Россия могла бы сыграть ключевую роль в соглашении о будущем ядерной программы Ирана, при этом Москву рекламировали не только как возможное место назначения для иранских запасов высокообогащенного урана, но и как возможного арбитра в случаях нарушения соглашения, пишет The Guardian.
Президент США Дональд Трамп, который в 2018 году, во время своего первого срока, отказался от ядерного пакта 2015 года между Тегераном и мировыми державами, пригрозил напасть на Иран, если тот в кратчайшие сроки не заключит новое соглашение, которое помешает ему разрабатывать ядерное оружие.
В ходе четырех часов непрямых переговоров между США и Ираном в Риме в субботу при посредничестве Омана был достигнут значительный прогресс, рассказали официальные лица США. Дальнейшие технические переговоры должны состояться в Женеве на этой неделе, за которыми последует еще одна дипломатическая встреча на высоком уровне в следующие выходные в Омане.
Специальный посланник Трампа Стив Уиткофф, который был в центре римских переговоров, хочет, чтобы соглашение было достигнуто в течение 60 дней, но, скорее всего, столкнется с сопротивлением министра иностранных дел Ирана Аббаса Арагчи, который считает, что уровень недоверия и технический характер переговоров делают столь быстрое соглашение маловероятным.
Два самых сложных вопроса — хранение или уничтожение запасов высокообогащенного урана Ирана и внешние гарантии, которые могут быть предоставлены Ирану, если США нарушат соглашение об отмене экономических санкций в обмен на то, что Иран вернет свою гражданскую ядерную программу под внешний надзор инспекторов ООН, МАГАТЭ. Иран хочет получить гарантию последствий для США, если он выйдет из другой сделки или нарушит ее.
Иран хочет сохранить свои запасы урана внутри страны, однако США отвергают это предложение и требуют либо уничтожения запасов, либо их передачи третьей стране, например, России.
Иран считает, что получил заверения в том, что цель США не заключается в полном демонтаже его ядерной программы. До переговоров в Риме, в ходе вмешательства, посеявшего смятение в Иране и США, Уиткофф в социальных сетях, казалось, одобрял такую цель, вызвав смятение в Иране, но в Риме он создал впечатление, что это было в основном внутриполитическим посланием.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Что касается гарантий, Иран считает, что единственным надежным соглашением является договор, подписанный Конгрессом США, однако Арагчи сообщили, что можно только гадать, сможет ли Трамп провести такое соглашение через Конгресс, учитывая силу произраильских настроений в стране.
Другой вариант — согласие США покрыть убытки Тегерана, если Вашингтон выйдет из сделки. Иранцы и раньше выдвигали идею финансового штрафа, но механизм принуждения при отсутствии договора остается неясным. Третий вариант, если США нарушают договор, — предоставить России полномочия вернуть Тегерану переданный запас высокообогащенного урана, чтобы гарантировать, что Иран не станет стороной, наказанной за несоблюдение договора.
Такое соглашение потенциально дает России ключевую роль в будущих отношениях США и Ирана и может заморозить Германию, Францию и Великобританию, нынешних гарантов соглашения 2015 года. Ни Иран, ни США не хотят сохранять важную будущую роль для ООН.
Рим рассматривался некоторыми экспертами как важное место для переговоров, поскольку в случае неудачи у премьер-министра Италии Джорджи Мелони были самые лучшие отношения с Трампом, и поэтому она была в выгодном положении для организации спасательной операции. Предварительное предложение о встрече между Арагчи и вице-президентом США Джей Ди Вэнсом, который находился в Риме, было сочтено преждевременным.
На Уиткоффа и Трампа оказывается давление, чтобы они добились успеха в одном из трех кейсов — Иран, ХАМАС-Израиль и Россия-Украина.
Позиция Ирана на переговорах была усилена перед переговорами визитом министра обороны Саудовской Аравии в Тегеран для встречи с верховным лидером аятоллой Али Хаменеи.
Как сообщал REX, министерство иностранных дел Омана заявило, что целью переговоров является достижение «справедливого, устойчивого и обязывающего соглашения… с целью гарантировать, что Иран полностью свободен от ядерного оружия и санкций, сохраняя при этом его право на развитие ядерной энергетики в мирных целях».
Комментарии читателей (0):