладно, не буду выражаться, скажу культурно - тасссазать, говоришь, а?

Ну, вот, какая Польша - это, типа, часть Западной (?!?!?!) Европы, а?

Да ведь она даже географически находится на ВОСТОКЕ Европы, а не на Западе! Поэтому и принадлежит к странам ВОСТОЧНОЙ Европы!

И в отличие от чисто католических западных европейских стран - Франции, Англии, Испании, итальянских королевств и княжеств, германских княжеств, Дании, Голландии (правда, в большей части которых потом пошёл раскол и множение миллиона и маленькой тележки протестанстких сект), Польша ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛА ПРАВОСЛАВНОЙ!!! Вы сами предали Истину!!! И вот с этого момента как раз и началось метание Польши в попытке осознания - кто же такие поляки на самом деле! И до сих пор это метание продолжается! Поляки пыжатся и видят себя одними, а коренная Западная Европа считает их абсолютно другими - вшивыми задворками, которые приносят ТОЛЬКО одни проблемы и неприятности!
07.11.2020 23:29, #43083
Для Западной Европы Польша - это просто разменная монета в извечной борьбе с Россией, которая, на самом деле, для Европы является - не больше и не меньше - пятым колесом в телеге! Ну, или чемоданом без ручки - выкинуть непозволительно, потому что сейчас ( да и не только сейчас) является страной-буфером между самой Западной Европой и Россией, а тащить - тоже предельно тяжко, потому что из-за своей гордости поляки Европе создают кучу проблем, взять хотя бы именно то, что сейчас происходит в Польше! Вот и волочит её горемычная старушка-Европа, у которой уже у самой песок из жопы сыпется, скрипя зубами! А мы на это смотрим и только смеёмся, прикалываемся и ставки делаем - на то, сколько ещё сможет эта полумёртвая старушка тащить такую неподъёмную ношу!
07.11.2020 23:44, #43084
А статья-то, кстати, к наивеличайшему сожалению - абсолютная правда.

И ничё тут пока не попишешь и не поделаешь.

Одна надежда на то, что все ответственные структуры в нашем государстве ПОЛНОСТЬЮ пересмотрят концепцию продвижения нашей "мягкой силы" зарубежом, особенно, в очень нужных и важных для нас странах, среди которых Сербия стоит вообще на особом месте! Недаром, ИМЕННО ИЗ-ЗА СЕРБОВ Св.Страстотерпец последний Император Всероссийский Николай II вступил в I Мировую войну, АБСОЛЮТНО ОСОЗНАВАЯ ВСЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, что бы там кто о его "глупости" и "безволии" не говорил! ОН ЗНАЛ, ЧТО МОЖЕТ ЖДАТЬ РОССИЮ ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В ВОЙНУ - И АБСОЛЮТНО ОСОЗНАННО СДЕЛАЛ СВОЙ ВЫБОР!!!

И мы - идейные потомки дореволюционной России, прекрасно осознаём значение Сербии и нашего братства, прежде всего, по Православной вере, с сербами для Матушки-России!!!
mashtaba33
Карма: 790
08.11.2020 11:32, #43088
В ответ на комментарий МоняЗингельшухер #43082 (07.11.2020 23:28)
Мамон, душо моя (ты же теперь серб), географически в ЕС это считается центральной Европой,

"Польша ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛА ПРАВОСЛАВНОЙ!!! " - это ты попутал с Чехией, деточка, ну может ссылку дашь на дату перехода Польши в православие в каких-то солидных источниках"? Евреи часто выдумывают ахинею типа иудео-христианской цивилизации итд, - я не удивлен твоей теорией православной Польши... ну, про Германию ты мне не лялякай вообще, так как Германия при Гитлере это вообще не европейская цивилизация и культура... в 1945 произошла ее насильственная повторная европеизация и вестеринизация..
Для меня Запад не является каким-то клубом избранных в который желательно проникнуть, особенно теперь, когда вашим нарисовали победу...Польша (в отличие от Сербии и России) вообще-то участвовала во всех культурно-исторических процессах Запада: КАТОЛИЧЕСТВО, ЭПОХА готики, РЕНЕСАНСА, Просвещения, теперь вот влияние ЕС, МОЖЕШЬ РВАТЬ волосы в одном своем месте, но с этим ничего уже не поделаешь..
09.11.2020 10:41, #43093
В ответ на комментарий mashtaba33 #43088 (08.11.2020 11:32)
"Польша ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛА ПРАВОСЛАВНОЙ!!! " - это ты попутал с Чехией, деточка, ну может ссылку дашь на дату перехода Польши в православие в каких-то солидных источниках?»

Нуууу, щчо ж – осущчествим цэ такый малэнький эээээкскурс у истоооорию, люуууууба моооооя, хи-хи-хи-хи-хи-хи…

«На территории, входящие в состав современной Польши, христианство проникало с разных сторон: из Великого Моравского княжества, из Германских земель и из Киевской Руси. Вполне естественно, что польские земли, как сопредельные с Великой Моравией испытали на себе влияние миссии Св. братьев Кирилла и Мефодия. С расширением Моравского княжества Силезия, Краков и Малая Польша вошли в состав Велиградской епархии.

В 966 польский князь Мешко I принимает христианство, за чем последовало крещение народа. По преданию Мешко первоначально принял христианство восточного греко-славянского обряда, но после его женитьбы на саксонской принцессе, в Польше усилилось латинское влияние. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что еще до крещения Мешко на территории Польши существовали храмы, построенные в византийском стиле.

Ко времени крещения Руси земли по западной стороне р. Буга, где находятся такие ныне известные польские города как Холм и Перемышль, входили в состав Киевского княжества. В этих краях христианство усиливало свое влияние одновременно с распространением его в других русских землях.
09.11.2020 10:42, #43094
В XI в. на Западной Руси возникли два самостоятельных княжества - Галицкое и Волынское, которые в конце XII в. были объединены в единое Галицко-Волынское. В XIII в. при князе Данииле Романовиче княжество достигает своего могущества. В его столице - Холме - заботами князя была учреждена православная епископская кафедра. Дети и внуки князя Даниила сохраняли верность православию, но во второй четверти XIV в. род Галицко-Волынских князей в мужской линии угас. Две галицкие княжны были замужем за Литовским и Мазоветским князьями. Волынь попала во владения Литовского князя Любарта, который был верен православию, но с Галицией дело обстояло иначе. Сын Мазоветского князя Юрий II Болеслав был воспитан матерью в православии, но в последствии уклонился в католичество. Сделавшись галицким князем он, по наущению папы, теснил православных.

По смерти Болеслава его продолжателем стал польский король Казимир Великий. В середине XIV в. он завладел Галицией. Волынь, несмотря на призывы папы к крестовому походу против «схизматиков», Литовскому князю Любарту удалось отстоять. После присоединения Галицких и Холмских земель к польским владениям, положение православных здесь заметно ухудшилось. Православное население подвергалось различного рода дискриминации, стеснявшей возможность торговой и ремесленной деятельности.
09.11.2020 10:43, #43095
После вступления великого князя Литовского Ягайло в брак с польской королевой Ядвигой было положено начало объединения Польского королевства и Литовского княжества. Одним из условий брака стало обращение Литовского князя в католичество. Еще в 1385 г. Ягайло официально отрекся от православия, а через год после брака в 1387г. он объявил римо-католическую веру господствующей в Литве. Вскоре последовали стеснения православных. Наибольшие насилия происходили в Галиции. В Перемышле католикам был передан православный собор. На Городельском сейме 1413 г., подтвердившем соединение Литвы с Польшей, издан был указ, о недопущении православных к высшим государственным должностям.

В 1458 г. униатcкий Констанинопольский патриарх Григорий Мамма, живший в Риме, поставил литовско-галицким митрополитом Григория, бывшего в свое время протодиаконом у митрополита Исидора. К этому времени относится начало раздельного существования Православной Церкви в польско-литовских землях и на западе России. Григорий попытался утвердить в своем митрополии унию и воздвиг гонение на православное духовенство, но не нашел поддержки у польского короля и в 1469 г. сам присоединился к православию. Ягеллоны, впрочем, не желали покровительствовать Православию и охотно урезали его права и ослабляли материальное положение Церкви и верующих.
09.11.2020 10:50, #43096
«Политика королей в отношении к православной Церкви, - пишет Н. Тальберг, - имела двусмысленный характер. Смотря по обстоятельствам внешней и внутренней политики, они то относительно покровительствовали ей, то относились враждебно, никогда не упуская из виду заветной мечты скрепить политическую унию Литвы и Польши унией церковной».

В XV и XVI столетиях в районах, которые теперь входят в Люблинское, Белостоцское и Жешовское воеводства, большая часть населения исповедовала православную веру, или, как называли ее в официальных документах, «русскую веру», «греческий закон».

В Люблинской унии 1569 года политическая программа Городельского сейма получила свое завершение. Если до сих пор Польша и Литва находились лишь в конфедеративном союзе и имели свои отличные границы управления, то теперь Люблинская уния уничтожила самостоятельность Литовского княжества. Оказавшееся в составе Польши православное население Белоруссии и Западной Украины начало испытывать систематический гнет католицизма. Особенно тяжелым временем для Православной Церкви было правление польского короля Сигизмунда III. Этот воспитанник иезуитов, проникнутый крайними католическими воззрениями, ставил выше всего интересы Римского престола. Важнейшей своей целью король считал приведение всех своих подданных к подножию папы. Для достижения этой цели он применял всевозможные средства – и принудительные, и поощрительные.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть