План-мечта ЕС для Казахстана: транзит в обход России

Для ЕС предпочтительно, чтобы бывшие республики СССР строили транзитные коридоры в обход Российской Федерации
23 ноября 2022  18:40 Отправить по email
Печать

Для Европейского союза предпочтительно, чтобы бывшие республики СССР строили транзитные коридоры в обход Российской Федерации, заявил глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель после поездки в Центральную Азию. Перспективы «проекта Борреля» оценили эксперты Института международных политических и экономических стратегий РУССТРАТ.

«Странам Центральной Азии лучше дружить с ЕС, чем с Китаем и Россией», — заявил верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель.

Он не скрывал: для ЕС предпочтительно, чтобы бывшие республики СССР строили транзитные коридоры в обход Российской Федерации. «Мы должны углублять наши связи с регионом и использовать его огромный потенциал с точки зрения поставок энергоносителей, важнейших видов сырья и новых транспортных коридоров, которые не зависят от России», — заявил Боррель после своей центральноазиатской поездки. В публикации с откровениями Борреля присутствует и карта «независимого от России» маршрута, который предлагает в качестве перспективного решения главный евродипломат.

Достаточно посмотреть на неё, чтобы к экономической логике «европредложения» возникли изрядные вопросы.

Ось Краков-Ляньюньган

Судя по карте, независимый от России коридор будет заканчиваться в Польше, где-то между Краковом и Катовице. А его начало будет в Ляньюньгане, на восточном побережье Китая. Ключевой страной на линии коридора будет Казахстан. Каким-то образом грузы должны пересечь Каспийское море, Азербайджан и Грузию. После чего коридор разделяется на два — южная ветка уходит в Турцию по суше, а северная — через Черное море — добирается до Одессы, и затем вдоль границы с Молдавией уходит в Польшу.

С логистической точки зрения этот коридор — чистое безумие.

Преимущество китайского проекта «Один пояс — один путь», которому противопоставляется проект Борреля, состоит в полностью сухопутном пути, причем по железнодорожной линии. Наиболее эффективной из всех средств сухопутного транзита. Проект Борреля предусматривает как минимум две перевалки грузов с железнодорожного транспорта на морской и обратно, А значит, необходимо добавить как минимум несколько дней на операции погрузки/разгрузки, учесть дополнительные издержки в связи с удлинением плеча подвоза, рисками при перевалке грузов и т.д.

Отдельно стоит поговорить об Одессе, которая преподносится как важный транзитный узел. Очевидно, что подписываться под проектом транспортного коридора через территорию, охваченную боевыми действиями сейчас и с непонятной конфигурацией границ потом, было бы демонстрацией оптимизма за гранью рационального.

Южная ветка «проекта Борреля» через Турцию, наверное, понравится Анкаре. Правда, непонятно, чем она будет отличаться от других коридоров, уже существующих примерно в той же географии.

Боррель предполагает, что некоторая часть грузов будет следовать транзитом через Турцию, снова перегружаться на суда и следовать затем в Италию. Здесь для турок тоже ничего нового нет, зато появляется усиление её роли в отношениях с ЕС и дополнительные логистические издержки.

Европеизация Казахстана

Очевидно, что «проект Борреля» ориентирован на Казахстан. О чем глава евродипломатии сообщил прямо и между строк. Он напомнил, что Казахстан в пять раз больше Франции по размеру, выдал ряд комплиментов президенту Токаеву и правительству, напомнил о щедрости ЕС и о том, что 8% нефтяного импорта ЕС обеспечивает Казахстан. У которого также есть газ, уран и другие ценные ископаемые.

Кроме Казахстана Боррель посетил и Узбекистан — хотя это государство на карте «проекта Борреля» отсутствует. Тем не менее, всем желающим дружить с ЕС Боррель обещал не менее 300 млрд евро финансирования от Брюсселя. Как считает Боррель, «регион хочет минимизировать негативные последствия войны России». Это, считает евродипломат, волнует Центральную Азию даже больше, чем непростая политическая обстановка в Афганистане прямо у нее под боком.

Забавно, что Боррель непроизвольно сказал правду. По словам евродипломата, «изменения в геополитическом ландшафте — падение Кабула и война против Украины — требуют от нас гораздо больших инвестиций в наше все более важное партнерство в Центральной Азии и с ней». Нельзя не согласиться, что дестабилизация Афганистана и конфликт на Украине созданы одними и теми же руками. В том числе и самого, отчасти, Борреля.

Большая игра: 2.0

За несколько недель до реплик Борреля в Центральной Азии схожие тезисы выдвигал помощник государственного секретаря США в Бюро по делам Южной и Центральной Азии Дональд Лу. Он заявил, что США «намерены содействовать правительству Туркмении и деловым кругам страны в получении выгод от санкционного режима против России». Главный видимый бонус Туркмении от антироссийских санкций может заключаться в увеличении закупок туркменского газа — хотя с этим могут быть технические и юридические сложности.

Ясно одно: Большая Игра, которая идет в Центральной Азии между Россией и англосаксами с XIX века, возобновляется с новой энергией и на новом уровне. И с новыми участниками. Поскольку Боррель, суля Казахстану сотни миллиардов евро, забыл, как минимум, о Китае.

Влияние Пекина в регионе не следует переоценивать, а проекты ЕС в пику уже запущенным китайским не могут не вызвать соответствующую реакцию. Впрочем, главной проблемой «проекта Борреля» оказывается не столько противодействие игроков, сколько время. На реализацию озвученного плана потребуется как минимум десятилетие. Продержится ли ЕС в статусе перспективного для Центральной Азии партнера такой промежуток времени? Исходя из талантов верховного евродипломата, в этом есть большие сомнения.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть