Почему вузы больше не являются основным поставщиком кадров для национальной экономики: мнения

Эксперт ИА REX рассуждают о современном состоянии российского образования
3 декабря 2012  10:49 Отправить по email
Печать

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил о том, что вузы больше не являются основным поставщиком кадров для национальной экономики. «Образование отныне является составной частью формирования человеческого капитала в стране наряду с другими процессами, например, такими, как миграция, сертификация, стандартизация. Основной целью развития экономики, сформулированной государством на ближайшие 10 лет, поставлено создание в стране 25 млн. новых модернизированных рабочих мест высокой производительности», — отмечает Песков.

«По оценкам более чем 100 экспертов, работавших над дорожной картой НСКК, вся система высшего образования в этой модели способна дать обществу от 4,5 до 6 млн. человек при наиболее благоприятных сценариях. Скорее, от 2 до 3 млн. человек. Миграция даст от 700 тыс. до 1 млн. До 15 млн. человек обеспечит переподготовка на базе бизнеса», — поясняет пресс-секретарь президента РФ.

Как можно понимать мысль о том, что вузы больше не являются основным поставщиком кадров для национальной экономики?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Дмитрий Песков прав в том смысле, что просто констатирует факт. Выпускники российских вузов уже не нужны не только Западу (где российские дипломы давно не котируются), а даже собственной стране. Это не является открытием, так как, закончив тот или иной вуз, эти дипломированные специалисты чаще всего работают не по специальности, это видят и знают все, и рано или поздно такая тенденция должна была чем-то закончиться. Это один из признаков того, что российское высшее образование — сирота; оно будет и дальше опускаться вниз во всех мировых рейтингах.

России как насквозь рыночному государству выгодно вообще не тратить силы и средства на подготовку кадров на своей территории, а просто приглашать уже готовых специалистов из-за рубежа. Это объективно даёт массу других преимуществ: не надо постоянно повышать зарплату учителям (все деньги теперь уходят на коррупционные министерства), не надо оснащать учебные заведения современным оборудованием, которое регулярно приходится обновлять, — возникает огромный финансовый плюс.

Так называемые «современные рабочие места», с их постоянным перепрофилированием, вообще не требуют многолетней профессиональной подготовки: даже цирковой медведь или обезьяна, после месячной дрессировки, смогут орудовать отвёрткой в автомобильном сборочном цеху, но не будут просить, при этом, ни денег, ни соцпакета, ни пенсий.

Лариса Бельцер-Лисюткина, культуролог, кандидат философских наук (Германия):

Эта так называемая «дорожная карта» не является сама по себе инновативной. Во многих странах подготовка специалистов происходит не только в университетах, но и на предприятиях. Конечно, на базе предприятия невозможно подготовить специалистов в области фундаментальной науки. Но получить солидное среднее специальное образование по многим отраслям производства не только возможно, но и необходимо. В экономически развитых странах производственные инновации опережают развитие рынка труда, реакции системы образования всегда отстают от реальных потребностей в специалистах на самых передовых фронтах производственного прогресса. Так что по самой идее «дорожная карта» ведёт в правильном направлении. Но вот возможность её адекватного воплощения в жизнь на основе той реальности, которая существует на постсоветском пространстве, вызывает сомнения.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Вузы отстают от жизни, если не занимаются прикладной наукой по хозтемам. Так было всегда даже при социализме, где лучшие умы отбирали в науку и оборонку. Тем более это выгодно при капитализме — зарабатывать умом вне вузаа. Особенно если в аудитории студенты не по стремлению к знаниям, а по какой-то национальной или социальной квоте и их больше интересует задняя скамья аудитории, чем передовые знания. И без зачистки в ВУЗах отбывающих там присутствие — в вузы идти кого-то учить всё равно, что под ликероводочный магазин или в банду повстанцев.

Неудивительно, что «высшие учебные заведения», теряя статус и «высших», и «учебных» и даже «заведений», будучи порой приложением к общежитию, не могут гарантированно обеспечить профессионалами, не имея даже права фильтровать непрофессионалов. И растёт роль иных аттестаций. Как во времена 100-летней давности, когда Ленин был вправе сдавать экзамены экстерном и сдавал их, занимаясь самообразованием «на производстве».

Есть риск, что если государство будет финансировать обучение кадров бизнеса, то средства пропадут зря. Но если государство направит бизнесу налоговые льготы на обучение кадров с начислением после проверки знаний — возможен оптимум между затратами и знаниями, причём практическими и полезными тотчас.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть