1605 год. 22 ноября (12 ноября ст.ст.) состоялось обручение Григория Отрепьева (Лжедмитрия) с Мариной Мнишек
Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006
История в лицах
Подарки Димитрия Самозванца Марине Мнишек:
Золотой перстень, с крупным — на верху, — высокой цены, алмазом, который помянутая государыня имела при венчании.
Запона (un pundente fatto) в виде птицы, украшенная алмазами и редкими рубинами.
Другая — еще большей величины — запона, усаженная алмазами, рубинами, и жемчужинами — величины небольших груш.
Чаша из дорогого камня, а в середине ее крылатый зверь — весь из золота, с алмазами и рубинами.
Кубок — в виде гиацинта — весь обложенный золотом и разными драгоценными каменьями.
Волъ — довольно большой, весь золотой, украшенный разными дорогими каменьями.
Чаша большая золотая, с алмазами, рубинами и крупными жемчужинами.
Пеликан большой серебряный, вызолоченный.
Человек позолоченный, сидящей на серебряном олени.
Корабль большой, серебряный, золоченый — очень искусной работы.
Павлин — большой, серебряный, вызолоченный, с длинным хвостом.
Часы — искусной работы. Их держали на палках, на плечах, две фигуры, установленные на слоне из серебра. В них, когда слон проходил перед молодою, играла органная музыка, а фигуры ударяли в бубны и трубили.
Бархату (velito) венецианского, красного, нисколько штук.
Атласу (raso) персидского, желтого, тканого золотом и разноцветным шелком, несколько штук.
Тоже — турецкого атласу с серебряным отливом.
Тоже — турецкого желтого атласу с белым отливом.
Тоже — турецкого сукна (drappo) с красивым отливом — разных цветов, тканого шелком, подкрашенным под золото
Плюша (riccio sopra riccio) белого, тканого серебром — несколько штук.
Тоже — фиолетового, тканого золотом.
Бархат красный, гладкий.
То же — голубой гладкий.
То же — зеленый, с узорами.
Собольих мехов, отборных три связки.
Жемчуга крупного 4018 унций.
Цитируется по: Подарки Димитрия Самозванца Марине Мнишек // Исторический вестник, № 5. 1897
Мир в это время
В 1605 году Фрэнсис Бэкон начинает работу над книгой «О достоинстве и умножении наук»
«Заслуги великого английского мыслителя лежат прежде всего в области теории познания и философского учения о природе. Бэкон хотел создать энциклопедию научного знания. Осуществить это намерение ему удалось лишь отчасти в сочинениях «О достоинстве и умножении наук» (1605—1623 гг.) и «Новый органон» (1612—1620 гг.). Важнейшей частью учения Бэкона является критика им схоластического метода, опирающегося на авторитет церкви и на логику Аристотеля, оторванную от всякого реального содержания. В отличие от филологов-гуманистов, преклонявшихся перед античностью, Бэкон подчёркивал значение великих открытий своего времени, благодаря которым человечество достигло новых горизонтов и превзошло уровень древности. Чтобы двинуться с ещё большим успехом вперёд, необходимо отбросить привычные предрассудки. Эти предрассудки или суеверия Бэкон разбивает на четыре группы: «призраки рода», заставляющие людей судить обо всём по аналогии с человеком, «призраки пещеры» — привычка смотреть на окружающий мир со своей узкой точки зрения, «призраки рынка» — условности, созданные общением с другими людьми, особенно при помощи языка, и, наконец «призраки театра» — чрезмерное доверие к принятой догме.Вместо пустой игры в силлогизм наука должна опираться на опыт, на данные наших чувств. Бэкон не сомневается в том, что чувственное познание даёт нам верную картину мира, нужно только отказаться от чрезмерного полёта фантазии, которая заставляет наш ум делать необоснованные обобщения. С другой стороны, учёный не должен быть подобен муравью, превращаясь в простого собирателя фактов. И Бэкон предлагает целую систему рациональной обработки данных нашего опыта посредством анализа и осторожного обобщения.
Метод, предложенный Бэконом, включает как «восходящее» движение от единичного к всеобщему, так и «нисходящее» — в обратном направлении, от общих аксиом к частным выводам. Однако автор «Нового органона» не справился с более сложными вопросами научного метода, которые требуют диалектического решения. Перед лицом этих трудностей он колеблется либо в сторону одностороннего эмпиризма, либо в сторону фантастических догадок, типичных для натурфилософии эпохи Возрождения. Эта двойственность проходит через всю систему взглядов великого английского материалиста.
Бэкон полагал, что философский материализм сам по себе не в состоянии объяснить единства и внутренней стройности мироздания как целого и нуждается в дополнении в виде «естественного богословия». Эта теологическая непоследовательность подкрепляется у него практическими соображениями. Бэкон смотрит на религию с чисто политической точки зрения. Характерно, что идеальное утопическое государство «Повой Атлантиды», государство учёных, имеет официальную христианскую церковь».
Цитируется по: Всемирная история. Энциклопедия. Том 4. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958
Материал предоставлен АНО «Руниверс»
Комментарии читателей (0):