«Веселые Нотки»: Россия возвращает имперские позиции в искусстве

Создан Фонд имени Риммы Мишиной в честь телевизионной победы России
22 ноября 2018  11:00 Отправить по email
Печать

«На «Веселых Нотках» впервые в истории телевидения планеты дети запели песни на своих родных языках». Интервью с Президентом Фонда имени Риммы Мишиной – Екатериной Кирилловой

Корреспондент: Конкурс «Веселые Нотки» - телевизионный бренд советских времен, он уже в «золотом фонде», какой еще фонд ему нужен?

Екатерина Кириллова: Фонд радости, позитива! Фонд жизни вместе с песней! «Фонд имени Риммы Мишиной» создан в честь телевизионной победы России – Конкурса юных вокалистов и исполнителей популярной музыки «Веселые Нотки». Ни в Европе, ни в США подобного Конкурса юных вокалистов, да еще с таким размахом – весь СССР, в 1970-х-1980-х не было: благодаря Римме Мишиной впервые на телевидении дети народов России и СССР запели песни на своих родных языках. В преддверии финала Детского Евровидения в Минске, это особенно важно сообщить, ведь дети на Детском Евровидении исполняют песни на английском, и зритель, к сожалению, не может насладиться языком национальных культур исполнителей, ощутить, откуда они родом, где их «дом»!

Корреспондент: А зачем исполнителю популярной музыки – «народные мотивы», каждый выражает себя сам на интернациональном языке общения. Ну как турок поймет шведа или швед – русского? Только на английском..

Екатерина Кириллова: Тем более, когда не всегда турок представляет Турцию, швед – Швецию и «русский» (имея ввиду –все народы страны) – Россию! (улыбается) Это не ирония, это факт: на олимпийских играх, например, все тоже местами перемешалось. Команды формируются по принципу «хороший игрок», и страну представляют часто «игроки», которых покупают за деньги, а не жители страны. Но это глобальная проблема: мир уравнивается, смешивается, коммерцилизируется, традиционные национальные культуры уходят на второй план, ценности меняются местами, мы все – заложники «национальной уравниловки».

Корреспондент: А советские времена, когда появились «Веселые Нотки» – разве не расцвет «уравниловки»?!

Екатерина Кириллова: В большей степени – бытовой и духовной! Коммуналки, скудное жилье, питание. Храмы порушены и поруганы были, религиозная культура убита. Идеология выхолащивала слабый дух, но сильные сопротивлялись и шли вперед! Римма Мишина – автор и создатель легендарных «Веселых Ноток» - держала удар, идеологию не впускала ни в свой дом, ни на телевизионную площадку, так что духовный стержень свой никому не дала сломить. Поэтому и получились «Веселые Нотки», завоевавшие народную любовь! Родоначальник всех детских вокальных конкурсов на российском, тогда советском телевидении – «Веселые Нотки» кардинально отличались от всех детских вокальных конкурсов, которые захватили власть в телеэфире с середины 1990-х и некоторые продолжают ее держать.

Екатерина Кириллова
Екатерина Кириллова
Корреспондент: То есть, Вы считаете, что в теме «детские вокальные конкурсы на телевидение» сегодня нет достойных проектов?

Екатерина Кириллова: Смотря, что вкладывать в понятие – «достойный»? Для Риммы Мишиной достойный телевизионный продукт, как теперь говорят, включал в себя: профессионализм в подаче материала и визуальном воплощении, подлинный фундамент, глубину содержания, оригинальный формат, атмосферу – без нее конкурс не получит зрителя, а значит, рейтинга, а значит – жизни! Профессиональные ключи к визуальному воплощению, к «атмосфере» Римма Мишина получила еще во время учебы во ВГИКе на режиссерском факультете (Мастерская Л.М.Кристи). Но «атмосфера» закладывалась еще в детстве, на ее родине – в Волгограде (Сталинграде), у широкой русской реки Волги, где она родилась, выросла, получила первое образование, начинала телевизионную судьбу (работала два года диктором телевидения).

Эмблема Фонда имени Риммы Мишиной
Эмблема Фонда имени Риммы Мишиной
Атмосферу черпала, когда ее еще девчонкой оставляли в Орловке – родовом гнезде ее предков-казаков по линии рода мамы, когда бабушка, Мария Васильевна, наряжала Римму и водила в Храм Архангела Михаила, когда денно и нощно слышала она многоголосные разливанные казачьи распевы и впускалась в пляс во время народных гуляний и свадебных застолий, когда любовалась первыми всходами полей и радовалась осеннему щедро-рожденному урожаю - награде людям за их труд, ожидание и терпение.. Все это было подлинной «атмосферой», наполнявшей и питавшей душу.

Что касается телевидения. По-настоящему «атмосферных» программ, конкурсов, к сожалению, почти не осталось. Но если деловой, рекламный, игровой или вычурно-богемный стили может «проглотить» или «выплюнуть» взрослый зритель, то на детях – это не пройдет! Их психика не выдержит фальшь, бесконечные состязания с неудачными финалами (выигрывают то – единицы, а проигрывает - большинство), долгие встречи и короткие проводы, звездный дождь, который обещают, но который никак не может пролиться.

В большинстве детских программ, которые залетают сегодня на взрослые телеканалы, - дети развлекают взрослых. Наверное, по-другому на взрослых телеканалах нельзя, но детей жалко. Вспоминаются слова Риммы Мишиной: «Душа ребенка – чистый колодец. Его сердце – яркое пламя. Его мысли – всегда добрые. Его поступки – всегда в ауре света, если рядом тот, кто верно управляет его судьбой. Берегите, защищайте, спасайте, наших детей!»

Корреспондент: Как покорили Советский Союз «Веселые Нотки»?

Екатерина Кириллова: Сегодня рейтинги любой программы заранее просчитываются. С «Веселыми Нотками» все шло естественным путем. Конкурс вырос из 15-ти минутной передачи, которая завоевывала зрителей и участников по нарастающей: сначала Москва и Московская область, потом отдельные города России, вся Россия и наконец, весь СССР, все 14 союзных республик (теперь – стран СНГ и членов Евросоюза) влились в «географию» «Веселых Ноток». Мешками приходили письма в Детскую Редакцию.

«Веселые Нотки» завоевали подлинную народную любовь, поэтому - огромные рейтинги, конкурс продержался в эфире около 30 лет. Даже в 1990-х, когда идею начали растаскивать, как все в стране, - они перезапустились с названием «На Балу у Золушки» и стали еще масштабней и зрелищней. Оба конкурса были не просто профессионально, с большим вкусом сделаны, сняты и смонтированы, - в них жила «атмосфера» - самое дорогое, что сегодня на телевидении на вес золота.

«Веселые Нотки» были единственным, самым масштабным проектом Детского вещания Гостелерадио СССР, абсолютно народным по духу, во-первых, потому что могли достучаться до каждого ребенка вне зависимости от того, пройдут его голосовые данные на первый, второй и все последующие туры или нет. Конечно, дети отбирались, но очень корректно, к ним просто приезжали «в гости» (бесконечные командировки Р.Мишиной по всей России и СССР), никакой публичной отборочной гонки, и если вокалист или исполнители не дотягивали до нужного уровня, то давались рекомендации, и предлагалось приехать на Конкурс на следующий год.

«Веселые Нотки» были открыты абсолютно всем: со сцены Концертной студии «Останкино» начинала свою карьеру шестилетняя Кристина Орбакайте, а следом могли выступить: ансамбль «Каломыйки» из глухого села Дусино (Западная Украина), «Амгинские березки» из далекого поселка Амга (Якутия) и другие дети, о которых никто никогда не слышал и не знал. Кстати, Кристина Орбакайте «честно одержала свою первую победу на «Веселых Нотках», разделив ее вместе с казачьим ансамблем «Сорванцы» из Краснодарского края» (со слов Риммы Мишиной). «Веселые Нотки» были поистине народным и очень демократичным проектом.

Корреспондент: «Веселые Нотки» - это СССР. Интернациональным языком был русский. Почему принципиальной позицией Риммы Мишиной – автора и создателя Конкурса - было исполнение песен детьми на своих родных языках? Это ведь шло в разрез с государственной политикой тогда?

Екатерина Кириллова: Именно так. Независимый нрав, самодостаточность главного человека на проекте сделали свое дело. Римму Мишину ценили, она была личностью, к которой прислушивались и с которой считались. Высшую режиссерскую категорию тогда давали единицам, ее нужно было заслужить, Римма Мишина заслужила. Пение песен детьми на свои родных языках - было не просто позицией Риммы Александровны, это было ее завоеванием!

Первыми были мы: Россия, Москва, Детская Редакция и Римма Мишина, которая хотела не просто показать на весь мир, какая у нас огромная страна, представляя детей, поющими на своих родных языках, - для нее было важно, чтобы каждый ребенок осознавал и гордился своей «малой родиной», местом, где он впитывает народные истоки, мелодику языка, культуру. И несмотря на то, что «Веселые Нотки» были конкурсом популярной музыки, - Римма Мишина просила вокалистов и поющие коллективы, а иногда настаивала на том, чтобы они обязательно привозили в Москву песни, инсценированные в народном духе, исполняли их в национальных костюмах. На это было очень интересно смотреть.

Корреспондент: Но прошло много лет, неужели ни один телевизионный конкурс так и не принял эстафету «Веселых Ноток»?

Екатерина Кириллова: Не приняли эстафету по многим причинам, и слава Богу! Во-первых, в 1990-х рухнул «железный занавес», на Россию, как ураган, обрушилась свобода, сметающая все на своем пути. «Веселые Нотки» были международным Конкурсом, объединяющим детей разных национальностей, абсолютно интернациональным по духу, но русским по атмосфере, которую Римма Мишина берегла, поскольку конкурс родился в России – на ее родине. Кроме того, она охраняла целомудрие детей, красоту естества поющего ребенка в кадре. А со свободой к нам с запада хлынули ценности, которые перечеркнули почти все, что было.

Информационная база «Веселых Ноток» была распотрашена, контакты, которые собирались в течение 30 лет в далеких и порой, изнурительных командировках, оплачиваемых государством, - попали в чужие руки. Время было «смутное». В начале 90-х ни интернета, ни телефона не было, поэтому контакты «Веселых Ноток» были «золотым фондом», без которого ни один аналогичный проект не смог бы быстро реализоваться и встать на ноги. Ими воспользовались, у детей появились другие площадки, и многие звезды, вышедшие из «Веселых Ноток», которых зафиксировали телекамеры, - произносят сегодня, что они вышли из «других» проектов. Специально не называю фамилий, так как территория «Веселых Ноток» всегда была дружественной и примиряющей.

В связи с неблагоприятной атмосферой в середине-конце 1990-х оригинальный формат мирового класса (его создали мы за 30 лет до Детского Евровидения) «Веселые Нотки» (проект был не лицензионным, а оригинальным!) стал не востребован, у аналогичных конкурсов появилась «претензия на эстраду» (Р.Мишина), многие стали в чем-то повторять проекты, появившееся к тому времени на Западе, и преемственность, о которой так мечтала Римма Александровна, - не состоялась.

Более того, идея, как многое тогда («бери, что хочу»), была приватизирована и растаскана, но глубина, содержание, стиль, атмосфера «Веселых Ноток» осталась в памяти народной. Дети то выросли, а их было великое множество – «поток детей», пласты нескольких поколений. Буквально вчера в «Останкино», на «Седьмом небе» встретились с ансамблем «Горошинки» из города Грозный – участниками «Веселых Ноток».

Корреспондент: Как же Фонд имени Риммы Мишиной собирается все это возрождать?

Екатерина Кириллова: Очень многое сделано: в течение 10 лет собирался и продолжает собираться архив «Веселых Ноток». К сожалению, первые передачи 1970-х с популярными ведущими В.Ухиным и С.Жильцовой – ушли в небытие. Почему Гостелерадиофонд не сохранил их – вопрос, на который еще предстоит ответить! Программы не могли не сдаваться в главный телевизионный архив в стабильные брежневские времена. Конкурс готовился три месяца, у него была огромная смета, специально строились и создавались вручную декорации, у каждого оригинала должна была быть копия. Где все это? С 1980-ми проще, многие записи удалось собрать, ведь выпуски записывались на видеомагнитофоны, выпускавшиеся уже в те годы.

И самое главное – восстановлена драматургия и символы пилотного выпуска «Веселых Ноток» по воспоминаниям и рассказам Риммы Мишиной. На основе этого пилота, анализа программ за три десятилетия, а также записанных интервью с Риммой Александровной, - учредителями Фонда – Мишиным Д.Б. (Генеральным Директором) и Кирилловой Е.Б (Президентом) зарегистрирован в РАО сценарий-правопреемник «Веселых Ноток» - «Веселые Нотки – ХХI век». Планируется презентация проекта и его перезапуск в 2019 году. Ведутся активные переговоры с телеканалами.

Корреспондент: И какой же телеканал станет «обладателем» телевизионного бренда «Веселые Нотки»?

Екатерина Кириллова: Переговоры ведутся, это не простой процесс. Но уставные цели Фонда – огромны. Будет создан пилотный выпуск, и мы сможем тиражировать, а значит, продвигать идеи Риммы Мишиной в телевизионный эфир. Кстати, это могут быть не только раскрученные телеканалы России и Москвы, но и региональное телевидение, а также частные телевизионные каналы и не только в России. Предложений много и мы открыты для всех. Вместе с тем, - мы пока терпеливо ждем ответа от государственных российских телевизионных компаний, ведь Конкурс создавался государством (тогда не было Закона о СМИ и телевидение было в прямом смысле государственным, выполняющим его заказ) и Риммой Мишиной, у которой проект созревал много лет, начиная с середины 60-х годов. Тогда наша семья жила на Краснопрудной в ведомственном доме от Министерства путей сообщения, неподалеку от трех вокзалов: с них Римма Мишина в 1970-х стала разъезжать по огромной стране.

Корреспондент: Получается - правопреемником «Веселых Ноток» стал Ваш Фонд?

Екатерина Кириллова: Получается, так! А кто если не мы – дети Риммы Мишиной, профессионалы телевидения, - сделает это! Это хорошо, что мы, что «Веселые Нотки» не попал в чужие руки.

Корреспондент: А государство знает о Ваших Благих намерениях?

Екатерина Кириллова: Как известно, «благие намерения» не всегда верной дорогой ведут. Любому Благо нужна поддержка, тем более, поддержка государственной телевизионной победе – «Веселым Ноткам»! И мы ее ждем в лице государства и государственных структур!

Корреспондент: А что конкретно Вы ждете от государства?

Екатерина Кириллова: В том то и дело, пока мы перезапускаемся, готовимся, ждем государственные телеканалы, ждем поддержку от государственных структур - другие телевизионные компании стряпают новые проекты, используя легкий путь – плагиат, причем, у нескольких детских вокальных конкурсов сразу. Появился в 2017 году на телеканале второго мультиплекса вокальный конкурс для подростков – «синтетический клон»: название заимствовано из поэмы советского поэта, наставники – у «Голос. Дети», так называемое голосование стран, которого в действительности нет, - у Детского Евровидения, у «Веселых Ноток» – взяли во временное пользование исполнение песен на разных языках и рекомендацию Риммы Мишиной «дети не должны подражать взрослым», которую продюсер проекта любит теперь повторять и преподносить, как «личный завет».

Я могу это утверждать, поскольку этот канал брал у нас с братом и двух телеведущих «»Веселых Ноток» подробные часовые интервью с каждым. По их просьбе мы передали им диск – Путеводитель по «Веселым Ноткам», многое рассказали, но, слава Богу, не все! И что в результате? Создан очередной «синтетический клон», позиционирующий себя в эфире, как оригинальный! Но это же нонсенс! Я как журналист с многолетним стажем, аналитик детских вокальных конкурсов на телевидении уже много лет, имею право это утверждать: проект создан с кондачка, там оттяпали, здесь забрали, у того взяли во временное пользование! И вот под такие «синтетические клоны», взбивающие пену над нашей телевизионной исторической правдой, - выделяются немалые деньги да еще из государственного кармана! Но ведь это – фикция, все не настоящее, не подлинное! Долой такие «конкурсы»!

Корреспондент: Вы можете назвать телеканал?

Екатерина Кириллова: Могу, но не хочу давать рекламу. Плагиат завуалирован под личный проект стороннего продюсера, работающего не в штате телеканала, эфирное время предоставляет телеканал, чужие идеи тоже он подбрасывает, ведь его руководство в курсе нашего мега-проекта и правопреемника «Веселых Ноток» - «Веселые Нотки ХХI век», перезапуска «Интервидения» - идеи В.В.Путина, только с нашей помощью - Детского «Интервидения»! Вот так переписывается телевизионная история, рушится телевизионная преемственность!

Мы хотим, чтобы государство наложило табу на переписывание истории в теме «Детские конкурсы популярной музыки на телевидении». И я лично, руководствуясь Уставом Фонда поддержки юных вокалистов в мире имени Риммы Александровны Мишиной и продвижения идей автора и создателя Первого Телевизионного Конкурса юных вокалистов и исполнителей популярной музыки «Веселые Нотки», - заявляю: все детские вокальные проекты популярной музыки, созданные после Конкурса «Веселые Нотки», - вторичны и не имеют право называться первыми в данной теме.

Первыми были в голубом эфире, как Гагарин в космосе - «Веселые Нотки», созданные в январе 1972 года. Телерадиофонд хранит юбилейный выпуск «Веселых Ноток», подтверждающий дату и год отсчета в истории всех вокальных детских конкурсов на телевидении.

Корреспондент: Тогда с Вашей точки зрения, «Веселые Нотки» - это..

Екатерина Кириллова: «Веселые Нотки» являли собой впервые в истории телевидения – образ многонациональной «песенной державы», переполненной мелодиями популярной и народной музыки, пестрыми нарядами поющих детей, представляющих народы России и мира: Советского Союза и гостей из дружественных стран. Каждый вокалист представлял свою малую Родину и исполнял одну из песен на своем родном языке.

«Веселые Нотки» были проектом высочайшей телевизионной культуры, где «дети оставались детьми и не подражали взрослым, где темы песен и мелодика соответствовали возрасту участника, где отсутствовала претензия на эстраду и желание каждого стать звездой, где на фоне соревнования – рождался праздник – преподносился урок солидарности, позитивного отношения к соревнованию, где не травмировалась детская психика, так как не было звездных судий (голосование шло по письмам телезрителей). «Веселые Нотки» окрыляли каждого.» (Римма Мишина)

Задача Фонда имени Риммы Мишиной – перезапустить Конкурс «Веселые Нотки» на государственном телеканале с еще большим размахом, показав рост и уровень проекта, прошагавшего 30 лет в эфире!

«Веселые Нотки» - наше Детское «Интервидение» (ИА REX. Открытие Кирилловой Е.Б.) Мы уверены: «Веселые Нотки – XXI век» (Детское «Интервидение») - проект-правопреемник Конкурса «Веселые Нотки», кардинально отличающийся от всех конкурсов, существующих сейчас на телевидении в аналогичном тематическом диапазоне, базирующийся на инновационных технологиях, уникальных музыкальных образах и знаковых символах России, - удивит и обрадует мир, объединит планету, соединит детей разных национальностей, религий и вероисповеданий под мирным флагом России!

Его главная задача: достичь интернационального единства многополярного мира, сохранив национальный колорит каждой страны-участницы и каждого участника. Именно этот призыв был заложен в проект «Веселые Нотки». И пусть каждому улыбнется удача!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть