На тюменском энергофоруме искали пусковые механизмы федерального закона

1 июня 2010  18:02 Отправить по email
Печать

На международном форуме "Энергоэффективный город" в Тюмени специалисты столичных ведомств спорили между собой о путях развития российской системы энергоэкономии под молчаливым наблюдением почти 400 представителей регионов. Проблема была изначально известна тем и другим: правительство дало установку на энергосбережение, не предложив при этом четких механизмов ни для привлечения средств, ни для работы с населением, сообщает корреспондент ИА REX.

Федеральный закон "Об энергоэффективности" (261-ФЗ) вступает в полную силу с 1 января 2012 года. К этому времени все российские дома должны быть оснащены приборами учета. В многоквартирных домах это внутридомовые приборы учета тепла, в квартирах – счетчики воды, электроэнергии и газа. По новому закону для всех предприятий ТЭК, крупных потребителей энергоресурсов, бюджетных и регулируемых организаций становится обязательным энергоаудит. Энергетические обследования должны проходить не реже чем раз в пять лет.

Между тем, энергоаудита в стране просто нет, считает директор Центра по эффективному использованию энергии Игорь Башмаков. Нет профессионалов, которые могут оказать подобные виды услуг. Нет единых правил обследования зданий, по которым можно было бы предоставить объективную и достоверную картину о текущем состоянии сетей и оборудования. Кроме того, в России не развит энергосервис. "Этот важный механизм энергопотребления, вводится в стране впервые. Закон оговаривает, что целесообразность проведения энергосервиса должна быть экономически обоснована результатами энергоаудита. Систему необходимо создавать с нуля и как можно более оперативно, иначе без мониторинга реализовывать проект нереально", - подчеркнул Игорь Башмаков.

В тоже время, он отмечает, что требуется серьезная государственная поддержка со стороны властей в работе с кредитными организациями. Как и на каких условиях привлечь инвестиции в проекты энергосбережения – самый глобальный и непонятный вопрос. Инвестору необходима ясная схема возврата вложений. Федеральным и региональным властям придется взять риски на себя, предоставляя потенциальным инвесторам госгарантии, в противном случае на реализацию президентского проекта попросту не будет денег.

Губернатор Тюменской области Владимир Якушев высказал уверенность, что дело можно сдвинуть с мертвой точки только при наличии государственно-частного партнерства, субсидий для населения и льгот для инвесторов.

Как уже сообщало ИА REX, министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина отметила, что региональные власти должны заняться поиском внебюджетных источников финансирования и созданием условий для входа в проект частного капитала. Тарифная политика, предусматривающая долгосрочные тарифы для инвесторов, должна гарантировать им стабилизацию доходной базы.

Заместитель министра Станислав Воскресенский пояснил, что привлечь частных инвесторов в реформу поможет закон о концессиях, упрощающий процедуру заключения концессионных соглашений, объектами которых являются системы коммунальной инфраструктуры. Новая редакция закона будет принята в конце лета.

Объем необходимых инвестиций представители Минэкономразвития оценивают в 30 % ВВП. Финансирование инвестпроектов предполагается за счет энергосервисных компаний, которые возьмут на себя все затраты. В любом случае, на сегодняшний день неизвестны механизмы создания таких компаний, непонятно как с ними будут взаимодействовать банки-кредиторы, будут ли созданы возвратные фонды, в каком виде будет оказана государственная поддержка.

Другая сторона проблемы, по закону установка приборов учета должна проходить за счет средств потребителей. В итоге процесс грозит зависнуть, поскольку россияне достаточно негативно реагируют на новшество. К тому же, во многих муниципалитетах тарифы потребления сформированы таким образом, что по усредненным нормам платить оказывается дешевле, чем по показаниям приборов учета.

В Самаре власти проинвестировали в установку индивидуальных счетчиков 800 млн руб., из них только 10% приборов находятся в рабочем состоянии. Зачастую люди умышленно выводят из строя новые приборы учета. Эльвира Набиуллина считает, что систему надо "исправлять в целом": "Основой должно стать изменение тарифообразования и учета, то есть каждая семья должна платить за услуги столько, сколько их реально потребила".

Среди прямых экономических стимулов по приобщению граждан к экономии энергоресурсов Минэкономразвития готов предложить скидки по квартплате жильцам, которые установят в своих квартирах приборы учета воды, газа, тепла. Проблема мониторинга, привлечение инвестиций, и принципы работы с населением, - основные "болевые" точки новой реформы. По признанию участников Форума, пути решения пока неясны, а только намечены.

Отметим, принципы политики энергосбережения в России впервые сформировали в 1996 году. Тем не менее, вопросами энергоэффективности чиновники занялись относительно недавно, когда стало понятно, что Россия серьезно отстает в этом вопросе от развитых стран. В настоящий момент в стране реализуются только пилотные проекты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть