За последние 20 лет в России уничтожили всю систему спецобразования: интервью

О том, как можно спасти отечественную систему образования, есть ли в России стандарты обучения, к чему приведет коммерциализация образования и в чем плюсы ЕГЭ корреспонденту ИА REX рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков
22 сентября 2010  17:51 Отправить по email
Печать

Образование было и есть базовой составляющей развития общества в целом и отдельного человека в частности. При этом в России уже долгие годы идет реформирование этой системы. Одно из последних новшеств - переход бюджетников, а значит и образовательных учреждений на коммерческую основу. Вместе с тем, у нас до сих пор остается открытым вопрос образовательных стандартов и унифицирования программ. Об этих и других моментах, определяющих будущее и настоящее системы российского образования в интервью корреспонденту ИА REX рассказал президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.

ИА REX: В чем вы видите модернизацию специального образования и поднятия ее престижа?

За последние двадцать лет мы практически уничтожили всю систему специального образования. Подходы, которые выбрали наши руководители для его развития, совершенно не верны. Они решили пойти по принципу привлечения бизнеса, однако это кончится пустыми разговорами. Ведущую роль в финансировании профессиональных училищ должно взять на себя государство, потому что одной из его функций является подготовка профессиональных кадров. Однако бизнес тоже не должен оставаться безучастным. Власти должны обложить предпринимателей налогами, которые бы и были направлены на финансирование специального образования.

ИА REX: Как вы относитесь к тому, что часть преподавателей вузов могут перевести в ПТУ?

Это глупость. Преподаватель вуза может в какой-то степени оказать помощь специальному образованию, но преподаватель ПТУ – это, прежде всего, мастер, он с практической точки зрения, рассказывает и показывает, как совершать то или иное действие. В вузах же больше занимаются теорией. Одних преподавателей просто так без специальной подготовки перекинуть в другое заведение ни в коем случае нельзя.

ИА REX: Стандарты образования в стране одни, но каждая школа устанавливает свою программу. В одних она сложнее, в других легче. Не планируется ли возвращение к прежней практике, где все школы учили по одной программе?

Программа и стандарты – это разные вещи. Стандарт – это минимальный обязательный набор параметров, которые должны быть выполнены. Дело в том, что в России сегодня нет стандартов. Официально введен только стандарт начальной школы, да и то он очень спорный. В этом и парадокс: единый государственный экзамен сегодня уже есть, а самих стандартов образования нет, они только разрабатываются и какими они будут приняты, не знает никто. Время от времени появляются какие-то проекты. Когда это будет принято – неизвестно. Когда это случится – все школы должны будут ему подчиниться, а что будет сверх него – уже за деньги.

ИА REX: Кстати о деньгах. Школам предстоит коммерциализироваться. Не будет ли ситуации, когда базовый бесплатный образовательный минимум будет примитивен, а за настоящие знания придется платить?

Этого нельзя исключать. Поступая подобным образом, делая образование платным, государство ведет себя к самоуничтожению. Возникнет социальная и нравственная проблема, трудная ситуация среди учителей. Зарплата останется небольшой, поэтому педагоги будут вынуждены думать, как заработать деньги. Они будут придумывать дополнительные курсы, занятия. Этим будут заниматься даже не сами учителя, а директор. К примеру, дополнительные занятия по математике, которые в официальную программу не вошли, однако за них надо будет платить. Кстати говоря, с первого января 2011 г. во всех российских школах уже вводится должность бухгалтера и кассира согласно новому законодательству. Введение самого закона отстрочено до июля 2012 года. Я думаю, что в связи с выборами.

ИА REX: Как коммерциализация образования отразится на общем уровне знаний учеников?

Это кончится социальным расслоением. Образование смогут получить только те, у кого есть деньги, а если ребенок талантливый, но у родителей не хватает средств, то перспектив нет никаких, страна похоронит массу талантов. Пробьются единицы, и это приведет к социальному краху. Россия погрязнет в социальных пороках: пьянстве, наркомании.

ИА REX: Насколько среди учащихся школ стал популярен экстернат?

Нет, не популярен.

ИА REX: Сравнительно недавно ввели систему частичного экстерната для старшеклассников. В чем вы видите ее преимущества перед обычной системой обучения, если они есть.

Система экстерната особенно хороша для одаренных детей и инвалидов. В массовом порядке экстернат опасен.

ИА REX: Как вы считаете, необходимо ли включать основы церковного образования в школьные программы?

Изучать основы религиозной культуры надо, но к этому нужен особый подход. Это должно быть грамотно организовано, без нажима и администрирования по желанию родителей, в первую очередь. Также при таком обучении не должно происходить противопоставление одной религиозной культуры какой-либо другой. Преподавать эти курсы должны светские люди, а не священнослужители. Участвовать в обсуждении они могут, но не больше. Следовательно, нужно готовить кадры для данного направления.

ИА REX: Что нужно сделать для того, чтобы в целом усовершенствовать систему образования в стране?

Сегодня надо прекратить всякое экспериментирование и реформирование, руководителями системы образования должны стать профессионалы, которые понимают суть проблем. Также необходимо немедленно бросить все силы на разработку и отработку стандартов, потому что жить без них нельзя. Нужно обратить внимание на подготовку педагогов, изменить систему этой подготовки. Учитель должен не только давать урок, но и воспитывать, развивать ребенка. Но самое главное – нужно в разы увеличить финансирование образования и ни в коем случае не допускать его коммерциализацию.

ИА REX: ЕГЭ сдают вот уже несколько лет подряд. Какие можно выделить плюсы и минусы экзамена. Нет ли необходимости вернуться к прежним формам проведения экзаменов?

Нужно, конечно. Однако для того, чтобы это сделать, необходима сильная политическая рука. У ЕГЭ есть только один плюс: он действительно позволил ребятам из глубинки попадать в вузы, минуя курсы и приемные комиссии. Однако ради этого ломать всю систему – абсурд.

ИА REX: Как вы относитесь к введению ЕГЭ в начальную школу, в том числе в четвертом классе?
Это скорее не ЕГЭ, а тестирование, носящее психологический характер. Я противник этого. Тесты вообще имеют ограниченные функции, их можно давать далеко не каждому. Использоваться они должны только для того, чтобы преподаватель мог проверить уровень знаний ученика и подтянуть его там, где есть пробелы. Тестировать ребенка, который перешел из четвертого класса в пятый очень опасно. Он находится в состоянии стресса от перехода в среднюю школу. Это может привести к тому, что возникнет неправильное мнение о человеке и на него повесят ярлык. Также я противник и итоговой аттестации в девятых классах.

Справка:

Комков Сергей Константинович родился 19 апреля 1952г. После окончания школы поступил на радио-факультет Московского Авиационного Института (МАИ), но со второго курса перевелся на исторический факультет Московского Государственного педагогического института. В 1973г. поступил на работу в среднюю школу №709 города Москвы. В 1980–1991гг. работал в Московской школе №1160 в качестве директора. В 1991г. перешел на работу во вновь созданный по инициативе верховного совета РСФСР всероссийский фонд образования, был назначен исполнительным директором фонда. С 1993 по настоящее время является его президентом.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть