Таможенный союз становится оружием массового поражения: Казахстан за неделю

Таможенный союз, похоже, рискует остаться самой недооцененной в Казахстане интеграционной структурой последних лет. Поступательное движение, точные контуры пространства экономических интересов России — в республике таковыми не воспринимаются и даже больше — Таможенный союз не видится и гуманитарным альянсом.
24 января 2010  09:53 Отправить по email
Печать

Таможенный союз, похоже, рискует остаться самой недооцененной в Казахстане интеграционной структурой последних лет. Поступательное движение, точные контуры пространства экономических интересов России — в республике таковыми не воспринимаются и даже больше — Таможенный союз не видится и гуманитарным альянсом. Да, политические итоги обесценивания границ между тремя государствами еще не очевидны, но зато уже сейчас можно говорить о внутренних ощущениях каждой из участниц интеграционного союза. В Казахстане — отрыв политики от общественных институтов привел к полному непониманию всех процессов как внутри, так и за пределами страны. В таких условиях нет места даже для экономической дискуссии — и глупо кивать на крайне разреженное экспертное поле страны. Объяснить на понятном языке плюсы и минусы безграничного существования союза России, Казахстана и Белоруссии — придумать для пропагандистской машины задачу проще — почти невозможно. Однако реальная жизнь демонстрирует: в условиях абсолютного отсутствия обратной связи от населения — к власти, даже самые знаковые и более однозначные (нежели Таможенный союз) инициативы рискуют пройти мимо общественного сознания.

«К началу деятельности Таможенного союза позиции производителей оказались явно ослабленными»

Оценка Таможенного союза — самый заметный информационный тренд. В условиях, когда объединение уже состоялось, вялая дискуссия вокруг неожиданно приобретенных плюсов и минусов выглядит, мягко говоря, несколько запоздалой.

«Таможня берет бабло» — еженедельник Central Asia monitor анализирует вхождение республики в Таможенный союз на основании информации с пресс-конференции, которую организовала на минувшей неделе Независимая ассоциация предпринимателей (НАП). НАП последовательно критикует интеграционное образование, акцентируя свое внимание на и без того недоразвитых в Казахстане среднем малом и среднем бизнесе. «Бизнесмены и предприниматели Казахстана бьют тревогу — Таможенный союз, который начал функционировать с начала нынешнего года, обещает стать для некоторых из них оружием массового поражения, — пишет издание. — Сотни предпринимателей находятся на грани банкротства и нервного срыва. Решение, которое, как обещалось, должно было предоставить им огромный, почти безграничный российско-белорусский рынок, на деле может отобрать у них даже свой, казахстанский.

Все мы давно привыкли к тому, что решения государства, какими бы спорными они ни были, обсуждать не принято. Исключение составляют только те из них, которые напрямую, беззастенчиво и жестоко портят жизнь достаточно большим группам граждан. Например, владельцам праворульных автомобилей. Или людям, которым не безразлично, как их будут называть — казахами или казахстанцами. Таможенный союз в его нынешнем состоянии многими отечественными бизнесменами воспринимается как решение из этого же разряда, а некоторыми и вовсе как форменный геноцид, направленный против них. И уже сейчас, спустя всего три недели после начала года, представители малого и среднего бизнеса готовы бороться за то, чтобы государство пошло им навстречу и приняло компромиссное решение. Например, о годовом моратории на повышение налоговых тарифов. И далее в том же духе.

Представьте себе ситуацию. Держал человек мебельный цех, завозя комплектующие материалы из Чехии. На дворе, между нами говоря, кризис, в том числе (а может быть, и в первую очередь), в строительном секторе, следовательно — клиентов мало, а те, что есть, капризны и день ото дня становятся все более невыносимыми. Теперь же вдобавок ко всему нужно будет платить больше на таможне, следовательно — повышать цены, а там не за горами потеря даже оставшихся немногочисленных клиентов, банкротство и, как логическое завершение, — нищенская сума. Да, этот сценарий можно назвать утрированным, но подобная участь реально грозит многим отечественным предпринимателям, которым, как всегда призывал президент страны, нужно давать послабления, ибо эти грустные сегодня люди составляют хребет гражданского общества.

То есть внутренние производители, которых у нас мало и которые, в основном, работают с зарубежным «сырьем», пострадают очень сильно и в итоге будут вынуждены свернуть свою деятельность. Таким образом, мы можем окончательно убить только начавшее зарождаться местное производство. Понятно ведь, что с устранением таможенных барьеров в Казахстан придут крупные белорусские и российские производители, которые начнут демпинговать и в итоге «задавят» наших предпринимателей. И это будет касаться не только производителей, но и, например, перевозчиков грузов".

«Таможенный союз имеет не только плюсы, но и минусы, — продолжает издание. — Вопрос объединения рынков наших стран всегда был актуальным. «Почти весь товар, кроме китайского, который поступает в Казахстан, проходит через границу России, Беларуси. И импортируемые товары, и экспорт. И проблемы, связанные с провозом товаров через территории этих государств, всегда были. Теперь же не будет таможенных постов, СВХ, которые зачастую препятствуют быстрому продвижению товара. Не надо будет готовить много различных документов. Шестнадцать миллионов населения Казахстана — это совсем маленький рынок для бизнеса. В этом отношении объединенный рынок трех государств Таможенного союза гораздо интереснее. С этой точки зрения Таможенный союз — положительное явление, — считает вице-президент НАП Тимур Назханов. — Но есть и опасения. Во-первых, официально по ряду товаров на 32% будут повышаться пошлины, процентов на 10 они будут усредненные, и всего на 5% будет понижение. И завтра это может стать довольно серьезной проблемой для бизнеса. Представители ряда предприятий, подсчитав новые таможенные тарифы, поняли, что их продукция значительно подорожает. В частности, компании, которые занимаются производством промышленных холодильных камер, выяснили, что их комплектующие подорожают на 20%. И они будут вынуждены включить эти расходы в себестоимость товара. Для них это весьма серьезная проблема. Оборудование, которое они изготавливают, поставляется в разные отрасли: хранение и переработка мяса и рыбы, молочной продукции. И повышение цен на холодильную продукцию может отразиться и на этих отраслях. То же самое ожидает и кондитеров: импортируемый из третьих стран сахар станет дороже почти в полтора раза. Так, с цены ввоза 540 долларов за тонну надо будет уплатить 270 долларов пошлины. Понятно, что это приведет к росту цен на кулинарные изделия производителей».

Еще более жестко выразился на заседании «круглого стола» на тему «Таможенный союз и налоговая политика», состоявшемся 18 января в Алматы, президент НАП Талгат Акуов: «Мы поддерживаем производителей, которые хотели бы расширить рынки реализации своих товаров за пределами Казахстана. Но, промониторив ситуацию, мы видим, что таких производителей достаточно мало. И потери, которые понесет сейчас Казахстан, в сотни раз будут больше, чем плюсы, которые мы получим от Таможенного Союза.... Если даже и создадим несколько сотен рабочих мест, то потеряем десятки тысяч рабочих мест. Если бы у нас для производителей было бы налоговое законодательство, создающее им особые условия, как в Китае, то тогда бы мы могли говорить, что Таможенный союз дал бы нам быстрое развитие наших производственных мощностей».

«Сильная рука». «Политическая воля». «Жесткая позиция». Эти словосочетания — чуть ли не единственная надежда отечественных предпринимателей. Только государство может, если не изменить свое решение, то хотя бы скорректировать его, доработать, адаптировать к нашим реалиям. Если разобраться — не так уж и много, не так уж и сложно. Тем более что внутри государства наша власть почти всесильна. Главное — увидеть за недовольством маленьких людей большую проблему«.

Включился в дискуссию и журнал Profinance: Т. Акуов на пресс-конференции отметил, что Россия заинтересована в новых рынках сбыта своих товаров, которые на сегодня не могут конкурировать с европейскими. Таможенный союз — это скорее политический, нежели экономический союз, считают в Независимой ассоциации предпринимателей. «Российские компании придут на казахстанский рынок со своими низкими ценами отечественные предприятия не выдержат конкуренции. В разных сферах, в производстве оборудования, перевозке грузов, для всех встает вопрос о будущем», — отмечалось в пресс-релизе НАП. «Уровень развития промышленности в России и поддержка со стороны государственных институтов России не сопоставимы с нашими. Поэтому Казахстану в этом союзе определена роль только поставщика сырья», — говорилось в информации. «Таможенный союз ударит в первую очередь по мелкому бизнесу, потому что он не готов конкурировать с российскими производителями. Государство в целом также может понести потери из-за сокращения таможенных поступлений», — подчеркивалось в сообщении.

Показательна и рубрика в газете «Время» — на страницах издания всем интересующимся дает разъяснения президент Ассоциации таможенных брокеров Казахстана Геннадий Шестаков. По его мнению, «около 60 процентов продуктов питания, которые продаются в наших магазинах, произведены в Казахстане. Остальные ввозятся преимущественно из России. Бывшие республики СССР — Россия, Белоруссия и Казахстан — подписали и ратифицировали международные соглашения о взаимных преференциях. С этого времени между нашими странами действует „беспошлинная торговля“. То есть создание Таможенного союза никак не отразится на таможенных пошлинах: их как не взимали, так и не будут взимать. С чего в таком случае российским импортерам снижать цену на товары, которые они продают в Казахстане?

Вполне возможно, что с 1 июля 2010 года, когда вступит в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, у нас немного снизятся цены на товары российского и белорусского производства. Дело в том, что документ предусматривает отсрочку по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) и упрощение таможенного оформления товаров внутри союза. Отмечу, что ежедневно в Казахстане бизнесмены теряют примерно 8 млн. долларов из-за того, что их товар выпадает из экономического оборота, в том числе из-за простоев на границе при оформлении. Эти потерянные предпринимателями деньги так или иначе „сидят“ в стоимости каждой ручки, каждого диктофона или листа бумаги. В случае с молоком, разумеется, та же картина. Как только таможенное оформление будет упрощено, у предпринимателей снизятся расходы. Соответственно, надеемся, и товар на прилавке подешевеет. При этом я не исключаю, что в связи с созданием Таможенного союза в Казахстане вырастет безработица и сузится ассортимент товаров на прилавках. Многие бизнесмены, импортирующие в Казахстан товары производства третьих стран, теперь будут вынуждены экономить на расходах, чтобы как-то пережить повышение таможенных пошлин».

Между тем интересные цифры статистики публикует «Республика»: «Как следует из данных экспертов Агентства по статистике, которые в свою очередь опираются на сведения таможенников, в октябре начался спад объема внешней торговли — на 1,7% по сравнению с сентябрем. В ноябре к октябрю сокращение этого показателя составило уже 4,4%, до $6 млрд 396,2 млн! При этом внешнеторговый оборот со странами СНГ уменьшился соответственно на 4,5 и 8,7%, опустившись в ноябре до $1 млрд 515,3 млн, тогда как в торговле с дальним зарубежьем спад оказался гораздо меньшим — 0,8 и 3%, до $4 млрд 880,9 млн. Таким образом, к началу деятельности Таможенного союза позиции производителей нашей страны в борьбе с конкурентами из ближнего зарубежья, в первую очередь с россиянами, оказались явно ослабленными, хотя авторы прошлогодней девальвации тенге обещали совсем иной расклад в пользу Казахстана. Снижение внешнеторгового оборота вопреки относительно благоприятной конъюнктуре на мировых сырьевых рынках в очередной раз показало, что эффект февральской девальвации тенге оказался кратковременным, а мера эта — в общем-то бессмысленной.

Показательно, что в октябре и ноябре снижались объемы экспорта из Казахстана в страны СНГ — соответственно на 2,4 и 1,2%, составив по итогам последнего месяца осени $590,2 млн. Экспорт в дальнее зарубежье в октябре по сравнению с сентябрем увеличился на 3,3%, но затем вдруг сократился в ноябре сразу на 8,9%, до $3 млрд 361,5 млн. Общий же объем казахстанского экспорта по итогам ноября сократился к октябрю на 7,9%. Что касается импорта, то и здесь картина конца года явно не соответствовала намерениям Нацбанка, рассчитывавшего если не сократить ввоз товаров в нашу страну, то хотя бы снизить темпы его роста. Начиная с августа этот показатель для стран дальнего зарубежья рос быстрыми темпами: сначала — на 4,2%, в сентябре — на 12,9%, в ноябре — на 13,6%, а исключение составил октябрь, когда импорт снизился на 10,4%.

В итоге за предпоследний месяц прошлого года объем импорта из «дальних» стран оказался на самом высоком уровне — $1 млрд 519,4 млн! Зато объем ввоза товаров из стран СНГ к концу года снижался весьма быстрыми темпами: в октябре к сентябрю на 5,8%, в ноябре — еще на 13%, до $925,1 млн. Это обстоятельство явно указывает на то, что Казахстан в канун начала деятельности Таможенного союза двигался совсем в другом направлении.

В целом же за 11 месяцев прошлого года внешнеторговый оборот Казахстана составил $62 млрд 984,4 млн, из которых на экспорт приходилось $37 млрд 607,7 млн, а на импорт — $25 млрд 376,7 млн. При этом по сравнению с тем же периодом прошлого года экспорт уменьшился на 43,8%, а импорт — на 25,9%, что вполне очевидно указывает на отсутствие задуманного эффекта от девальвации. Сальдо внешней торговли за год снизилось в 2,7 раза, до $12 млрд 231 млн, в абсолютном выражении — на $20 млрд 458,7 млн!

Ну а поскольку приток инвалюты в страну от экспорта сырья так сильно сократился и пока перспективы его увеличения весьма туманны, то вполне понятно, почему Нацбанк оставил за собой возможность дальнейшей девальвации казахстанской валюты в этом году до уровня 165 тенге за доллар, правда, тщательно избегая употребления этого термина и говоря о повышении «гибкости курсообразования».

В свою очередь можно рекомендовать Нацбанку особо не скромничать в этом вопросе и ориентироваться на планку девальвации 180-190 тенге, представлявшуюся еще в конце 2008 года более эффективной для повышения конкурентоспособности отечественных производителей как на внутреннем, так и на внешних рынках. Отметим также отрицательное сальдо Казахстана в торговле со странами СНГ в минус $4 млрд 742,7 млн. Это ясно указывает не только на возросшую роль нашей страны как сырьевого придатка Запада, но и сильную ее зависимость от импорта из стран СНГ. В первую очередь России, для которой мы по-прежнему остаемся индустриальным «подбрюшьем».

«В этот монастырь [ОБСЕ] пришел новый настоятель из далекой Астаны»

Еще одним не очевидным итогом внешнеполитической деятельности «Ак Орды» стало председательство Казахстана в ОБСЕ. Казахстанские власти призывают провести саммит ОБСЕ в республике — в ответ западные СМИ недоумевают, каким же это образом Казахстан стал во главе организации. В ситуации примечательно, что в определенной степени неясно до сих пор, сумеет ли Астана извлечь из председательствования в ОБСЕ хоть какие-то внешнеполитические дивиденды.

Официальная «Казахстанская правда» публикует перевод статьи Нурсултана Назарбаева «Для стагнирующей ОБСЕ необходим cаммит», опубликованной в день инаугурации Казахстана на посту председателя ОБСЕ на страницах американской газеты Washington Times.

«Совместно с другими государствами Казахстан полностью поддерживает усилия по сближению Востока и Запада во имя лучшего понимания ключевых вызовов, с которыми сталкивается современный мир. В этом ключе то доверие, которое оказали нам страны — участницы Организации, приобретает особенное значение для Казахстана. Построение демократического общества — осознанный выбор нашего народа, и мы продолжим курс на дальнейшую политическую либерализацию и повышение качества жизни казахстанцев.

Девизом казахстанского председательства будут четыре «Т» — «траст» (доверие), «традишн» (традиции), «транспаренси» (транспарентность) и «толеранс» (толерантность). «Доверие» — это то, в чем все мы так нуждаемся, и оно не может считаться чем-то само собой разумеющимся во времена масштабных исторических перемен. «Традиции» означают приверженность Казахстана основополагающим принципам и ценностям ОБСЕ. «Транспарентность» означает максимальную открытость в международных отношениях, свободных от «двойных стандартов» и «разделительных линий», а также нацеленность на конструктивное сотрудничество в области безопасности. «Толерантность» отражает растущее значение межкультурного и межцивилизационного диалога.

В качестве одной из ключевых задач ОБСЕ Казахстан рассматривает расширение и укрепление консенсусного поля по основополагающим вопросам развития Организации. Десятилетняя пауза с Саммитом ОБСЕ является иллюстрацией того, что консенсусная основа Организации пребывает если не в кризисном, то в стагнационном состоянии. В связи с этим мы призываем страны-участницы поддержать инициативу Казахстана о созыве встречи в верхах в 2010 году, что послужит обновлению консенсуса относительно стоящих перед Организацией вызовов.

Содержательным наполнением Саммита должны стать актуальные проблемы безопасности в зоне ответственности ОБСЕ, ситуация в Афганистане и вопросы толерантности. Именно сегодня настало время, когда лидеры держав ОБСЕ должны проявить политическую волю и дать ответы на непростые вызовы, стоящие перед нашими народами.

Между тем ОБСЕ — это структура, которую сегодня нечем заменить. Ее стагнация или исчезновение создали бы взрывоопасный вакуум на Евро-Атлантическом пространстве. В отношении приоритетов председательства могу отметить, что Казахстан будет стремиться акцентировать свое внимание на достижении оптимального баланса всех трех «корзин» ОБСЕ (военно-политическая, экономико-экологическая и гуманитарная). Такой подход позволит видеть проблематику безопасности в комплексе, эффективно противостоять не только внешним проявлениям современных вызовов и угроз, но и работать с источниками их происхождения«.

Оппозиционная «Республика» в ответ публикует материал с издевательскими комментариями. «Трудно представить себе, — пишет издание, — что Европа пошла на председательство Казахстана в ОБСЕ с тайной надеждой, что казахи помогут ей реформировать эту организацию. Думаю, что на самом деле Казахстану отводилась куда более скромная роль, а именно — приобщаться к европейским порядкам и подтягивать свое законодательство и практику в части демократических стандартов до уровня ОБСЕ. Скромно, без апломба, с усердием стажера, которому доверили руль большой и сложной машины. Но вряд ли кто предполагал, что одержимая амбициями Астана начнет с критики основополагающих принципов ОБСЕ, а заодно примется демонстрировать свою неуемную креативность в части реформирования организации. Дело в том, что назарбаевские четыре „Т“ при всей их на первой взгляд безобидности и даже, казалось бы, чисто европейской повестке, являются полным отрицанием тех ценностей и принципов, которым европейцы следовали в монастыре под названием ОБСЕ. Сегодня, образно говоря, в этот монастырь пришел новый настоятель из далекой Астаны, который с порога начал разговор о замене устава. Вот об этом по сути четыре „Т“ от Назарбаева».

«Не потому ОБСЕ не собиралось десять лет на свои Ассамблеи, что не было у них креативного Назарбаева, а потому, что не нужны такие мероприятия, — продолжает газета. — И это вытекает из новой специфики организации, которая после распада соцлагеря и Советского Союза существенно трансформировалась в части своих целей и задач. Сегодня важнейшей задачей ОБСЕ является как раз продвижение западных демократических ценностей в постсоциалистических странах. Очевидно, что ОБСЕ в качестве организации, призванной обеспечить мирное разрешение противостояния Европы и стран советского блока, потеряла свою актуальность. Нет военного противостояния, осталось различие в уровне демократичности политических систем. Соответственно сегодня для ОБСЕ более актуальным является преодоление этих различий. В этом плане организация давно уже является международным инструментом по приобщению стран бывшего СССР к европейским демократическим стандартам. И именно в этом контексте нужно понимать сам факт председательства Казахстана, как способ, используя тщеславие и амбиции руководства страны, затащить его на свое поле и заставить играть по своим правилам. Казалось бы, с этой точки зрения не Казахстан обманывает ОБСЕ, а ОБСЕ переиграла режим Назарбаева, усадив его в кресло председателя. По крайней мере, так думали европейские стратеги. Не будь путинской России, возможно, так оно и было бы.

Увы, ситуация в последние годы существенно изменилась. Напуганные бархатными революциями в Украине, Грузии, авторитарные правители постсоветских государств, в полной мере оценили угрозы исходящие со стороны западных партнеров в ОБСЕ. До них дошло, что так их один за другим «перещелкают» и в их странах будет как на Западе — народ будет выбирать и контролировать свою власть. Пришло осознание опасности исходящей от правозащитников, различных НПО, от работы фондов, от программ по формированию гражданского общества. А вместе с этим возникла потребность в объединении. Сегодня все авторитарные страны бывшего СССР в части противостояния политическим западным стандартам выступают единым блоком. Разработана своя идеология, призванная оправдать их нынешний авторитаризм, называемый ими транзитной демократией. Эксплуатируется тезис о специфике ментальности населения, не принимающей, де, чуждые европейские стандарты«.

Тот же самый тренд — неприятие «оранжевых» и «розовых» демократических преобразований в СНГ отмечают авторы и «Новой газеты». По их мнению, «Единственное, в чем можно согласиться с адептами режима относительно их суждений о демократии, это в том, что действительно путь от тоталитарной системы КПСС с 70-летней историей к реальному народовластию нелегок и непрост. Но, позвольте, неминуемая возможность оказаться мокрым в воде никак не отменяет необходимость обучения плаванию! Слишком уязвимы и странны примеры, приведенные президентом в оправдание своего нежелания демократизировать общество. Россия благополучно пережила добровольный уход первого президента. Там уже третий глава государства. И ничего, страна не развалилась, и достаточно успешно развивается. В Украине, несмотря на жесточайшее противостояние основных политических сил и катаклизмы в структурах власти, тоже все в порядке. ВВП растет (по оценкам властей Украины, падение её ВВП в 2009 году составило от 14 до 30% — ИА REGNUM Новости). Промышленность, транспорт и энергетика функционируют. Хорошо, что она не присоединилась к Таможенному союзу. Например, с ее пищевой промышленностью трудно было бы конкурировать даже России, не говоря уже о Казахстане. После всех майданов там сформировался реальный механизм сдержек и противовесов между ветвями власти. Пришел Ющенко на волне «оранжевой революции». Теперь без шума и гама уйдет. И никто трагедии из этого не делает.

С Грузией тоже все не так просто. Она не богата природными ресурсами, как выше перечисленные страны. Истерзана военным противостоянием с Россией. Но благодаря демократическим реформам достигла феноменальных успехов на ниве борьбы с коррупцией. Это признают даже ее критики.

Кыргызстан, благодаря проходящим там непростым событиям, тоже стал притчей во языцех. Да, нынешний президент сейчас не тот, что был прежде. Да и страна, скудная на богатства недр, и раньше не отличалась особым достатком. Но это тоже урок — без контроля общества любой вчерашний демократ может превратиться в диктатора. Не хочу идеализировать ситуацию в названных нашим президентом странах. У каждой свои головные боли: и врожденные, и приобретенные. Но не демократические реформы, проведенные ими, являются причиной имеющихся у них объективных и субъективных проблем! Ведь если следовать логике нашей власти, то в странах, где меньше демократии, должно быть больше позитива. Например, в Латинской Америке, где сидят президенты-волюнтаристы. По мнению Ак Орды, эти страны должны служить для нас примером?"

Добавляет яду и Inosmikz.com, опубликовавший материал о том, как отнеслись европейские СМИ к Казахстану в ОБСЕ. «Издание Affaires stratégiques со ссылкой на Euronews, Le Monde и Le Figaro опубликовало материал под таким весьма примечательным названием «Le paradoxe de la présidence kazakh de l`OSCE» — «Парадокс казахского председательства в ОБСЕ». В нем, прежде всего, указывается на то, что Казахстан со времени обретения государственной независимости не познал политической альтернативы и признает значительный культ личности своего президента. Впервые с момента своего создания в 1975 году ОБСЕ, говорится далее, вверила свое годичное председательство бывшей советской республике, с мусульманским большинством к тому же. «Помимо культа личности, — утверждается в статье, — казахский авторитарный режим утвердил очень агрессивное законодательство по интернету. Свобода таких медиа, как интернет, контролируема и ограничена. В действительности, каждый сайт рассматривается как средство массовой информации, политические блоги делают своих хозяев ответственными за их действия перед законом. Сам президент оправдывает свой авторитаризм первичностью экономического успеха над демократическими достижениями, указывая на ухудшение постсоветских экономик в пору политической открытости. Переговоры в рамках ОБСЕ в пользу большей демократической открытости казахского режима были сложными. Казахстан поставляет 25% европейской нефти, его геостратегическое расположение дает ему незаменимое положение в транзите между Европой и Азией».

«Международная правозащитная организация «Хьюман Райтс Вотч», — пишут авторы сайта радио «Азаттык» — обнародовала 21 января новый доклад о ситуации с правами человека в мире в 2009 году. Авторы доклада «События-2009» изучили положение с правами человека в 79 странах мира. Не в лучшем свете выглядит Казахстан в данном докладе. Описывая ситуацию с правами человека в Казахстане в прошлом году, авторы доклада пишут, что, несмотря на скромные реформы в начале 2009 года, правительство страны позже нанесло серию ударов по правам человека. Правозащитники «Хьюман Райтс Вотч» считают, что Казахстан не смог осуществить значимые реформы, обещанные ранее. «Власти приговорили ведущего правозащитника к четырем годам тюремного заключения после несправедливого суда, приняли ограничительные поправки к закону о СМИ и интернете, не позволяют проводить мирные демонстрации и акции протеста. Также власти Казахстана используют якобы интересы национальной безопасности, чтобы оправдать содержание человека под стражей без права переписки и отказ в доступе к адвокату», — приводится в докладе.

Авторы доклада «События-2009» считают, что во второй половине прошлого года усилилась международная критика Казахстана в связи со сложившейся ситуацией с правами человека, что подрывает роль Казахстана в качестве председателя ОБСЕ в 2010 году. Авторы доклада «Хьюман Райтс Вотч» также подробно пишут о том, что в Казахстане были внесены поправки в закон о средствах массовой информации в феврале прошлого года; был принят закон, приравнивающий интернет-издания к средствам массовой информации; а также наложены многомиллионные штрафы на газеты «Тасжарган» и «Республика». Все эти случаи создают ужасающую обстановку, в которой средства массовой информации и журналисты сталкиваются с постоянной угрозой судебных исков и наказанием за клевету. Кроме критики, правозащитники приводят пример, когда в феврале прошлого года Конституционный совет Казахстана признал противоречащим Конституции проект закона, регулирующего религиозную деятельность в стране. В докладе говорится, что представители ОБСЕ в течение всего 2009 года продолжали работать с властями Казахстана по вопросам, касающимся председательства страны в этой организации в 2010 году.

В частности, отмечается, что Германия оказала помощь правительству Казахстана в подготовке к председательству, но не сделала заметных усилий, чтобы обратить внимание правительства Казахстана на недостатки в его работе по вопросам прав человека и стимулировать изменения в этой области. «Это было разочарованием, учитывая то, что ранее Германия активно поддерживала кандидатуру Казахстана на роль председателя ОБСЕ в 2010 году. В феврале 2009 года Европейский союз и Соединенные Штаты выступили с публичным заявлением, приветствуя реформы в стране, наблюдавшиеся в начале года, и обратили внимание на необходимость дальнейшего прогресса в преддверии председательства Казахстана в ОБСЕ», — приводится в докладе. Однако уже в сентябре 2009 года Европейский союз и Соединенные Штаты выразили обеспокоенность принятием закона, контролирующего Интернет, вынесением приговора независимому журналисту Рамазану Есергепову и несправедливым судебным процессом над правозащитником Евгением Жовтисом. Европейский союз выразил свое сожаление и обеспокоенность нарушением свободы СМИ в Казахстане в ряде случаев«.

Довольно интересной точки зрения придерживается издание «Деловая неделя» — по мнению редакции, председательство Казахстана в ОБСЕ может пройти под звуки слива. «На этой неделе казахстанский эмигрант Мухтар Аблязов обнародовал компромат против второго зятя президента Назарбаева — Тимура Кулибаева. Даже не анализируя заявления экс-главы и акционера БТА Банка, можно предположить, что очередной год, проходящий для нашей страны под знаком ОБСЕ, пройдет также под аккомпанемент очередных разоблачительных материалов. Если в прошлом, когда с обвинениями выступал экс-старший зять президента, этот компромат ушел, что называется, «по касательной», не причинив особенного ущерба имиджу и авторитету республики, то в этом году все может обернуться куда более неприятным образом. Хотя бы потому, что нашим чиновникам придется соответствовать четырем «Т», провозглашенным главой государства в качестве неофициального девиза председательства.

Обвинения Мухтара Аблязова — в каком-то смысле «двойной удар» против Кулибаева, ведь его обвинили не только во взяточничестве, но и в лоббировании интересов Китая, что особенно чувствительно на волне негодования, поднявшейся из-за слухов о возможности передачи казахской земли китайцам. Не секрет, что боязнь восточного соседа является весьма распространенной фобией казахстанского общества, не говоря о том, что требования не передавать китайцам сельхозугодия были вынесены в качестве лозунгов национал-патриотическими силами, продолжающими свой крестовый поход также против проекта Доктрины национального единства Казахстана. Нельзя также забывать, что именно на этом фоне развиваются скандальные дела против, предположительно, пытавшегося похитить Рахата Алиева в Австрии, бизнесмена и против самого экс-супруга Дариги Назарбаевой, обвиненного в пытках и убийстве вероятной любовницы. И это не говоря уже о судах по поводу БТА, ведущихся Аблязовым в Лондоне, к которым можно также приплюсовать имеющиеся и ожидаемые иски миноритариев по итогам государственной реструктуризации взятых под контроль властей банков. В итоге получается, что «Т»-прозрачность уже достигнута, и казахстанская «внутренняя» кухня варится на глазах всей Европы. Хорошо это или плохо, самостоятельный вопрос, но это так.

Второй момент в новых разоблачениях — это попытка разоблачителя адресовать их именно внутренним кругам казахстанского политического истеблишмента, апеллируя к духовному лидеру националистов, или, как выражается сам Мухтар Шаханов, национал-патриотов. Выдвинутая к председательству в ОБСЕ, видимо, исключительно в целях пиара концепция Доктрины национального единства внезапно всколыхнула казахстанское общество, подняв на гребне волны уже порядком позабытые фигуры во главе с живым классиком казахской литературы. Находясь на этой, вероятно, одной из последних в его политической карьере, волн, г-н Шаханов сегодня волей-неволей втягивается во внутриполитическую борьбу за власть, которая кроется за обвинениями против Тимура Кулибаева".

«Превратится ли первый «слив» Аблязова в тот «грязный душ», который в свое время устроил Астане Рахат Алиев, неизвестно, пока бывший финансист и политик только угрожает обнародовать документальное подтверждение своих обвинений, однако уже очевидно, что нынешний год для Казахстана будет необычайно сложным. Заняв сколь почетный, столь же и ответственный пост, наша страна начала сдавать экзамен — на зрелость, на демократию, законность и на цивилизованность вообще, и в известной мере загнала себя в ловушку, если она по-прежнему не готова отвечать по взятым на себя обязательствам. Даже тот факт, что главный источник компромата — экс-посол Алиев — может быть, начал постепенно выходить из игры, начатой им годы назад, не должен «расслаблять» казахстанские власти. Неизвестно, удалось ли заключить перемирие Акорды с опальным принцем, но сам факт такой попытки (если это правда) говорит, что руководители страны понимают, сколь тонок лед, на котором им сейчас приходится танцевать венский вальс.

Недавний скандал с ураном и Ираном показал, что в пиаре позиции страны не могут быть сколько-нибудь крепкими без реального продвижения демократии, а не показухи, поскольку ее может разрушить всего лишь один невыдуманный случай. Считать, что наши чиновники не могут ничего такого учудить, особенно в ситуации, когда социально-экономическое развитие страны по-прежнему оставляет желать лучшего, было бы глупо. Во всей этой каше с банкирами, зятьями, коррупцией, националистами, Семьей и прочими грязными делами, заваренной на глазах у международной общественности, плавают настоящие «шматы» в виде кампании по борьбе с коррупцией. «Разварить» их, просто утопив, не удастся, а разгрызть также, видимо, не получится — слишком явно одни фигуры попадают на скамью подсудимых по мелочам, а другие — избегают ее с куда более очевидными причинами там оказаться. Решить этот вопрос с двумя другими «Т» (толерантностью и присущими нам традициями), видимо, не удастся, потому что тогда за бортом останется самая главная «Т» — доверие«.

«Я получил доступ к материалам, которые подтверждают факт подкупа президентского зятя Тимура Кулибаева»

Внутренняя политика Казахстана в застое, что очевидно, связано с активизацией внешнеполитических проектов Астаны. Однако при этом на информационную поверхность время от времени выплескиваются самые острые вопросы казахстанского бытия. «Политическая пауза в высших эшелонах казахстанской власти — удобный момент для проведения системного аудита с точки зрения оценки реального состояния экономики страны, — отмечает сайт лоялистского Информационно-аналитического Центра МГУ. — Хотя понятно, что внимание Нурсулана Назарбаева сейчас в основном приковано к вопросам, связанным с председательством Казахстана в ОБСЕ, но для тех, кто непосредственно отвечает за хозяйственный блок в правительстве и госхолдингах, время достаточно тревожное. С одной стороны, кадровые перестановки, которые ожидались в конце 2009 года, отложены на неопределенный срок. С другой, эта неопределенность может прерваться в любой момент при возникновении нештатной ситуации в одном из секторов экономики или, что совсем уж мало предсказуемо, в одном из регионов Казахстана, где по каким-либо причинам не сработает система социальных гарантий. Судя по событиям в Жанаонзене — такого рода «взрыв» может быть управляемым. Имена главных ответственных за состояние национальной экономики всем хорошо известны — Карим Маисмов и Кайрат Келимбетов. Но в какой степени эти государственные топ-менеджеры в реальности могут выполнить обязательства данные президенту — обеспечить уже в ближайшее время переход Казахстана в посткризисную фазу развития?

Это при том, что в большинстве стран мира даже наиболее продвинутые аналитики до конца не представляют, какой именно будет эта новая реальность. Не с точки зрения глобальных трендов, о которых писал Нурсултан Назарбаев в своих статьях, а на более приземленном уровне — применительно к национальным реалиям. Возникает довольно противоречивое ощущение. Ак Орда постоянно говорит о преодолении кризисных явлений в экономике, а специалисты, которых не заподозришь в тесной связи с оппозиционными партиями, утверждают обратное: в 2010 можно ожидать продолжение спада производства, рост безаботицы, неконтролируемые колебания курса национальной валюты и проблемы у целого ряда крупных банков. Кому верить?

А еще точнее, кому должен верить Нурсултан Назарбаев? Своему ближнему кругу, который уверяет «все хорошо, прекрасная маркиза» или независимым экспертам, о которых президент, возможно, слышал, но никогда лично с ними не встречался, а потому особо доверия к их прогнозам скорее всего не испытывает (если вообще их читал). В этом ведь, собственно, и заключается противоречивость механизмлв прогнозирования. Они могут быть составлены на основе какой угодно продуманной методики, но доверять им главный заказчик будет только в том случае, если за авторов прогнозов замолвят слово проверенные люди. А ближнему кругу, по большому счету, правда нужна, но только в тех дозах, которые не вызовут отторжения, не приведут к монаршему гневу. Получается замкнутый круг«.

Интересный тренд отмечают аналитики «Республики» — ареной столкновений внутриэлитных группировок все чаще становится интернет. Глобальная сеть стала мощным инструментом борьбы конкурирующих группировок во власти. Благодаря этому общественность получила возможность ознакомиться с неприглядными фактами из жизни элит. «Передовые, а самое главное — демократичные технологии распространения информации, к тому же дающие возможность сохранить полную анонимность, немало способствовали бурному оживлению скелетов, до этого времени мирно дремавших в шкафах казахстанских политиков и высших чиновников. Эксперты по сетевым технологиям, хорошо знакомые с ситуацией, утверждают, что точкой отсчета здесь, как и во многих других внутриполитических процессах в республике, стало так называемое „дело Рахата Алиева“, когда в ходе массового слива всевозможных компроматов для всех стала очевидной исключительная эффективность применения сетевого „оружия массового поражения“. Его появление в арсенале одной из сторон, как и следовало ожидать, не оставило в стороне и остальные казахстанские политические и экономические кланы. Как оказалось, однажды отрытый топор информационной войны спровоцировал целую серию войн компроматов. Возможно, у этого процесса есть и определенный положительный эффект: изнанка элиты постепенно становится достоянием общественности».

«Так, появившееся в сети компрометирующее видео с человеком, похожим на бывшего председателя КНБ — генерал-полковника Сата Токпакбаева, все специалисты тут же прокомментировали как удар по группе южан, в которую входит герой ролика, нанесенный со стороны его давнего противника Амана Шабдарбаева и его патрона Аслана Мусина (видеоролик с Токпакбаевым, который посмотрели десятки тысяч пользователей интернета, уже удален с портала YouTube).

Как следствие, показания юной потерпевшей http://www.youtube.com/watch?v=5Sko_cm2Ljc, рассказавшей о ее изнасиловании людьми, которых она считает похожими на Аслана Мусина и его верного вассала Ергена Дошаева, занимающего ныне пост руководителя аппарата Мажилиса РК, можно было резонно расценивать как нанесенный ответный удар. Эта же информация была еще осенью прошлого года опубликована на одном из российских информационных ресурсов: http://www.skandaly.ru/news/news8524.html.

Детальный анализ ролика может выявить еще одно занимательное обстоятельство. Дело в том, что фоном к рассказу девушки звучит тот же казахский хит, который был столь издевательски использован в качестве саунд-трека к откровенному фильму с человеком, похожим на Сата Токпакбаева. Невольно закрадывается подозрение, что на сей раз южане подали Аслану Мусину, как патрону Амана Шабдарбаева, сигнал о том, что готовы дать симметричный ответ на любой выпад в свой адрес со стороны возглавляемого им клана. Следует заметить, что, по всей видимости, то ли на Аслана Мусина преподнесенный урок подействовал отрезвляюще, то ли сказались новогодние праздники, но, по крайней мере, почти три недели с момента появления в интернете показаний девушки на информационном поле вокруг казахского истеблишмента сохраняется непривычно долгое затишье«.

Сайт радио «Азаттык» публикует интервью с опальным бизнесменом Мухтаром Аблязовым, который на минувшей неделе разместил во всемирной сети электронные копии документов, компрометирующих среднего зятя Назарбаева Тимура Кулибаева.

Господин Аблязов, если мы что-то упустили или если вы что-то ещё хотите добавить, пожалуйста, у вас есть время.

Знаете, что я хотел бы сказать? Там очень интересные подробности. Может быть, трудно разобраться, могу устно ещё раз сказать. До самого аукциона на фондовом рынке произошла договоренность: 25,12 процента были выставлены на аукцион таким образом, чтобы цена сложилась именно чуть больше 150 миллионов долларов. Первое. Фактически люди Тимура Кулибаева, пользуясь своими возможностями, манипулировали фондовыми биржами. И заранее все описали, и потом получили эти акции безвозмездно за то, все это они сделали. И в этих документах все это написано. Они получили 12,5 процента акций безвозмездно, то есть китайцы половину от того, что приобрели, отдали им бесплатно.

Позже я вам буду показывать на других примерах, как они также поступили со многими другими предприятиями. Также они покупали, также потом половину отдавали безвозмездно. Это вопрос будущей публикации. Я хочу, чтобы на этом примере все поняли, как действует Тимур Кулибаев.

Ещё хотел бы сказать, что он действует не один. В постановлении от 2003 года говорится, что контроль за исполнением — на Кариме Масимове, то есть эту сделку он делал вместе с Каримом Масимовым. На самом деле эти акции были в управлении компании Access Industries. Эта компания в свое время была близка бывшему премьеру Даниалу Ахметову. Затем компания Access Industries отодвигается в сторону, и идут манипуляции с этими акциями.

Вы должны понимать: чтобы отодвинуть компанию, которую поддерживал Даниал Ахметов, нужны были большие силы, чем сам премьер-министр. У нас единственный человек, который обладает большими полномочиями, чем премьер, — это президент страны. Вот вам ответ на все вопросы, каким образом и почему происходила так называемая тихая приватизация. Люди не могут понять, за что получены деньги. А я хочу сказать, что половина этих акций безвозмездно была передана Тимуру Кулибаеву, а потом он за неё получил деньги.

Господин Аблязов, разве компания Access Industries не принадлежала американскому предпринимателю, бывшему выходцу из Советского союза Лео Блаватнику?

Да, она принадлежала Лео Блаватнику. Я просто говорю, что она просто поддерживалась в своей деятельности внутри Казахстана Даниалом Ахметовым. Это не секрет, это все знали. Известно, что все крупные компании обязательно кто-то должен поддерживать сверху. Если такую серьезную компанию отодвинули от 25 процентов акций «Актобемунайгаза», то это должны быть более влиятельные силы. Вот и все. Конечно, она не принадлежала Даниалу Ахметову, просто он их поддерживал. Это известный факт, было много публикаций по этому поводу.

«Республика», в свою очередь, напоминает некоторые детали этого дела: «У меня есть доказательства! Я получил доступ к материалам, которые подтверждают факт подкупа президентского зятя Тимура Кулибаева при приватизации госпакета акций „Актобемунайгаза“ в 2003 году. В результате сделки Кулибаев по­лу­чил сто шестьдесят пять миллионов девятьсот тысяч долларов». С этих слов Мухтара Аблязова, обращенных к Мухтару Шаханову, начал разворачиваться, судя по всему, очередной громкий скандал в Казахстане. Вслед за открытым письмом последовало интервью радио «Азаттык», в котором бывший председатель совета директоров «БТА Банка», так сказать, поставил точки над «i».

Во-первых, г-н Аблязов подчеркнул, что передача земли китайским компаниям для выращивания сои — это всего лишь потенциальная угроза национальным интересам Казахстана, тогда как массовое присутствие китайских компаний в нефтегазовом секторе — уже факт.

Во-вторых, он сделал упор на то, что, если бы не заинтересованность Тимура Кулибаева в продаже госпакета акций «Актобемунайгаза» китайцам задешево, эта сделка в 2003 году не состоялась бы. Другими словами, по мнению бывшего лидера ДВК, к столь масштабному китайскому вторжению в нефтегазовый сектор страны приложил руку средний зять Назарбаева.

В-третьих, он обвинил Тимура Кулибаева в получении взятки в особо крупном размере — 165,9 миллиона долларов, которые в ином случае должны были пополнить государственный бюджет Казахстана и должны рассматриваться как часть потерь страны наряду с убытками от продажи госпакета акций «Актобемунайгаза» ниже справедливой рыночной цены.

Жесткость обвинений в адрес Тимура Кулибаева усилена предложением подать на него в суд на территории Великобритании и признанием, что компрометирующие документы в Интернете разместил сам Аблязов. Мы решили изучить выставленные для всеобщего обозрения и обсуждений документы, чтобы, так сказать, самостоятельно разобраться в теме и помочь с этим читателям, многие из которых не владеют английским языком и не имеют навыков чтения достаточно сложных текстов с большим количеством юридических терминов и формулировок«.

«Признать казахов государствообразующей нацией, а Казахстан переименовать в Казахскую Республику»

Продолжается общественная полемика и вокруг Доктрины национального единства, документа, призванного регламентировать межнациональные отношения внутри Казахстана. «Признать казахов государствообразующей нацией, а Казахстан переименовать в Казахскую Республику», — таков главный тезис документа, разработанного как альтернатива доктрине о национальном единстве, — об этом пишет «Республика». — У нас никогда не было национальной идеологии, поэтому представленная властями доктрина о национальном единстве не имеет права на жизнь, — заявил во вторник (19 января) на пресс-конференции в Алматы поэт Мухтар Шаханов. По его словам, в основу доктрины лег пример формирования американского общества и американской нации, но он с таким подходом не согласен.

— Все эти годы власть целенаправленно работает на уничтожение казахов и лишение их своей земли и языка, а кое-кто надеется, добившись этого, получить Нобелевскую премию, — жестко заметил Мухтар Шаханов. — Но мы не можем допустить создания казахстанской нации, лишив казахов и другие этносы, проживающие в Казахстане, национальной самоидентификации, поэтому мы сразу выступили против доктрины.

Напомним, что в конце прошлого года президент Нурсултан Назарбаев представил доктрину о национальном единстве на сессии Ассамблеи народа Казахстана, которая вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Казахская интеллигенция во главе с поэтом Мухтаром Шахановым выступила против принятия этого документа, пригрозив начать голодовку. В результате переговоров Администрация президента приняла решение приостановить обсуждение доктрины и предложила несогласным с ней предоставить свой вариант документа до 20 января. Предложение «Ак орды» было принято. И вот альтернативный документ разработан. Принимавший участие в разработке концепции председатель национально-патриотического движения «Казахстан» Досмухамед Нурахмет считает, что одним из основных отличий проекта от доктрины национального единства является сохранение и развитие казахской государственности. По мнению Рысбека Сарсенбаева, главного редактора газеты «Жас Алаш», «сейчас мы живем в доме без хозяина», а им по праву должны считаться казахи как государствообразующая нация, ответственная за все происходящее в стране.

— Парадоксально, но еще с 1917 года, во времена Союза, наша страна именовалась Казахской Республикой, а после получения незавимости мы стали Казахстаном, это неправильно, и мы должны вернуть прежнее название, — считает он.

Председатель движения «Улт тагдыры» Дос Кушим начал свою речь на пресс-конференции с шутки: — Мы много сегодня хвалили свой проект, но, я думаю, небезосновательно, каждый из вас, прочитав его, убедится, что есть чем хвастаться. На самом деле мы ничего нового не открыли, такой документ должен был быть принят еще в 1991 году, и, я думаю, нас поддержат если не 100, то 67% населения точно. И это не эмоции, не крик души, а серьезный, осознанный шаг«.

«Экспресс-К», правопреемница «Ленинской смены», проанализировала Доктрину по пунктам, но авторы газеты так и не нашли ничего криминального в обычном формуляре, разработанном в недрах администрации президента Казахстана.

«Начиная с декабря прошедшего года, газеты запестрили статьями о проекте Доктрины национального единства, которая была презентована на последней сессии Ассамблеи народа Казахстана. Мнение одних сводилось к тому, что это судьбоносный документ, других — враждебная народу идеология, которая может это самое национальное единство разрушить. Автора этих строк разобрало любопытство, что же такое содержится в документе, что вызвало такой ажиотаж? Вооружившись терпением и текстом пресловутого документа, проштудировал его от начала до конца.

Итак, как и любой программный документ, доктрина начинается с общих положений, в которых указаны нормативно-правовые документы, на основе которых был разработан данный проект. Среди них значатся Конституция Республики Казахстан, Закон «Об Ассамблее народа Казахстана». Кроме этого, идет ссылка на «другие нормативно-правовые акты» страны и «нормы международного права». В целом ничего сверхъестественного данный раздел и не должен содержать, поэтому описание его на этом можно было б и закончить.

Смотрим далее, в следующем разделе раскрывается история вопроса, рассказывается о принятых государством мерах по совершенствованию казахстанской модели межэтнического согласия, «получившей высокую оценку в мировом сообществе». Раздел, по существу, — добротный отчет о проделанной государством работе в сфере языковой политики, религии, СМИ, культуры в целом. Не преминули авторы отметить и риски, в потенциале угрожающие национальному единству.

В третьем разделе можно ознакомиться с основными целями, задачами и принципами государственной политики, направленной на обеспечение национального единства. Никаких отступлений от основных приоритетов и принципов, закрепленных в Конституции: если кому-то что-то не нравится — придется посягать на авторитет оригинала. Здесь мы можем найти все что нужно о патриотизме, духовно-культурной общности, сохранении стабильности, межэтническом и межконфессиональном согласии в обществе, гражданской идентичности. То есть тех базовых вещах, на которых все держится в любой нормальной полиэтнической стране и не упомянуть о которых в подобного рода документе просто нельзя. Следующий раздел, посвященный основным направлениям реализации доктрины, знакомит нас с мерами, которые по замыслу авторов будут способствовать укреплению единства в стране.

Так, к примеру, в сфере укрепления институтов межэтнического взаимодействия основная ставка делается на обеспечение эффективного участия Ассамблеи народа Казахстана, этнокультурных объединений и других институтов гражданского общества в реализации государственной национальной политики, а также укреплении позиций государственных органов, обеспечивающих ее проведение.

Естественно, приводятся меры, которые должны придать данному направлению более эффективный и качественный характер. Из практических шагов можно выделить создание аналитико-исследовательского центра по системному и целенаправленному исследованию межэтнических отношений, а также развитие сети исследовательских учреждений, обеспечивающих научно-прикладную базу национальной политики государства. То есть проводить работу не с кондачка, «потому что чувствую, что так надо», как часто у нас бывает, а разобравшись в тонких местах и держа руку на пульсе. Вполне разумно"

«Можно спорить о частностях, о том, каким получился документ, но принятие его главной идеи — закрепление в общественном сознании вышеназванного принципа национального единства — представляется теперь, после начала дискуссии, жизненно необходимым. Потому что обсуждение документа, так кстати начатое с легкой руки Назарбаева, всегда имевшего тонкое чутье на подспудно назревающие в общественном организме тонкие места, к которым всегда относилась сфера межэтнических отношений, выявило вопросы, требующие взаимопонимания и обсуждения. Потому что действительно была задета какая-то «чувствительная» струна в умонастроениях людей — и, значит, пришло время по-новому взглянуть на существующее положение вещей, переосмыслить привычные стереотипы, найти ответы на те вопросы, которые возникли в обществе.

И хотя мой пристальный, но непредвзятый взгляд не обнаружил в тексте этого образцово-невинного рамочного документа того самого «яблока раздора», породившего столь страстные дискуссии, сам факт наличия такой ожесточенной критики говорит о многом. Лично для меня понятна осторожность, с которой авторы проекта подошли к формулировке основных постулатов доктрины. Страна только завершила первый этап в формировании ментальности нового общества, которому необходимо было изжить советскую идеологическую «матрицу», осознать себя новой гражданской общностью, привыкнуть жить в новых условиях. С этой точки зрения доктрина — попытка осмысленно нащупать те общие точки соприкосновения, которые должны способствовать дальнейшему объединению граждан страны вне зависимости от этнической принадлежности.

В любом случае, не будем забывать, что проект доктрины пока — не более чем проект, то есть набросок, абрис чего-то действительно очень важного и серьезного, что должно быть предпринято в сфере укрепления национального единства. Дискуссия продолжается. С этой точки зрения можно только приветствовать начавшийся диалог — открытый и смелый шаг со стороны власти, четко осознающей все риски такого обсуждения. Итак, первые конструктивные шаги навстречу друг другу сделаны, впереди — самое сложное: прийти к принятию устраивающего все стороны документа, который обозначит пути дальнейшего обустройства нашего мира. Мирного и комфортного для всех«

Косвенно поддерживает эту позицию и авторы сайта «Контур». «Критики оставляют в стороне целый ряд очень важных вопросов, которые, действительно, заслуживали осмысления и обсуждения именно в рамках такого документа большой стратегической важности. В Доктрине ни слова не говорится о том, что государство намерено «уничтожать» казахскую нацию или содействовать исчезновению казахского языка. Те, кто интерпретируют документ в подобном ключе, на самом деле, просто хотят увидеть в нем подобный смысл. Безусловно, авторы Доктрины, в каком-то смысле сами в этом виноваты. За годы составления бюрократических бумаг, они подзабыли главный научный принцип: хочешь создать «нетленку» — четко пропиши научную терминологию. Во всех представленных формулировках нет абсолютно никакой ясности, и это открывает дорогу недоброжелательным интерпретациям, в том числе и со стороны Мухтара Шаханова, которому просто нужен был повод, и вот он есть.

Как

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть