Почему популисты так хотят многополярности в мире? – The Foreign Policy

Президент Сербии Александр Вучич выступил с резкой критикой Европейского союза.
27 апреля 2020  15:25 Отправить по email
Печать

Стремление популистски настроенных мировых лидеров и политиков добиться становления в мире многополярного миропорядка связано с их желанием получить большую свободу для политического маневра, в том числе для репрессий, пишут директор Института Гарримана при Колумбийском университете Александр Кули и профессор Джорджтаунского университета Дэниел Нексон в опубликованной 25 апреля статье для The Foreign Policy.

Когда в Европе обострился кризис, вызванный пандемией COVID-19, президент Сербии Александр Вучич выступил с резкой критикой Европейского союза, заявив, что «европейской солидарности не существует». Вучич назвал ее «сказкой на бумаге» и дал высокую оценку готовности Китая оказать помощь пострадавшим от пандемии странам. Даже итальянские политики, обычно поддерживающие ЕС, присоединились к своим популистским коллегам, критикуя Брюссель за его неспособность обеспечить страны — члены ЕС всем необходимым и приветствуя Китай, который поставил им крайне необходимые во время пандемии товары.

На фоне таких событий еще очевиднее становится то, что международный порядок находится на перепутье. Этому способствует целый ряд факторов, в том числе отсутствие лидерства со стороны администрации президента США Дональда Трампа, активные попытки Китая продемонстрировать преимущества своей внутриполитической модели и своей способности выступать в качестве поставщика международных клубных и частных товаров. Оказывает свое воздействие и вероятность того, что пандемия может стать причиной растущей популистской реакции против политического, экономического и культурного либерализма.

Эти факторы на самом деле не сильно отличаются друг от друга. Примеры Сербии и Италии подчеркивают важную, но часто упускаемую из виду связь между упадком гегемонии США и ростом популизма. Несмотря на важные региональные, культурные и политические различия, многие современные популисты придерживаются одной идеи — многополярности, то есть создания международной системы, состоящей из множества крупных держав, а не одной или двух сверхдержав.

В таком мироустройстве, в котором первоочередная роль принадлежит национальному суверенитету, а не либеральным правам и ценностям, они видят инструмент расширения своей свободы, поскольку когда те или иные потребности могут обеспечить много поставщиков, их можно стравливать друг с другом для достижения своей наибольшей выгоды.

Как утверждает политолог Ян-Вернер Мюллер, популистов во всём мире роднит особая форма политики персонализированной идентичности, которая направлена против элит в своей риторике и плюрализма в своей ориентации и подчеркивает их собственное моральное превосходство, отказывая их политическим противниками даже в простейшей легитимности. Популисты, оказавшись у власти, стремятся подорвать независимость политических, правовых и экономических институтов. Они захватывают аппарат государства, чтобы построить сети «патроната», обеспечивающие лояльность «клиентов», указал философ, имея в виду древнеримскую систему общественных отношений. Делают они это частично за счет «козла отпущения» — уязвимых групп населения и общин.

Популистская риторика и политика, таким образом, представляют собой отрицание важных аспектов либерального миропорядка, сложившихся после окончания холодной войны. Причиной такого отторжения является сочетание идеологических и инструментальных факторов.

Во-первых, идеологическое видение, предлагаемое большинством популистов, обычно рассматривает интернационализм как источник угрозы для политического сообщества. В правом популизме это видение находит выражение в идее о том, что современной политикой движет борьба между националистами и глобалистами. Таким образом, популисты подчеркивают первостепенную важность некоторой комбинации суверенитета, территориальных границ, национальной идентичности и культуры. Они обычно утверждают, что злонамеренные внешние силы прилагают усилия для подрыва этих основ общества.

Таким образом, сдерживание миграции, обеспечение защиты своим политическим «клиентам» от рыночной конкуренции и подавление деятельности финансируемых из-за рубежа неправительственных организаций является частью популистского инструментария для таких географически разнообразных лидеров, как президент Филиппин Родриго Дутерте, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

Во-вторых, для реализации своей политики популисты должны оградить себя от давления, которое на них могут оказывать с тем, чтобы заставить обеспечить защиту прав человека, соблюдения принципа верховенство закона, борьбы с коррупцией и поддержания внутреннего плюрализма.

Даже во время своей вершины в качестве гегемонистской державы в 1990-х и начале 2000-х годов Соединенные Штаты, конечно, не всегда последовательно применяли такое давление к другим государствам. Вашингтон часто активно поддерживал репрессивные режимы, особенно в рамках так называемой глобальной войны с терроризмом. Такое лицемерие, которое также разделяют и ведущие европейские державы. Тем не менее это не меняет того факта, что такое «либеральное давление» стало частью международного порядка, будучи внедренным в него посредством многочисленных договоров. Это также не меняет того факта, что США и другие либеральные великие державы часто оказывали — пусть и чаще просто риторическое, нежели действенное — давление на более слабые государства, ожидая от них соответствия своим либеральным политическим и экономическим ожиданиям. Как следствие популисты сошлись во мнении, что многополярная международная система будет наилучшим образом служить их интересам и поэтому должна приветствоваться и развиваться. По сути, они пришли к позиции, которую Россия и Китай заняли в 1997 году, против гегемонии и за разнообразие в международных отношениях. Они не отказались от этой позиции, даже несмотря на то, что президентом в США оказался правый популист, а его администрация продвигает аналогичное видение международного порядка.

Популисты склонны подчеркивать наличие новых внешних партнеров, обычно Китая или России. Такие популистские лидеры утверждают, что, в отличие от западных доноров, Китай и другие новые «патроны» не выдвигают навязчивых условий, таких как соблюдение прав человека. Тем не менее эти сделки включают непрозрачные схемы и «откаты», а также ожидания поддержки в будущем. Пекин, например, ожидает, что его партнеры будут поддерживать его внешнеполитические цели или, по меньшей мере, не станут критиковать его за несоблюдение прав человека или действия в отношении уйгуров в Синьцзяне.

В ответ на вспышки в Европе и Китай, и Россия устроили настоящее представление из поставок медикаментов, оборудования и отправки обученного персонала в Италию и другие пострадавшие страны ЕС. Они приложили особые усилия для продвижения собственного нарратива, согласно которому им пришлось вмешаться из-за того, что не справились США и ЕС. Но такие страны, как Китай и Россия, на самом деле часто не предлагают более выгодные, чем США и их союзники, условия.

Конечно, тот факт, что в Пекине сравнительно слабо беспокоятся о коррупции, является «фичей, а не багом» для некоторых игроков. Но это также говорит о том, что риторика хвалебного альтернативного покровительства иногда оказывается важнее реальности. Например, китайская помощь, которую хвалили итальянские политики, фактически не была гуманитарной помощью, будучи поставлена в рамках договора о закупках.

Важнейшая часть этого поиска альтернативных партнеров состоит в утверждении популистов, что их прагматичное сближение с нелиберальными или авторитарными государствами дает им более широкий круг партнерских отношений и международных сетей. Тот факт, что новые партнеры, такие как Китай и Россия, являются «авторитарными», становится чистым политическим преимуществом: сигналом о том, что популистские лидеры прагматичны и привержены защите национальных интересов — потому что они достаточно гибки, чтобы находить новых партнеров, которые могут доставлять товары.

Активное продвижение партнерских отношений — или, опять же, простой потенциал партнерских отношений — с новыми «патронами» также позволяет популистам более убедительно ставить под сомнение существующие соглашения и партнерские отношения. После распада Советского Союза США использовали свое положение в качестве единственной сверхдержавы для расширения своей сети отношений безопасности и альянсов по всему миру. Это включало не только расширение НАТО, но и, после терактов 11 сентября 2001 года, создание всеобъемлющего набора партнерских отношений в области безопасности и глобальных соглашений о доступе для оказания помощи в глобальной войне с терроризмом.

Выступление против встраивания в один курс с США, которые вместе со своими партнерами были тогда единственной силой, способной дать гарантии безопасности и других преимуществ, было чревато международными и внутриполитическими издержками. За некоторыми заметными исключениями, режимы делали всё возможное, чтобы оставаться на хорошем счету у Вашингтона, что, в свою очередь, способствовало созданию действительно глобального порядка безопасности во главе с США.

Теперь условия изменились, а часто — в значительной степени. Лидеры, и особенно популисты, теперь всё чаще рассматривают партнерство с Вашингтоном, некогда считавшимся ключевой опорой внешней политики, и его западными союзниками как сопряженное с огромным числом издержек. Очевидно, что военное партнерство и сотрудничество в области безопасности с США всегда были предметом политического спора, и не только в странах, управляемых популистски настроенными сторонниками многополярного мира. Разница сейчас в том, что элиты в большом числе очень разных стран фактически реализуют политику по дистанцированию от возглавляемого США порядка международной безопасности.

Наконец, ссылки на многополярность также облегчают популистам отказ от внешней, в основном западной, критики того, как они осуществляют внутреннее управление страной. Когда Запад занимал доминирующие позиции, даже автократы должны были соглашаться с вмешательством во внутреннюю политику своих стран, например смириться с наблюдателями на выборах, спонсируемыми из-за рубежа НПО и представителями западной прессы. Теперь, «подражая практике Китая и России», популистам гораздо проще запрещать или репрессировать тех же самых игроков, а также оправдывать свои действия как способы защиты своих национальных ценностей и интересов.

В конечном счете для небольших государств многополярный популизм может оказаться разрушительным. Одно дело использовать его, чтобы уменьшить внешнее либерализующее давление. Совсем другое — оказаться в ситуации, когда новые покровители потребуют «отплатить услугой за услугу». Так, хотя Пекин и защищает суверенитет как международный принцип, его практика по отношению к «клиентам» предполагает, что он будет использовать свои рычаги воздействия не менее принудительно, чем другие великие державы.

Ранее на сайте ИА REX: Возвращение «Миши» Саакашвили Киеву не поможет – National Interest

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (2):

Mstislav
Карма: 999
27.04.2020 16:30, #40806
"ПОЧЕМУ ПОПУЛИСТЫ ТАК ХОТЯТ МНОГОПОЛЯРНОСТИ В МИРЕ?"
Именно потому, что они популисты и для удержания себя во власти готовы изпользовать любые средства
Calm47
Карма: 68
28.04.2020 10:12, #40818
Не смотря на именитость авторов статьи, ее уровень предельно примитивен. Исходным является тезис о том, что система современного ультралиберализма является вечной и единственно верной. Для торжества этой идеи считается допустимыми давление и диктат в отношении всех, кто не разделяет идеал однополярного мироустройства. Всех их зачислили в популисты. Все конфликты в мире возникают от ошибочных желаний популистов. О существовании объективных законов развития авторы даже не догадываются. Согласно этим законам однополярная глобализация является тупиковым путем развития. То, что мы сейчас наблюдаем, это развал однополярного мироустройства. Согласно тем же законам развития идет процесс формирования многополярного мира. И процесс его формирования не зависит от того нравится это, или нет, есть ли желание формировать многополярный мир, или оно отсутствует. Диалектические законы развития прокладывают себе дорогу вне зависимости от воли людей. Все это было понятно и 10 лет назад. Многополярный мир не идеален, но через этот промежуточный пункт развития человечеству придется пройти.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть