Кто наживается на белорусской нефти?

Экономика Белоруссии весь период своего независимого существования формировалась на основе дотационных условий поставки энергоносителей из РФ
6 апреля 2020  12:40 Отправить по email
Печать

Экономика Республики Беларусь весь период своего независимого существования формировалась на основе дотационных условий поставки энергоносителей из Российской Федерации.

Принимая во внимание длительность периода субсидий (почти 30 лет), финансово-экономическая, налоговая и бюджетная системы Республики Беларусь формировались в этих условиях и весьма тесным образом стали зависеть от базовых макроэкономических параметров поставки углеводородов из Российской Федерации.

Критическая зависимость бюджета Республики Беларусь и макроэкономической стабильности в стране от условий поставки энергоносителей, является основной причиной возникших в настоящий момент разногласий с Москвой.

Ключевым фактором обеспечивающим экономическую эффективность данной модели для Республики Беларусь явилось то, что в результате распада СССР, страна получила весьма избыточные производственные мощности в сфере нефтепереработки, с огромным экспортным потенциалом.

Таким образом, белорусская нефтепереработка, длительное время перерабатывала сырьё из Российской Федерации, поставляемое на дотационных (не рыночных) условиях, с лихвой обеспечивала потребность внутреннего рынка, а преобладающий объем продукции экспортировала по мировым ценам, пишет ТГ-канал "Колинавапапу".

Получаемая в результате этого значительная доходная часть через бюджетную и налоговую системы (экспортные пошлины, акцизы, спецфонды и прочие налоговые отчисления) обеспечивала стабильное развитие экономики и возможность субсидирования смежных сфер.

Белорусская система нефтепереработки и реализации нефтепродуктов, сформированная на основе дотационных условий поставки нефти из России, характеризуется следующими особенностями (влияющими на ее экономическую эффективность):

1. Действующей системой внутриотраслевого и межотраслевого субсидирования со стороны белорусских НПЗ (преимущественно ОАО «Нафтан»):

- Поставка более 300 тыс. тонн нефтехимического сырья в год по субсидируемым ценам (параксилол, бензол, толуол, ортоксилол, гач, прямогонный бензин, пиролизное сырье, нефрас-С4, ШФЛУ и пр.) в адрес предприятий нефтехимического комплекса республики: ОАО «МогилевХимволокно», ОАО «ГродноАзот», ОАО «Лакокраска», завод «Полимир», «БГПЗ» ПО «Белоруснефть», «Завод горного воска» и пр., которые в свою очередь обеспечивают поставки сырья по дальнейшей цепочке кооперации (например в адрес ОАО «СветлогорскХимволокно», «Гомельский химический завод», предприятий легкой промышленности и пр.);

- Реализация до 450 тыс. тонн дизельного топлива для производства биодизеля для нужд сельскохозяйственных предприятий по ценам значительно ниже прейскурантной (поддержка сельхозпредприятий);

- Продажа более 100 тыс. тонн реактивного топлива в год для гражданской авиации и Министерства обороны с существенными скидками;

- Поставка химических волокон и сырья для их производства по сниженным ценам для поддержки предприятий легкой промышленности;

- Реализация бензина и дизельного топлива на внутреннем рынке Республики Беларусь по регулируемым ценам, в основном через государственную систему нефтепродуктообеспечения ПО «Белоруснефть», в объеме около 5 млн. тонн в год;

- Внутриреспубликанские поставки нефтехимического сырья и нефтепродуктов осуществляются на условиях значительной отсрочки платежа (оборотные средства вышеуказанных предприятий в ряде случаев обеспечиваются за счет НПЗ).

2. Выстроенная монопольная система экспортных продаж нефтепродуктов через спецэкспортера ЗАО «БНК» и его дочерние структуры – около 13 млн. тонн нефтепродуктов в год:

В структуру ЗАО «БНК» входят дочерние компании, осуществляющие реализацию нефтепродуктов на целевых рынках:

- «БНК-Украина» (г. Киев) – крупнейший импортер белорусских нефтепродуктов на территории Украины (лидирующие позиции на рынке дизельного, авиационное топлива, бензина и дорожного битума).

- SIA TransBaltic Oil (г. Рига) – один из ключевых игроков на рынке стран Балтии по реализации продуктов нефтепереработки, участник «серых» реэкспортных схем дизельного и авиационного топлива на рынки Польши и Украины. Основной логистический оператор ЗАО «БНК» в портах Балтии.

- BNK (UK) Ltd (г. Лондон) – финансовый оператор и контрактодержатель сделок с европейскими трейдерами (консолидирование денежных потоков, финансирование и хеджирование сделок по поставкам FOB).

- «Европейская трейдинговая компания» (г. Смоленск) – осуществляет реализацию нефтепродуктов на территории РФ, является участником российских бирж, закупает некоторое нефтехимическое сырье для поставки в адрес предприятий концерна «Белнефтехим».

Система экспортных продаж характеризуется следующими особенностями:

- Реализация более 70% выработанных нефтепродуктов на условиях FOB порты Балтии и Украины (Клайпеда, Рига, Вентспилс, Одесса, Николаев и пр.) в адрес европейских трейдеров;

- Отсутствие продаж на условиях CIF, «избирательный» подход к выбору терминалов для перевалки нефтепродуктов и европейских контрагентов, как следствие - существенное снижение эффективности продаж и отсутствие конкурентной среды;

- Отсутствие прозрачности при реализации нефтепродуктов через дочерние структуры за рубежом (около 90% от всех продаж). Наличие множества «согласованных» реэкспортных схем за счет различного подхода к ценообразованию по целевым рынках (реэкспорт дизельного топлива из стран Балтии в Польшу, реэкспорт авиационного топлива из стран Балтии в Украину и пр.). Выстраивание «самостоятельной» политики по продажам нефтепродуктов на рынках Украины, Польши и странах Балтии;

- Множество заключенных низкоэффективных долгосрочных контрактов (на 5 лет и более) по поставкам нефтепродуктов в адрес европейских трейдеров с перевалкой через порты Балтии на фиксированных условиях;

- Поддержка схем блендинга (смешивания) нефтепродуктов в портах Балтии с целью повышения маржинальности для европейских компаний;

- Выстроенная, в рамках долгосрочных контрактов, система консолидирования денежных потоков с участием европейских компаний (финансирование и хеджирование сделок), в том числе по завышенным ставкам. Около 70% экспортных продаж белорусских нефтепродуктов осуществляется через дочернюю компанию ЗАО «БНК» - BNK (UK) Ltd (г. Лондон). Сложившаяся зависимость белорусской нефтепереработки от финансовой подпитки европейских структур и как следствие - невозможность выстраивания самостоятельной политики в области продаж продукции и обеспечения финансирования НПЗ.

3. Непрозрачная система экспортных продаж продукции всех предприятий концерна «Белнефтехим» и неэффективная система обеспечения сырьевыми компонентами.

Вся конечная продукция предприятий концерна «Белнефтехим» (химическая продукция, волокна и нити, синтетические смолы и пластмассы, минеральные удобрения, лакокрасочная продукция и пр.) реализуется на экспорт через созданную одноканальную товаропроводящую сеть за рубежом (ТПС концерна «Белнефтехим»). При этом данные зарубежные структуры не осуществляют свою работу с конечными потребителями на рынках присутствия (как это задумывалось), а реализуют продукцию в адрес многочисленных «согласованных» посреднических структур.

Все это приводит к тому, что основная доля доходности от реализации белорусской продукции, выработанной в конечном итоге из дешевого российского сырья, распределяется за рубежом между многочисленными трейдерскими компаниями, как правило аффилированными с руководящими белорусскими должностными лицами.

Более того, на предприятия концерна «Белнефтехим» осуществляется поставка многочисленных крупнотоннажных сырьевых компонентов (как правило дополнительное сырье для нефтехимии): углеводородное сырье, прямогонный бензин, широкая фракция легких углеводородов, пропилен, полипропилен, параксилол, толуол, ортоксилол, различные химические фракции, ацетон технический, каустическая сода и пр.

Данные поставки из Российской Федерации также в большинстве случаев осуществляются через многочисленные посреднические структуры аффилированными с руководящими белорусскими должностными лицами по завышенным ценам без надлежащей конкурентной среды, что в свою очередь также существенным образом снижает эффективность переработки по всей кооперационной цепочке (от нефти до конечной продукции нефтехимии).

При действующей системе внутриреспубликанского субсидирования и неэффективности экспортных продаж и обеспечения сырьем, в условиях налогового маневра в РФ, белорусские НПЗ (ОАО «Нафтан» и ОАО «Мозырский НПЗ») стагнируют и испытывают острый дефицит денежных средств для завершения ключевых инвестиционных проектов.

В связи с реализуемым в Российской Федерации налоговым маневром, ставка экспортной пошлины планомерно уменьшается, что приводит к соответствующему росту стоимости нефти для белорусских НПЗ. В 2019−2024 годах вывозная пошлина на нефть в РФ, которую не уплачивает Белоруссия при импорте углеводородного сырья, снизится с 30 до 0%.

Прямые потери двух белорусских НПЗ за 2019-2024 год оценочно составят более $6 млрд., потери бюджета РБ – более $3 млрд. Финансовые источники в бюджете Республики Беларусь, которые бы позволили заместить выпадающие доходы либо оказать поддержку НПЗ, отсутствуют.

В связи с долговременным функционированием выстроенной дотационной модели сотрудничества между РБ и РФ в нефтегазовой сфере, а также в связи с отсутствием у РБ явных резервов по повышению эффективности, вопрос компенсации за налоговый маневр приобретает яркий политический контекст и становится ключевой элементом двусторонних переговоров, преобладающим в информационной повестке.

Важность оперативного решения вопроса компенсации для белорусской стороны обусловлена следующими факторами:

- системообразующей ролью двух НПЗ (в большей степени ОАО «Нафтан») в экономике РБ, широкой сетью внутриотраслевых и межотраслевых дотационных схем поставок, от которых зависит производственная загрузка большого количества промышленных предприятий;

- текущим критическим финансовым положением белорусских НПЗ (особенно ОАО «Нафтан»), острым дефицитом оборотных средств;

- невозможностью оперативного реформирования внутриреспубликанской модели субсидирования, в том числе за счет роста цен на внутреннем рынке (инфляция, макроэкономическая стабильность и пр.)

- невозможностью оперативного реформирования сложившейся неэффективной системы экспортных продаж;

- невозможностью дальнейшего увеличения цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке, угрожающее макроэкономической стабильности (текущий диспаритет цен с РФ уже превышает 10%);

- невозможностью, уже в настоящий момент, финансировать окончание инвестиционных программ НПЗ («Строительство комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков» на ОАО «Мозырский НПЗ», «Строительство комплекса замедленного коксования» на ОАО «Нафтан»). Затягивание сроков ввода установок в эксплуатацию (обеспечивающих глубину переработки), в условиях завершения налогового маневра, приведет к критическим последствиям для нефтеперерабатывающего комплекса РБ.

Инвестиционные программы развития предприятий нефтехимического комплекса РБ в 2000–2020 гг. формировались в условиях наличия сырьевых субсидий со стороны РФ и предусматривали, в большинстве своем, не углубление переработки, а наращивание производственных мощностей, что явилось стратегической ошибкой белорусского правительства и в текущих условиях, при реализации налогового маневра, ставит производственную загрузку предприятий и их экономическую эффективность в еще большую зависимость от поставок сырья из РФ.

Таким образом, очевидно, что эффективное функционирование системообразующих предприятий РБ в области нефтепереработки, нефтехимии, нефтепродуктообеспечения, экспортных поставок нефтепродуктов будет невозможно без усиления прямой роли РФ, в рамках интеграционных процессов Союзного государства.

Получение со стороны Российской Федерацией контроля за внутриреспубликанской системой поставки нефтехимического сырья и нефтепродуктообеспечения позволит углубить прямые сырьевые кооперационные связи с большим количеством промышленных предприятий РБ и обеспечить контроль за оптовым и розничным рынком нефтепродуктов.

Получение контроля над экспортными потоками нефтепродуктов белорусских НПЗ позволит:

- Ликвидировать имеющийся дисбаланс по поставке белорусских нефтепродуктов в адрес европейских компаний через порты Балтии и финансовую зависимость системы от европейских трейдеров;

- Обеспечить контроль над поставкой в Украину до 80% импорта бензинов, 50% импорта дизельного топлива, 80% авиационного топлива, 80% импорта битума в рамках согласованной стратегии, выстроить формат по присутствию на рынках нефтепродуктов стран Балтии и Польши;

- Осуществить перенаправление потоков нефтепродуктов в адрес портов Севера-Запада РФ для обеспечения их дополнительной загрузки (около 7,5 млн. тонн темных нефтепродуктов в год) с соответствующим увеличением грузопотока нефтепродуктов через РЖД;

- Обеспечить долгосрочный ресурсный потенциал перспективного проекта ПАО «Транснефть» по строительству нефтепродуктопровода (дизельное топливо) от белорусских НПЗ до Усть-Луги;

- Повысить эффективность продаж нефтепродуктов через торговые компании аффилированные с РФ.

Ранее на сайте ИА REX: Белорусскую нефтепереработку спасают хот-доги и «капучино»

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть