Решит ли Белоруссия автомобильный вопрос вхождением в ТС

О том, не пора ли начать обстоятельный разговор на тему появления на свет белорусской "Магны", рассуждает редактор журнала "Новая экономика", политолог Сергей Шиптенко
21 июня 2010  12:26 Отправить по email
Печать

Белоруссия не располагает достаточными силами и средствами для того, чтобы в разумные сроки самостоятельно реализовать национальный модернизационный проект, поэтому важным условием его осуществления становится включение национальной зкономики в региональные объединения, где аналогичные проекты реализуются, - постулирует Сергей Шиптенко в статье "Евразийская интеграция как импульс белорусской модернизации", опубликованной в двух частях от 14 и 18 июня на сайте Империя, сообщает корреспондент ИА REX.
В январе 2010 года подписано российско-белорусское соглашение о беспошлинных поставках в Белоруссию 6,3 млн. тонн российской нефти. Этого объема достаточно для полного обеспечения внутренних потребностей страны. Остальные поставки нефти и нефтепродуктов Россия обложила вывозными пошлинами, что ощутимо ударило по доходам белорусского бюджета от экспорта нефтепродуктов, вырабатываемых из дешевой российской нефти.

В контексте рассматриваемой темы учтем еще один аргумент противников участия Белоруссии в Таможенном соглашении - "автомобильный", пишет автор. Белорусские предприниматели могут и в дальнейшем оставаться наедине со своими "бэушными" легковушками, ввезенными для перепродажи. Кризис резко сократил и без того невысокий платежеспособный внутренний спрос, а российские чиновники своевременно ввели ограничительные меры на ввоз подержанных иномарок. Альтернативы ирано-белорусскому "Саманду" тоже в ближайшей перспективе нет, поскольку для инвестиций в сборочное производство не открыты новые возможности. Практически все попытки наладить сборку легковых автомобилей под Минском закончились провалом.

Автор в деталях рассказывает о целом комплексе факторов объективного и субъективного характера, чтобы продемонстрировать механизмы накапливания западного "автохлама" на просторах Белоруссии, и убежден, что, повысив ввозные пошлины на новые автомобили, продаваемые легально, "по-белому", через автосалоны, с уплатой всех налогов, чиновники еще более отдалили рядового белоруса от благ цивилизации, между тем министерства и ведомства по-прежнему будут приобретать те автомобили, которые им нужны. Ибо в отличие от вышеупомянутого "простого белоруса" они тратят не личные сбережения, а бюджетные средства, то есть деньги налогоплательщиков.

Если уж говорить о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, - резюмирует Сергей Шиптенко, то не лучше ли проявить здравомыслие и не противиться удаче, когда она сама плывет в руки: иными словами, осознать перспективы, которые открывает Белоруссии интеграция с Россией и Казахстаном не только в русле разрешения "нефтяного вопроса", но и в данном конкретном "автомобильном случае".

За множеством разговоров на высшем уровне о привлечении иностранных инвестиций, за обилием тезисов на конференциях и в газетных статьях не видны пока реальные дела: слишком мал рынок Белоруссии, чтобы быть интересным для серьезных инвестиционных проектов. Например, для корпорации GM локальная белорусская сборочная площадка не интересна в принципе, ибо нет здесь достаточного платежеспособного спроса, а более емкие рынки ЕС и России уже заняты, выход на них проблематичен.

Если бизнес-климат в ближайшее время не улучшится (одна из ключевых задач белорусского правительства), то национальное автомобилестроение, как минимум, законсервируется на нынешнем уровне, причем речь идет и о МАЗах, для которых закрывается основной их зарубежный рынок.

Продажи МАЗа в России резко упали в 2009 году, и нет никаких оснований считать, что в текущем 2010 году они увеличатся. Если Белоруссия не войдет в Таможенный союз и впоследствии в ЕЭП, то минскому автозаводу останется только создавать рабочие места в Иране и Венесуэле, сокращая персонал и производственные мощности на родине. А между тем рабочие места, создаваемые иностранными инвесторами в странах ТС, плюс сохранение занятости на имеющихся отечественных заводах, - отнюдь не мало для пострадавшей от кризиса национальной экономики. Рассматривая в качестве примера для подражания завод в Калуге, где с 2009 года осуществляется сборка грузовиков Volvo FH и Volvo FM, автор считает, что пора бы начать обстоятельный разговор на тему появления на свет белорусской "Магны": в рамках Таможенного союза такая постановка вопроса уместна, а его практическое решение в условиях Единого экономического пространства реально.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть