Кому кризис, кому мать родная

Евро, доллар, огуречек – за все платит человечек
21 марта 2020  14:30 Отправить по email
Печать

Формальная или, если хотите, общечеловеческая логика совершенно не бьется с официальной логикой, особенно в период кризиса. В качестве примера можем рассмотреть нынешний, охвативший весь мир всплеск безумия, вызванного непонятно кем и как – то ли завезенным из США, то ли «сделанным в Китае», как, впрочем, почти и все остальное, – новым коронавирусом. Он уже привел к почти фатальным осложнениям для мировой экономики.

Масла в огонь этой истерии подлила разборка «по понятиям» - типа «кто в доме хозяин» российских и саудовских нефтебаронов по вопросу сокращения объёмов добычи нефти, в результате которой ее стоимость падает день ото дня с рекордной скоростью.

В итоге она все больше напоминает детскую игру, но с недетскими последствиями, под названием «кто моргнет первым» и сдастся на милость победителю, потому как бесконечно это откровенно демпинговое падение продолжатся не может. Есть разные мнения о том, у кого в этой игре более сильная карта – у России или Саудовской Аравии, но сейчас не об этом.

Меня как простого гражданина и – не побоюсь этого слова – обывателя в этой ситуации волнует прежде всего судьба моего собственного кармана, который, естественно, зависит от самочувствия родного рубля.

А с ним вот уже вторую неделю происходит нечто невообразимое – сакральный для россиян курс российской валюты по отношению к доллару пробил дно, причем, судя по тому, что происходит на бирже, готов поставить новые рекорды и опуститься еще ниже.

Некоторые предрекают, что он вполне может перескочить даже через казавшуюся еще недавно в условиях относительной стабильности фантастической планку в 100 рублей за доллар. Иными словами, назад в будущее по образу и подобию проклятых 90-х.

Более того, по оценкам специалистов, рубль чуть ли не сильнее всех валют мира «пострадал» в результате нынешней «панической атаки» рынка, успешно обойдя в этом беге назад в том числе и украинскую гривну. Да и вообще, как сейчас модно выражаться, по волатильности, а по-русски говоря, неустойчивости, он занимает предпоследнее место в мире.

Хуже дела только у мексиканского песо. Мексика, конечно же, совсем не банановая республика, но все же, господа, согласитесь как-то негоже, чтобы деньги нашей великой страны делят последнее место в антирейтинге с любителями «кактусовки». Как сказал бы известный кинотаможенник Верещагин, за державу обидно.

И вот тут, собственно, и возникает вполне естественный вопрос: а с какого перепуга вообще это происходит? То есть с какого перепуга понятно, но есть ли реальные основания для такой паники, которая приводит к столь резкому обесцениванию родной валюты. А получается, что с точки зрения нормальной логики ее нет. И наоборот – падать должен курс доллара, а рубль подниматься. Поясню на конкретных фактах.

Итак, вот три фактора, вызвавшие нынешнюю панику в мире: эпидемия коронавируса, которая вызвала резкие сбои в работе сначала китайской, а затем мировой экономики и падение цен на нефть.

Начнем с простого, хотя и пугающего: коронованной уже в пандемию эпидемии нового коронавируса Covid-19.

В Соединенных Штатах число заболевших уже исчисляется четырехзначными цифрами и продолжает расти. Подхватившие эту заразу есть во всех 50 американских штатах. Президент Трамп, как это бывает только в исключительных случаях, обратился к нации из Овального кабинета и ввел в стране чрезвычайное положение. На этот раз океаны, отделяющие Америку от остального мира, не очень помогли – вирус добрался и до нее.

В России, если верить официальной статистике, пока все не так плохо. Зарегистрированных носителей этой «чумы 21 века» около 250 человек – по крайней мере на момент написания этого материала, поскольку каждый день проявляются два-три десятка новых жертв.

Никакого чрезвычайного положения ни в стране в целом, ни в Москве пока никто вводить не собирается, хотя Россия географически гораздо ближе как к изначальному источнику заразы, так и тем европейским странам, где в настоящее время наибольшее число заболевших

Так что пока счет 1:0 в нашу пользу

Второй проблемой, вызвавшей всеобщую панику на рынках, стало резкое нарушение из-за эпидемии нормального ритма работы китайской экономики, обеспечивающей сегодня весь мир не только айфонами, но и куда более важной продукцией, от которой зависит нормальное функционирование многих отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Из-за беспрецедентного падения курсов акций ведущих компаний в США практически каждый день на нью-йоркской бирже объявлялись перерывы в торгах, что опять же, как и обращение президента из Белого дома, бывает только в исключительных случаях.

Но это не помогло, и в результате «черный вторник» сменила «черная среда», а в “черный четверг” падение биржевых индексов стало максимальным со времен печально известного “черного понедельника” 19-го октября 1987 года.

Трамп по сути дела сам выстрелил себе в ногу, заявив, что американская экономика «скорее всего» входит в период рецессии, то есть спада. Уже подсчитано, что потери от обрушения рынков превысили 7 трлн. долларов, и те достижения Трампа в области экономики, которых ему удалось добиться за три года президентства, практически полностью сведены к нулю. От американского президента ждали объявления радикальных мер по противодействию финансовому коллапсу, но не дождались.

Столь острая реакция американского рынка на китайский, пусть и временный, но все же коллапс вполне понятен, учитывая огромную зависимость экономики США от поставок из Поднебесной. По итогам 2019 года товарооборот между двумя странами составил 541 млрд. долларов, из которых экспорт из КНР в США превысил 418,5 млрд. долларов, в то время как США ввезли в Китай товаров лишь на 122,7 млрд. долларов.

А насколько зависима от Китая российская экономика? Картина получается совсем другая. В том же 2019 году товарооборот между Россией и Китаем составил 110 млрд. долларов. При этом китайский экспорт в Россию достиг 49,7 млрд. долларов, а наша страна поставила в Китай продукции на 61 млрд. долларов.

По оценкам специалистов, говорить о какой-либо зависимости российского рынка от Китая было бы неправомерным. По многим позициям товары «made in China» действительно по цене несколько превосходят конкурентов из других стран, но в целом найти им замену проблем не составляет. Относительно США такого сказать нельзя.

Так что же и по этому фактору счет получается 2:0 в пользу России.

Дисбаланс в торговле с Китаем отражает общую картину внешнеторгового дефицита США, который в прошлом году составил почти 617 млрд. долларов. У России этот показатель в разы меньше, при этом ее товарооборот с другими странами в течение двух предыдущих лет (2017-2018) демонстрировал неуклонный рост, и в том числе за счет не сырьевых товаров.

И чтобы покончить, наконец, с ненавистными лично мне цифрами, приведу сравнение еще двух показателей. Дефицит бюджета США по итогам 2019 финансового года достиг 984 млрд. долларов, что на 205 млрд. долларов больше, чем в предыдущем году. Что касается российского бюджета, то он сводится с профицитом, то есть его доходы превышают расходы.

И позволю себе привести последний, на мой взгляд, самый важный показатель – размер госдолга. Соединенные Штаты вот уже много лет по сути дела живут взаймы за счет других стран, в результате чего задолженность Вашингтона растет из года в год и в прошлом году пересекла через очередную красную линию в 23 триллиона (!) долларов – сумма, которую ни США, ни какая-либо другая, даже самая развитая страна мира никогда не сможет выплатить кредиторам.

А у России ситуация куда более благополучная. По итогам прошлого года задолженность государства перед иностранными кредиторами составила 69,3 млрд. долларов. Ситуация достаточно парадоксальная, поскольку считается, что впервые с момента введения санкций и обвала цен на нефть в 2014 году чистый госдолг России опустился ниже нуля.

Иными словами, если бы России вдруг понадобилось немедленно погасить все свои долги, это можно было бы сделать за счет одних только депозитов в Центральном и коммерческих банках.

И тут, как ни крути, счет получается вроде как в нашу пользу 3:0.

Последним, но, быть может, даже и самым важным фактором стали умирающие цены на нефть. По одной из версий этот головокружительный спуск по углеводородной «американской горке» был специально задуман для того, чтобы навсегда забить осиновый кол в производителей так называемой «сланцевой нефти» в тех же самых США, себестоимость добычи которой значительно выше, чем обычной.

Акции этих компаний резко покатились вниз на нью-йоркской фондовой бирже практически сразу и еще сильнее, когда цены на нефть, - а их демпингом откровенно занимается Саудовская Аравия, - пересекли ту самую черту, после которой занятие этим делом становится абсолютно убыточным.

Вполне очевидно, что для США эта ситуация оказалась более, чем болезненной. Группа американских сенаторов тут же направила саудовскому руководству письмо с требованием прекратить ценовой беспредел, а Белый дом уже пригрозил введением санкций против – кого бы вы думали, - ну, конечно же, России.

Грозить пальчиком саудовцам Вашингтон не осмеливается. И не столько потому, что Эр-Рияд является стратегическим союзником США на Ближнем Востоке. Дело в том, что Саудовской Аравии принадлежит более чем значительная часть американского госдолга.

И в американской столице еще свежа в памяти история, когда та открыто заявила о том, что предъявит гособлигации США к погашению, если они не перестанут связывать Эр-Рияд с терактом 11 сентября 2001 года. Президент Обама, бросив все дела, срочно полетел тогда в саудовскую столицу, чтобы не допустить развития событий в неблагоприятную сторону, поскольку такой демарш по сути дела мог привести к банкротству США.

Мало того, что его встретили в аэропорту совсем не по протоколу, а как руководителя какой-нибудь страны, используя выражение Трампа, из «задницы мира», так в итоге, видимо, сказали ему в лицо все, что думают, да так откровенно, что он поспешил унести ноги, даже не появившись на званном обеде в его честь.

Вопрос о том, кто в конечно итоге выиграет или проиграет от падения нефтяных цен достаточно сложный и однозначного ответа на него нет. У меня лично нет полной уверенности в том, что его зачинщики просчитали все возможные негативные последствия для России ссоры с ОПЕК.

Официальные лица разных рангов заявили, что у России даже при самых немыслимо низких ценах на нефть хватит внутренних ресурсов – золотовалютных запасов и накоплений ФНБ - на то, чтобы исполнить в следующие годы все свои бюджетные обязательства, и в том числе в социальной сфере. Правда, при этом они явно путаются в показаниях – одни как министр экономики Силуанов говорят про 6 лет, а другие про 10.

Подводя итог счету в нашей непростой игре, за последний сет я бы поставил 1:1, поскольку ни США, ни Россия от свистопляски нефтяных цен не выиграют, а похоронить производителей сланцевой нефти вряд ли получится – Вашингтон наверняка сохранит их на плаву с помощью господдержки.

Так что финальный результат получается 3:1, но все же в пользу России.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть