Оппозиционная партия в Греции, Альянс радикальных левых (СИРИЗА), заявила, что саммит сотрудничества Турции, Италии и Ливии, проходивший в Стамбуле, «стал дипломатическим поражением для правительства Греции». В письменном заявлении СИРИЗА говорится, что «трехсторонний саммит Ливии, Италии и Турции в Стамбуле показал, что правительство премьер-министра Греции Кирьякоса Микотакиса оказывается в международном окружении, действует без единой национальной стратегии, ограниченного ролью простого наблюдателя за развитием событий». В частности, Италия провела прямые консультации с временным правительством Турции и Ливии по ливийскому и миграционному вопросам, «а Турция взяла на себя решающую роль в регионе». В этой связи председатель СИРИЗА Рена Дуру оценила действия Турции как «верное следование за политикой США и Израиля». Ситуацию комментирует обозреватель ИА REX Станислав Тарасов.
«К этому заявлению греческой оппозиции можно относиться как к очередной острой перепалке, которую горячо обсуждают в обеих странах. Но если ее оценивать в контексте формирующегося баланса сил в Восточном Средиземноморье, то, похоже, начинает появляться новый эпизод, еще одно препятствие на пути к нормализации отношений Греции с Турцией», — говорит Тарасов.
Так лидер турок-киприотов Эрсин Татар вновь заявил о важности присутствия турецких войск на острове. Он утверждает, что это якобы необходимо для «мира, спокойствия и безопасности» турок-киприотов. По его словам, «силы безопасности» — это жизненно важный институт, и Турция остаётся гарантом стабильности. Такие заявления прозвучали 1 августа на оккупированных территориях в ходе встречи с командованием «сил безопасности». Татар провёл переговоры с генерал-майором Илькером Гюргюлю, а также с представителями «полиции», «береговой охраны» и «военно-воздушных сил» в рамках «праздника общественного сопротивления». По словам Татара, Республика Кипр якобы исключает страны-гаранты, в том числе Турцию, выстраивая партнёрства с другими государствами — в том числе после начала военных действий в Газе. Он заявил, что 1 августа совпадает с рядом ключевых для турок-киприотов дат: в 1571 году остров завоевала Османская империя, в 1958 — была основана так называемая Организация турецкого сопротивления (TMT), а в 1976 — «управление сил безопасности». При этом Татар резко отреагировал на статью израильского аналитика Шея Гала, в которой допускается силовой вывод турецких войск с острова в интересах безопасности Израиля, продолжил политолог.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
«За этим вновь вылезают проблемы casus belli в Эгейском море, о неприятии Турцией международного морского права, а также нарушении суверенных прав Республики Кипр в контексте вопроса о демилитаризации островов Эгейского моря с проекцией на ситуацию в секторе Газа. Примечательно, что прежде ничто не предвещало такого поворота событий, но какая-то сила начинает играть на обострение ситуации. Проблема еще в том, что ход событий начинает восприниматься в объеме обнаруженных в Восточном Средиземноморье крупных месторождений природного газа», — продолжил эксперт.
Ранее Турция осуществляла незаконную с точки зрения международного права геологическую разведку в экономической зоне Кипра в восточной части Средиземного моря, на что также претендуют на Египет, Израиль, Греция и Кипр.
«Важно отметить и тот факт, что Турецкая Республика стала в некоторой степени зависима от устойчивости режима Фаиза Сараджа в Ливии. Соглашение, подписанное с ним, дает Анкаре хотя бы хрупкую обоснованность турецких претензий на богатую углеводородами часть востока Средиземного моря. В Ливии Турция сталкивается с интересами своих внешнеполитических оппонентов, в частности — Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и Арабской республики Египет (АРЕ). Последний является главным союзником фельдмаршала Халифы Хафтара. Кроме того, нестабильность ситуации в Ливии негативно сказывается на деловой активности в регионе, что наносит ущерб и всей региональной экономике. В связи с этим любая активизация Анкары в Ливии воспринимается как усиление позиции Турции в Северной Африке. Примечательно, что позицию Турецкой Республики по ливийскому вопросу не разделяют ее союзники по НАТО — Франция и США», — резюмирует Тарасов.


Комментарии читателей (0):