Кто-то задумал охоту на президентов?

24 марта 2011  20:34 Отправить по email
Печать

Возбуждение уголовного дела против экс-президента Украины Леонида Кучмы по убийству журналиста Гонгадзе — серьезный прецедент для постсоветского пространства. Между тем, в Израиле экс-президент Моше Кацав приговорен к семи годам тюремного заключения. Конечно, объем власти, которым он располагал, несравним с полномочиями президента на Украине, но и экс-президент Франции Жак Ширак тоже идет под суд за не такие уж и большие прегрешения, допущенные им, когда он был мэром Парижа. Ситуацию с привлечением бывших глав государств к уголовной ответственности обсудили эксперты ИА REX.

ИА REX: Означает ли это, что отныне за верховной властью в целом более не признается иммунитет от преследования в рамках гражданского судопроизводства?

Эксперт по вопросам европейской культурологи Лариса Бельцер-Лисюткина (Германия, Берлин) считает, что процесс демократизации идёт повсеместно, это никогда не кончающийся процесс: «Просто в разных странах, находящихся на разных исходных уровнях контроля общества над властью, он имеет разные формы. В России недовольство населения выражается в требовании демократического контроля над самим процессом передачи власти, в требовании демократических выборов, устранении препятствий для формирования партийно-политического спектра, элементарного соблюдения законности. В странах с традиционной демократической системой постоянно повышается ответственность за власть со стороны её носителей. Привлечение к судебной ответственности глав государств здесь становится нормальной практикой правоприменения. Что создаёт прецеденты, поднимает планку требовательности и оказывает воздействие на страны с всё ещё бесконтрольной властью, такие как Россия, арабский и африканский мир».

Политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук отмечает, что нельзя сказать, что в мире в целом процессы по привлечению бывших руководителей к суду протекают по некой общей схеме. «На Западе так было всегда (вспомним хотя бы Клинтона и Монику), до уровня их коррупции и разврата постсоветской территории ещё надо дорасти. В Украине так было всегда с момента обретения независимости. Здесь нет ничего нового и нет никаких тенденций», -подчеркивает эксперт.

Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков обращает внимание, что формально преступления бывших президентов между собой никак не связаны: «Экс-глава Израиля Моше Кацав отсидит семь лет за изнасилования, Жака Ширака будут судить за коррупцию, а Леонида Кучму подозревают в организации убийства. Судебные ветви власти Израиля и Франции вызывают меньше сомнений на фоне Украины. С ноября 2000 года в распоряжении Генеральной прокуратуры имелись прямые доказательства причастности Кучмы к убийству Гонгадзе, но дело так и не сдвинулось с „мертвой точки“. Поэтому сейчас в украинском обществе большие сомнения в том, что восторжествовала справедливость и верховенство права. Недаром эксперты задаются вопросом что это: злоупотребление властью или справедливое расследование?».

ИА REX: Способно ли общество судить главу своего государства, не примешивая к делу политику?

Лариса Бельцер-Лисюткина уверена: «Но если судят политического деятеля, то не примешивать политику невозможно. Сам факт такого судебного разбирательства является политическим. Он меняет традицию во взаимоотношениях разных ветвей государственной власти, меняет их удельный вес и сферу компетенции. Отдавать под суд бывших глав государств стали совсем недавно. Даже Никсона не судили, его только уволили с должности президента. Если бы Уотергейт произошёл сегодня, то президенту пришлось бы отвечать перед судом. По мере расширения демократического контроля над обществом, компетенция судебной власти по сравнению с политической постоянно возрастает».

Григорий Трофимчук считает, что если так будет в России, то в ней перевернётся мир, а потом она сама перевернёт полмира. «Российское общество исторически ментально судит своих руководителей, основываясь исключительно на политике. Одним чиновником дело здесь не ограничивается: гибнут всегда слоями. Поэтому действующая власть не тронула никого из предыдущих составов — ни Горбачёва, который так и не доживёт до земного суда, ни Ельцина, ни Гайдара. Если у власти и есть какая-то боязнь, то это боязнь влезть в эту сферу. Поэтому редчайший российский министр вылетает из власти навсегда, их никогда не трогают всерьёз, не забивают насмерть. Хорошие примеры — Касьянов, Немцов, которые имеют деньги, семейную инфраструктуру, развлекаются в общественном поле», — подчеркнул политолог.

По мнению Сергея Сибирякова, на постсоветском пространстве пока такое сложно представить. Хотя в Литве был прецедент с импичментом и отстранением от власти президента. Роландас Паксас президент Литовской Республики с 26 февраля 2003 до 6 апреля 2004 был снят со своего поста за коррупцию и нарушение законов, причем снятие проходило без революции, в скандально-парламентском режиме. Но до тюрьмы дело не дошло.

ИА REX: Эксперты отмечают (Выборы 2012: эксперты дали свой прогноз) что есть «атмосфера нервозности в вышестоящих кругах». Не связана ли эта нервозность с гипотетической возможностью несения в будущем уголовной ответственности российских правителей?

Как заявила Лариса Бельцер-Лисюткина, поводов для нервозности много: «Это и падающие рейтинги нынешних политических лидеров, и полное отсутствие у них каких бы то ни было политических стратегий, и их усталость от власти, исчерпанность и без того невеликого харизматического потенциала, нарастающий разрыв с реальностью, когда власть, не имея ответов на вызовы, её просто игнорирует. Мне кажется, что российские властные лидеры не допускают осознания того, что времена меняются и их могут посадить на скамью подсудимых. Они это вытесняют. Типологически это крайне инфантильные и примитивные личности».

Григорий Трофимчук считает, что нервозность" российского руководства связана не с внутрироссийскими выборами — это слишком мелко, а с судьбой страны в целом. «Страны, которую ставят под геополитический удар, которого избежать уже практически нельзя. По этой причине присутствует реальная общая нервозность у руководителей практически всего постсоветского пространства, и связана она с тем, что для любого из них в любое время Западом может быть организована своя персональная „Гаага“. И от этого спасения нет», — отметил эксперт.

Подводя итог обсуждению, Сергей Сибиряков заявил, что нервозность элиты вполне объяснима: «В условиях кризиса надо решать задачи эффективного управления экономикой страны. А ведь привыкли только к „распилам“ и „откатам“ и ничего другого не умеют. При этом приходится искать адекватные ответы на внешние вызовы. То Япония задает непростые вопросы по Курилам, то министр обороны США предлагает выделить „пушечное мясо“ для глобализаторов».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть