Союзного государства России и Белоруссии не существует: интервью с экспертом

25 июня 1996 года в Смоленске состоялась первая сессия Парламентского собрания России и Белоруссии, где было положено начало созданию Союзного государства России и Белоруссии, призванного создать для граждан более комфортные и свободные условия проживания и передвижения в рамках двух стран. Однако с тех пор создания Союзного государства так и не произошло. В чем причины невозможности окончательного создания Союзного государства? На этот и другие вопросы ответил Анатолий Локоть.
20 июня 2011  19:14 Отправить по email
Печать

25 июня 1996 года в Смоленске состоялась первая сессия Парламентского собрания России и Белоруссии, где было положено начало созданию Союзного государства России и Белоруссии, призванного создать для граждан более комфортные и свободные условия проживания и передвижения в рамках двух стран. Однако с тех пор создания Союзного государства так и не произошло. В чем причины невозможности окончательного создания Союзного государства? Какие цели стоят перед комиссией союзного парламента? Чего уже удалось добиться за эти 15 лет? Стоит ли ожидать пополнения союза новыми приграничными странами? На эти вопросы корреспонденту ИА REX ответил член Комиссии Парламентского собрания по экономической политике, член Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Анатолий Локоть.

ИА REX: Какие достижения были сделаны за 15 лет работы парламента Союзного государства?

Я всегда говорю, что сам факт подписания договора и существование структур и бюджета союзного государства уже само по себе является достижением. Сам факт реализации союзных программ, появление союзной собственности – это также серьёзное достижение. То, что не только не уменьшаются, но и увеличиваются прямые связи – это достижение. Во время кризиса происходило падение – мы достигали товарооборота до 34 млрд долларов, в последнее время по причине кризиса он снижался до 28 млрд долларов. Тем не менее, сейчас темпы опять возрастают. Но к сожалению, этот товарооборот касается лишь сферы энергоресурсов – прежде всего, я имею ввиду российскую сторону. С белорусской стороны мы получаем конкретную продукцию – это тракторы, грузовики, тягачи для военной техники. Как специалист, могу сказать, что в России происходят попытки перейти полностью на отечественную продукцию, но не получается: лучшая техника для нашего военного оснащения – это белорусские тягачи. Помимо этого, получаем также аграрные ресурсы. Взамен предоставляем Белоруссии нефть, газ, электроэнергию. Конечно, это в целом наши экономические достижения. Но мы говорим: «Союзное государство», а де-юре Союзного государства нету, несмотря на то, что существуют органы власти – Союзный парламент, исполнительная власть, бюджет, госсовет, куда входят представители обеих стран. Но нету государства, нету Конституции, и политически основной вопрос не решён – мы говорим об этом постоянно на всех пресс-конференциях и круглых столах. Был период, когда нам казалось: вот ещё 5 минут, осталось совсем чуть-чуть. В 2006 году было сказано, что мы точно мы выйдем на обсуждение и принятие, но… Всё опять замёрзло. Да, субъективный фактор. Да, взаимоотношения в руководстве обеих стран – кто-то кого-то не понимает, кто-то кому-то не нравится, но всё это – субъективные факторы. Объективные факторы есть – народы двух стран ждут, надеются и хотят. Белорусы даже говорят о смене поколений – уходит поколение, которое жило той ностальгией, и приходит молодёжь, не имеющая ностальгии, и важно, чтобы и они понимали важность и перспективу этого величайшего из всех реализуемых проектов в Российской Федерации.

ИА REX: В свете последних политических и экономических событий в Белоруссии какие изменения могут постигнуть Союзное государство и как могут на него повлиять?

Думаю, что на состоянии Союзного государства это никак не отразилось. Мы ехали на сессию с большой тревогой и боялись повторения времён 90-х годов в Белоруссии, как это было в России. Мы побывали там и убедились, что этого нет и не будет. Самое главное – работают предприятия. Да, рост цен, но эта ситуация должна быть контролируема, и сегодня белорусское правительство принимает ряд решений для того, чтобы ситуацию контролировать и удержать. Нельзя допустить той волны приватизации, точнее даже будет сказать, прихватизации, которая произошла в Российской Федерации. Производится регулярный шантаж с российской стороны в адрес белорусов: «Проведите приватизацию предприятий». Этот шантаж недопустим, и об этой недопустимости говорится в заявлении центрального комитета нашей партии: это двойные стандарты и это лицемерие по отношению к белорусам, и этого не должно быть. Белорусы удержали свою экономику, они возродили её и во многом развивают. В аграрном секторе – это признают все – Белоруссия достигла уровня, который на сегодняшний день превышает европейский.

ИА REX: Не планируется ли введения программы облегчённого поиска работы граждан одной страны в другой и программы по обмену кадрами?

На сегодняшний день существуют программы по обмену студентов. Сегодня существует большое сотрудничество между академиями наук. Вы бы знали, сколько существует совместных программ между Сибирским отделением академии наук с Белорусской национальной академией! Я был потрясён этому, и это было для меня открытием: сколько совместных исследований было проведено. Ведь это фундаментальные исследования, они проводятся с советских времен, и эти программы просто развиваются и продолжаются. Скажем, месяц назад в Новосибирске произошла выставка 80 предприятий из Белоруссии. Привезли всё – от сельхозтехники до сельской и промышленной продукции, продуктов ширпотреба. Меня попросили помочь найти выходы на университеты. Что касается целенаправленных программ – то мне кажется, что над этим надо подумать.

ИА REX: Какие препятствия существуют на сегодняшний день в рамках существования союза?

Самое основное препятствие – это решение политического вопроса и создание конституционного факта. Об этом мы говорим постоянно. Как только эта проблема будет решена и политическая воля будет проявлена, всё остальное начнётся, а так мы пока что буксуем на одном месте. Парламентское собрание? Да, но ведь мы не можем принимать законы, мы не являемся легитимным органом, мы не избраны. Есть желания, есть связи, есть воля народа, но де-юре государства нету.

ИА REX: Планируется ли полное открытие государственных границ между двумя странами и укрепление внешних границ двух государств?

Границ между Россией и Белоруссией не существует. Они есть только на карте. Вы можете преодолевать границу свободно: на границе ничего нету. А вот граница Союзного государства – на белорусско-польской, на белорусско-литовской границе. Причём, есть ряд программ по укреплению этих границ.

ИА REX: Желали бы вы принять кого-то ещё в рамки Союза?

Украина. Прежде всего, должно существовать само осознание необходимости этого вступления со стороны Украины. Мои корни – из Черниговской области. И там - на пересечении Черниговской, Гомельской и Брянской областей стоит памятник братским народам. Этот памятник – это символ, к которому надо стремиться.

Как ранее сообщало ИА REX, по мнению политолога Григория Трофимчука, главными причинами отсутствия закреплённого юридически Союза между двумя странами являются отсутствие яркой совместной политики и экономики. По заявлению журналиста, редактора службы новостей сетевого журнала "Полярная звезда", главной причиной отсутствия Союза является отсутствие желания, и в этом свете отношения с Белоруссией, в отличие от других стран, уходили в минус.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть