Эксперт: Кто есть в Казахстане кроме казахов? Многие ведь хотят уехать!

Казахи должны взвалить на себя всю ответственность за происходящее в Казахстане. Именно они должны сплотить все этносы, все национальности вокруг себя. Главный редактор казахскоязычной газеты «Жас Алаш» Рысбек Сарсенбаев считает, что невозможно воспитать у иноземцев патриотизм, когда сами казахи обижены на государство.
27 января 2010  11:39 Отправить по email
Печать

По мнению Рысбека Сарсенбаева, у президента Казахстана Нурсултана Назарбаева есть помыслы стать вождем типа Ленина, Сталина, Мао Цзедуна или Ким Чен Ира. Но это — опасная тенденция. Нельзя человеку самому из себя сделать вождя, а народ считать просто толпой. Такое обращение не воспринимается, не поощряется, а наказывается.

ИА REGNUM: Национал-патриоты объявили о том, что подготовили альтернативу Доктрине национального единства. Расскажите о ней подробнее.

Уже опубликован проект Концепции национальной политики республики Казахстан на казахском языке. Так называется подготовленный нами документ. Это не доктрина, как называет его Ассамблея народа Казахстана. Я скажу даже больше — Доктрина Ассамблеи народа Казахстана, которую предлагал президент Назарбаев для всенародного обсуждения, была ошибочным документом. Много недостатков. В этом признались сами руководители Ассамблеи. Ее не восприняли в обществе. У нее очень много противников. В псевдонаучных кругах всегда есть люди, которые имеют талант оказываться в нужное время в нужном месте, они хвалили официальный документ, говорили, что доктрина объединяет проживающие в Казахстане этносы, национальности. Но это в корне неправильно. Все здравомыслящие люди понимают, что такое межнациональные отношения, что такое дружба народов, что такое — жить в одной стране. И все они понимают, что кроется в этой доктрине.

ИА REGNUM: А что кроется?

До этого президент несколько раз публично заявлял, что мы — казахстанский народ — хотим создать казахстанскую национальность. Этому национал-патриоты и другие политики давали отпор. Казахстанской национальности не бывает. Власть приводила в пример Америку, но Америка — совсем другая страна. Там почти исчезли те национальности, те люди и этнос, которые проживали на этой земле испокон веков. Европейцы, которые пришли после Колумба, уничтожили краснокожих обитателей этой земли, оставшуюся малую часть загнали в резервации. Они создали на костях индейцев совсем другую страну. Поэтому сравнивать Америку с Казахстаном нельзя, ведь казахи никуда не делись. И до Назарбаева была государственность, хотя он хочет представить так, что до 1991 года на этой территории не было государственности, каких-то границ. И это ошибочное мнение одного человека, которое он хочет, чтобы все восприняли и считали его вождем. Дархан Калетаев тоже старался сделать из первого президента лидера нации. Наверное, у Назарбаева есть помыслы стать вождем типа Ленина, типа Сталина, типа Мао Цзедуна, Ким Чен Ира. Кого угодно. Но это — опасная тенденция. Нельзя человеку самому из себя сделать вождя, а народ считать просто толпой. Бездарной, безмозглой. Так нельзя. Такое обращение не воспринимается, не поощряется, а наказывается. Протест большинства людей — это наказание тому поведению, той политике, которую ведет Ак Орда. Возмущение людей показывает, что надо вести правильную национальную политику. При Советском Союзе была коммунистическая идеология, а после развала Союза, после получения независимости у нас не было такой идеологии. Нам [в газету «Жас Алаш» — ИА REGNUM Новости] и в другие издания пишут люди, предлагают свое видение, какую идеологию ввести.

ИА REGNUM: У казахстанского общества назрела необходимость в идеологии? Да, общество уже осознает, что назрела такая необходимость. Люди вышли из СССР, привыкли жить с какой-то идеологией. Идеология нужна в любом государстве. Идеология должна быть основой государства. Куда идем, в каком направлении, как вести народ. Раньше такое было, а сейчас что? Дикий капитализм, несправедливость, коррупция, продажные чиновники. Куда это годится? Разве это идеология? Как нам быть? Считать, что это законы рынка? Но это тоже не оправдание. Люди не знают, какое общество мы создаем. В Конституции написано: правовое государство. Но этого не видно. Все суды, прокуроры подчиняются только одному человеку и выполняют его волю, не соблюдая законы. И можно привести этому сотни примеров. Какое правовое государство? Нет его, не создаем его. А какое государство создаем? Где идеология? Почему все идет бесхозно? Никто не считает себя хозяином этой земли. Только Назарбаев и его окружение. И все. По Конституции источником власти должен быть народ. Но народ сейчас не считает себя источником власти. Какие полномочия у него есть? Даже голоса во время выборов крадут. Любой гражданин не имеет права высказать свое мнение открыто, протестовать. Сейчас если выйдет один или два человека на любую улицу, площадь, его сразу арестуют, оштрафуют. По Конституции человек имеет право протестовать, выражать свое мнение, взгляды, но даже это отнимают. Разве это правовое государство? Разве это демократия? Сейчас надо сплотить людей вокруг одной цели. Эта цель — создать справедливое, демократическое, правовое государство. Но кто будет толкачем этих преобразований? Никто не ответит на этот вопрос, потому что вокруг неразбериха. Казахи сами по себе, русские сами по себе. Как будто хозяина нет. Народ! Он должен быть хозяином. Раньше был Советский Союз, и русский народ был ведущим. Так было принято, и по количеству, и по качеству, и исторически так сложилось. И Ленин вокруг русских сплотил все народы. Естественно, создали огромную страну, СССР, большую империю. А как сейчас? Кто ведущий? Должен быть ведущий.

ИА REGNUM: И этим локомотивом должны стать казахи? Безусловно. Казахи должны взять все на свои плечи, взвалить на свою шею всю ответственность. За то, что творится в стране. Сплотить все этносы, все национальности вокруг себя. Не для того, чтобы стать старшим братом. Все равны, нет старших или младших. Но кто-то должен быть ответственным. Кто есть в Казахстане, кроме казахов? Многие ведь хотят уехать из Казахстана. Я хотел бы задать риторический вопрос: почему у проживающих в Казахстане людей такие настроения? Потому что у них здесь нет будущего. Везде коррупция, везде несправедливость, нет демократии, не соблюдается гражданское право. А ведь, вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности, он — гражданин Казахстана. Он должен почувствовать, что он полноценный гражданин своей страны, потому что это — его родина. А такого чувства сейчас нет. Откуда оно может появиться у иноземцев, когда казахи сами обижены на это государство? Откуда взять патриотов? Притупляется патриотизм, гордость от того, что живешь в этой стране, желание что-то делать, что-то создавать, о чем-то мечтать. Все дороги перекрыты, и никак эти преграды не перешагнешь, если у тебя нет лохматой руки, крыши или еще чего-то. Создаешь какой-то бизнес, занимаешься предпринимательством или выращиваешь зерно в поле, делаешь нужное дело — но у людей нет уверенности, что кто-то не придет и не отнимет все это, нет надежды. Потеряли.

Любого спросите. Я, как журналист, всегда задаю такие вопросы. Когда я был в Шымкенте, я задал студентам вопрос: «Вам нравится жить в этой стране? Считаете ли вы себя патриотами?». Они открыто сказали, что не считают себя патриотами. Зачем защищать землю какого-то человека, который все захватил? Для него мы батраки. Зачем мне защищать его землю? Так рассуждает молодежь. Везде несправедливость. Если бы каждый имел возможность работать на земле или на фабрике, обеспечен был бы работой, были бы возможности зарабатывать хорошие, нормальные деньги, пенсионеры получали бы хорошие пенсии, студенты тоже... Но эти вопросы не решаются. Почему? Потому что настоящего, требовательного хозяина этой страны нет. Причем, что важно — многие славяне уже уехали, и собирающихся уехать тоже немало. Есть такие настроения. Дескать, все равно нам не дают возможности быть в парламенте, в правительстве, заниматься бизнесом. Поэтому казахи должны взять ответственность на себя. Объединить все этносы, национальности, всех людей, не разделяя их. Потому что они тоже наши братья, мы столько лет вместе проживаем. Объединить вокруг себя. И требовать, с властью надо бороться. А сейчас этим занимается только немногочисленная оппозиция.

ИА REGNUM: Почему вы так настроены против Ассамблеи народа Казахстана? Могли бы объединиться, скажем, использовать ее ресурс...

Какой толк от нее? Что она дает азербайджанцам, корейцам, уйгурам? Что дает конкретно, кроме нарушения Конституции? Члены Ассамблеи во время выборов дважды голосуют, хотя все граждане имеют право только на один голос [В парламент страны избирается восемь депутатов от Ассамблеи народа Казахстана — ИА REGNUM Новости]. От Ассамблеи в мажилисе депутаты. Так нельзя разделять. Это и есть разделение самой власти. Казахи отдельно, другие национальности отдельно, в Ассамблее. Это что, федерация, что ли? Вопрос поставлен в корне неправильно. Люди против, они требуют, чтобы Ассамблею лишили конституционного статуса. Не надо нам второго парламента. Есть две палаты нашего парламента, которые занимаются законотворчеством. Достаточно их. Разве парламент, правительство, президент — сами не могут решить национальные вопросы? Зачем создавать противовес законодательной ветви власти? Раньше существовали культурные центры. Это — нужно. Надо их развивать, помогать культурным центрам. Не просто советами, вручением орденов и медалей тем, кто числится руководителями этих центров. Нет! Деньгами! Дай деньги, дай возможности, чтобы они развили свой язык, свою культуру, не потерялись, не исчезли. Это главная помощь со стороны власти. Больше ничего не требуется. Не надо уговаривать людей, проживающих в Казахстане: живите дружно. Лучше, если случилось преступление, накажи, не глядя, кто он такой, чей сын. По закону, по справедливости. Тогда никаких межэтнических разногласий и непонимания не будет. В Америке закон для всех один. Все подчиняются закону, и президент, и остальные. А у нас президент не подчиняется закону, и чиновников он тоже не касается. Тот, кто крадет миллиардами, получает условное наказание, а кто — двадцать долларов, получает 3 года в колонии. Что объединяет людей? Только справедливость. Необходимо создать нормальное, справедливое государство. Для всех, не только для казахов. Если казахам будет хорошо, они будут к другим тоже хорошо относиться. Это естественное состояние. А если казахи живут плохо, то они начинают винить тех, кто на машинах ездит, имеет миллионы гектаров земли. Вот они, олигархи, такой-то национальности. Отсюда вытекает национальный вопрос. Бытовые, социальные вопросы тянут за собой его.

ИА REGNUM: В Казахстане считается, что последний оплот дружбы народов — это глава государства. Откуда, на ваш взгляд взялось это мнение?

Когда Назарбаев говорит: благодаря мне все живут дружно, — это смешно. Это не заслуга одного человека. Это заслуга всех проживающих в Казахстане национальностей. Это любой простой гражданин понимает. А президент бьет себя в грудь — вот, это моя заслуга. Это не так. И тем более — нельзя делать из этого государственную политику. Что все только благодаря Назарбаеву, благодаря Назарбаеву, благодаря Назарбаеву. Каждый день идет такая агитация. А к чему это приводит? К культу личности. Культ личности Сталина мы знаем. Хвалили-хвалили Брежнева, давали ему 5-6 звезд. Что от этого осталось? Только насмешки. И другие граждане других стран тоже на нас показывали пальцами. Я помню, мы были в официальной поездке вместе с Назарбаевым в 1990-м или 1991-м году в Египет. Тогда журналисты написали хвалебную статью про Назарбаева. Отдали его помощникам, чтобы те показали ее Назарбаеву. Он прочитал и с обидой журналистам сказал: вы что, хотите сделать из меня второго Туркменбаши?

Назарбаев того периода был совсем другим. А сегодняшний — поставил себе памятник при жизни. Выбросил на свалку ханов, действительно заслуженных для государственности казахов, Жанибека и Керея. А вместо них — поставил себя. Люди были этим возмущены. Никто не сказал: вот, молодец Назарбаев, действительно, здесь [среди исторических личностей — ИА REGNUM Новости] твое место! Никто такого не говорил, кроме Абиша Кекильбаева и некоторых подхалимов типа [мэра Астаны Имангали — ИА REGNUM Новости] Тасмагамбетова и других. Народ не воспринял, народ возмущен. Это тоже часть национальной политики, когда президент, глава государства сам не уважает прошлое своего народа. Это — составляющая идеологии. Казахи сами себя не уважают, даже президент не уважает прошлое своего народа. А что говорить о представителях других национальностей? Кто будет уважать казахов? Мы должны знать историю земли, на которой живем, а они должны знать историю казахов. История объединяет нас, прошлое объединяет нас. А в этом направлении работа не ведется. Наоборот, президент говорит: хватит этой истории, хватит писать все время про ханов и батыров. Вернитесь в сегодняшний день, пишите сегодняшнюю историю. Он давал такое поручение. Это разве правильно? Нам что, забыть обо всем? Убрать в архив и не заниматься? Не использовать, как примеры для воспитания, эти моменты из истории казахов? Перекосы привели к конфликту. Подняли этот вопрос Мухтар Шаханов и другие: Дулат Исабеков, Асанали Ашимов... Люди сказали: все, хватит. Надо сопротивляться. Не только протестовать, но предложить другой путь. И мы решили в противовес этой доктрине предложить другой документ. И сделали это! Отправили по всем инстанциям, по всем изданиям, работающим в республике.

ИА REGNUM: Будет ли осуществлен перевод этого документа?

Да, документ обязательно будет переводиться на русский язык, переводчики его уже забрали. Раньше все подобные документы делались сначала на русском языке. Все законы. Это — один из первых документов, который подготовлен сначала на казахском языке. Почему так случилось? Что, казахский язык такой никудышный? Он никуда не годится? Заметьте, республика называется «казахская». Поэтому, я думаю, что наша концепция национальной политики станет переломным моментом. Точкой отсчета, с которой казахи почувствуют воодушевление. Но другим народам-братьям беспокоиться и бояться нечего. Наоборот, казахов надо поддержать. Казахи должны взять в свои руки все дела, поставить на место всех, начиная с президента. И должны начать действовать по Конституции и создать действительно правовое демократическое государство. Кто-то должен взяться за решение этих вопросов. Это поняла уже и казахская интеллигенция, и не только она. Нас поддержал Герольд Бельгер [литератор, казахскоязычный немец — ИА REGNUM Новости]. И мы надеемся на большую поддержку всех граждан, проживающих на исконно казахской земле. Не надо бояться говорить, что это казахская земля. Должна быть казахская государственность, казахи должны быть государствообразующей нацией. А не просто превратиться в толпу всех этносов. Кто-то должен держать лидерство. Это не говорит о том, что Казахстан — только для казахов. Мы против таких лозунгов, мы их не воспринимаем. Казахстан для всех проживающих на этой земле. Это — наша общая страна, дом, родина.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть