Россия живёт в ожидании перемен в системе высшего образования: мнение

16 сентября 2011  11:24 Отправить по email
Печать

В правительстве России всё чаще идут разговоры о сокращении приёма в высшие учебные заведения. У этой идеи есть и противники, и сторонники. Но большинство экспертов сходится во мнении, что вместо урезания мест, нужны грамотные прогнозы потребности в специалистах и развитие соответствующих направлений в образовании. По мнению журналиста Александра Белковского, решением проблемы может стать возврат к системе образования образца Советского Союза, которая даже на Западе признавалась, как одна из лучших. При этом он отметил, что в России наметилась тенденция перемен к лучшему в системе образования.

«И всё же это только часть проблемы. Многие забыли, что Советский Союз имел плановую экономику, которая оценивалась ЦРУ как вторая по мощности в мире. Правительство обязывало предприятия, учреждения, организации действовать в соответствии с централизованным экономическим планированием. Впервые в истории была создана планомерная организация всего общественного производства с учётом необходимых пропорций. Были созданы все предпосылки планомерного развития производительных сил. Сегодня с этим покончено, а сталинский лозунг „Кадры решают всё“ взят на вооружение во многих государствах мира, в которых ведётся целенаправленная подготовка этих самых кадров. Например, в Южной Корее без высшего образования у человека вообще нет шансов достичь достойного положения в обществе. Здесь образование нации поставлено во главу угла государственной политики», — рассказывает Александр Белковский.

При этом он считает, что постсоветским образованиям это не грозит.

«Сама система их государственного устройства способствует продвижению на руководящие посты серых личностей, и с каждой сменой власти эта серость увеличивается, приближаясь к критической массе, ведущей к коллапсу во всех сферах, в том числе и в образовании. Ведь любой образованный человек представляет для правящего режима потенциальную угрозу, следовательно, режим будет делать всё возможное, чтобы число таких людей было сведено к минимуму. В таких условиях сама постановка вопроса „Надо ли ограничивать прием в вузы?“ неуместна». Вузы давно превратились в коммерческие учреждения, и их абсолютно не интересует ни качество обучения, ни дальнейшая судьба выпускников. Слово «планирование» исчезло из преподавательского лексикона. Да и о каком планировании можно вести речь, если абсолютно все ведущие промышленные предприятия захвачены нуворишами-временщиками, одержимыми страстью к сиюминутному обогащению? Об агонизирующем малом и среднем бизнесе и говорить не приходится. Предприниматель — это, как правило, образованный человек, следовательно, он подлежит уничтожению в первую очередь«, — рассуждает Александр Белковский.

Он отметил, что вопрос о планировании количества нужных экономике специалистов в разных странах обширен. Существуют различные нормы и стандарты, которые соответствуют конкретным условиям того или иного государства.

«К примеру, в Канаде очень популярны студенческие программы, сочетающие теоретическое обучение со стажировками на предприятиях. Зарекомендовавший себя с положительной стороны стажёр, увеличивает свои шансы на получение хорошего места после выпуска. Государство заинтересовано в том, чтобы молодой человек получил достойное образование, а дальше все зависит от него самого. То же касается и США. После окончания академической программы студент имеет возможность пройти оплачиваемую стажировку по своей специальности в течение года (Optional Practical Training). При этом государство открывает широкие возможности для научной деятельности. Существует множество стипендий для студентов-магистров, в основном для программистов, математиков, физиков и химиков», — рассказал эксперт.

Он также подчеркнул, что все развитые государства позаботились о том, что сертификаты, дипломы и степени, полученные в их вузах, признавались во всём мире.

«И всё же народы нашего постсоветского Зазеркалья живут в ожидании перемен. Появились первые проблески во мраке. Например, в России подумывают о программе создания 25 миллионов рабочих мест, что, несомненно, положительно отразится и на системе образования», — резюмировал Александр Белковский.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в LiveJournal.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Подписывайтесь на ИА REX
Поддерживаете ли Вы введение более жёстких мер по соблюдению Режима самоизоляции?
57.1% Нет
Поддерживаете ли Вы проведение парада Победы 24 июня?
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть