Российские академики требуют закрыть кафедру теологии в МИФИ: мнения

«...преподавалась же в советское время История КПСС, наверное, в МИФИ. И не очень, думаю, мешала становлению учёных-исследователей»
11 июня 2013  11:59 Отправить по email
Печать

Более 90 членов-корреспондентов и академиков РАН подписали обращение с требованием прекратить деятельность кафедры теологии в Национальном исследовательском ядерном университете (МИФИ).

Сбор подписей под обращением продолжается, поддержать обращение можно на сайте democrator.ru - площадке публичного и открытого взаимодействия граждан и органов власти. Авторы представленного на сайте обращения заявляют, что появление кафедры теологии в политехническом вузе "противоречит мировой практике и является нелепым". По мнению ученых, "ядерная безопасность не может быть обеспечена с помощью теологии, а ядерные технологии требуют не веры, а сугубо научного подхода".В обращении также сказано, что "появление теологии в государственных научно-технических вузах воспринимается учеными и преподавателями вузов как знаковое событие, отражающее общую тенденцию нарастающей клерикализации общества", а "проникновение церкви в систему государственного образования трудно охарактеризовать иначе, как действия вне закона". Ученые планируют обратиться в Арбитражный суд с иском о прекращении деятельности кафедры теологии и домового храма на цокольном этаже главного корпуса МИФИ, открытого в 2010 году. В декабре 2012 года в знак протеста против открытия кафедры теологии из ядерного университета уволился физик Антон Буслов. В комментарии к заявлению об увольнении, опубликованному в его "Живом Журнале", говорится, что причиной ухода стало "открытие в структуре НИЯУ МИФИ религиозных подразделений". Кафедра теологии открылась в ядерном центре МИФИ 15 октября 2012 года, – сообщает sorvin.ru

ИА REX: Одобряете ли Вы закрытие кафедры теологии в МИФИ?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Церковь, к сожалению, сегодня перестала чувствовать общество, чем может навредить самой себе в стратегическом плане. Она не понимает, что яростное сопротивление различных адресных групп распространению религиозного образования – это давно уже не рецидив и не инерция коммунистических времён, просто по два раза в одном и том же виде ничего не возвращается.

Академики тоже допускают ошибку. Плетью обуха не перешибёшь. Им же ясно, непрозрачно дают понять, что такова политика государства. Поэтому кафедру теологии в МИФИ закрывать ни в коем случае не стоит, а стоит на порядок расширить присутствие данного формата не только в МИФИ, но и во всех других вузах.

Студенты, как представляется, тоже должны быть в этом кровно заинтересованы, т.к. лекции, особенно их начало и конец, теперь можно насытить иным смысловым и тематическим содержанием, не требующим особых интеллектуальных нагрузок. Студенты, принадлежащие к иным традиционным конфессиям, могут потребовать и для себя отдельные духовные кабинеты, они-то, чем хуже.

При этом ни один преподаватель не посмеет обвинить вас в нежелании получать профильные знания или незнании законов физики – теперь вы всегда сможете позвать на помощь наставника из теологического кабинета, который всех успокоит.

Академики – наивные люди, в том, что касается вневузовской, вненаучной жизни. И Ж. Алфёров, и В. Глазычев, и многие другие учёные уже как-то пытались адресовать эти вопросы к власти, но ответа так и не получили. Глупо поднимать аналогичную подписную кампанию на ту же тему – тем более с относительно небольшим, да просто неубедительным количеством подписантов.

Учёным кажется, что они нашли убойные аргументы в пользу своей позиции, заявляя, что религия не сможет обеспечить России ядерный щит. Любой представитель власти с улыбкой им на это ответит, что и футбол не обеспечивает такой защиты, и классическая музыка тоже – тем не менее, они так же важны для гармонично развивающегося общества.

С этой минуты академики сами подставили себя под энергетический удар высших сил, и защитить их теперь не сможет даже всё вместе взятое, придуманное ими ядерное оружие. Пока не поздно, им надо одуматься, покаяться и открыть на главной странице сайта НИЯУ «МИФИ» соответствующий раздел, посвящённый развитию традиционных конфессий в данном вузе.

Также следует иметь в виду, что часть академиков может как бы назло всем, с юношеским вызовом и максимализмом вступить в ряды нетрадиционных конфессий, типа Саентологической церкви Москвы или Свидетелей Иеговы, так как подсказчиков сегодня много. А то ещё кто-нибудь надоумит их увязать падение «Фобоса» с засильем клерикализма в профильных учебных заведениях. Но будем надеяться, что до этого дело не дойдёт, и академики придут к своим батюшкам с покаянием. Благо, идти тут недалеко – просто спуститься в подвал в своём родном вузе.

Александр Юсуповский, этнополитолог, кандидат философских наук:

Помогает ли вера в Бога профессиональной работе физиков-ядерщиков, я не берусь ответить однозначно. В конце концов, в Арзамасе-16 (Сарове) наличие монастыря, богатой православной истории работать ВНИИ экспериментальной физики не мешали. Или наличие в МГУ домового храма святой мученицы Татьяны. Если его наличие помогает сдавать экзамены или серьёзней относиться к учёбе, то я не против. Я бы вообще отделял символическое значение каких-либо фактов от их реальной функции и значения. А учёные реагируют скорее на символическое значение наличия кафедры. Ну, конъюнктура сейчас такая. А любителей бежать впереди прогресса с развевающимся знаменем всегда было более чем достаточно и среди учёных, включая физиков. Грустно, конечно. И вот мы наблюдаем, как освящают подводные лодки и полёты в космос. Качество от этого лучше не становится. Но не будем драматизировать и сверхреагировать. Это ж давняя российская традиция. "Колебаться вместе с линией партии". Но вот преподавалась же в советское время История КПСС, наверное, в МИФИ. И не очень, думаю, мешала становлению учёных-исследователей. А может даже учила конспектировать, структурировать тексты, выделять логическую структуру и многое другое, чего не умеют сегодняшние выпускники. Мы думали, что выкинули из вузов марксизм, а выкинули, оказывается общую культуру (включая методологическую) мышления. В жизни иногда так бывает: хочешь найти путь в Индию, а открываешь ...Америку. Уничтожаешь как вредителей воробьёв, а потом саранча и прочие насекомые поедают урожаи...

Так что кафедра теологии в МИФИ это, может и ужас конечно, но уж не ужас-ужас-ужас! Хотя тут руководство ВУЗа, кажется, перегнуло палку, и учёные резонно видят в кафедре ненужное пятое колесо в телеге МИФИ. Но важно отметить, что кафедра теологии в МИФИ, всё ж таки, не выпускающая профессиональных теологов кафедра. Скорее факультатив. Для расширения кругозора.

В отличие, например, от кафедр юриспруденции или менеджмента. В национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» выпускают эффективных манагеров и юристов? Которых у нас и так изрядное перепроизводство. Вот это меня, в отличие от уважаемых учёных академиков, повергает в не меньшую задумчивость. Зачем это нужно мне более - менее понятно. Использовать бренд МИФИ по полной программе. Но печально, что уважаемых академиков, протестующих против теологии, данный диссонанс не волнует и не возмущает. А по мне так пусть уж лучше физик получит порцию общей философской, этической и гуманитарной культуры (ибо писал же Козьма Прутков, что "Всякий специалист подобен флюсу - его полнота одностороння"), чем станет третьесортным менеджером. Теология - это дисциплина неоднозначная. "Теология освобождения", например, которую исповедовали и Уго Чавес и многие падре-деятели Никарагуанской революции, Сальвадора, Эквадора, Парагвая обладала прогрессивным социальным и гуманитарным зарядом. Всяко лучше, чем неолиберальный монетаристский менеджмент по увеличению прибылей из воздуха.

Я б не спешил отождествлять наличие кафедры теологии в МИФИ с выводами Филиппа Филипповича в "Собачьем Сердце" М.Булгакова: "Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха! Если я, входя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной получится разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах!"

Один из отцов нашего космоса Борис Раушенбах, работая в области ракетной техники, сделал серьёзный вклад в теорию перспективы в изобразительном искусстве, изучал, между, прочим, богословие. А в последней книге Бориса Викторовича «Пристрастие" он размышляет как над вопросами науки, так и над религиозными вопросами. Если бы кафедра богословия в МИФИ дала импульс хотя бы одному учёному масштабов Раушенбаха, то я бы выступил в её защиту - она уже этим оправдала бы своё существование. Но ведь не даст. Как и всякие другие непрофильные для вуза кафедры...

Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль):

Вообще-то, теология — это гуманитарная дисциплина, и в техническом вузе ей делать нечего. В гуманитарном же вузе может быть хоть целый факультет, наряду с историческим и филологическим.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (1):

ВАК
Карма: 47
11.06.2013 16:52, #6477
Кафедру теологии надо дополнить кафедрой теософии, а физику с математикой и прочими химиями, как науки зловредные, прекратить.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть